Тема 3. Экологический контроль (семинар). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Экологический контроль (семинар).



Модуль 1

1. Кто разработал теоретическую концепцию о ноосфере: 0,5 б

А. Мичурин

Б. Станиславский

В. Вернадский

Г. Эйнштейн

2. Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов: 0,5 б

А. природный ресурс

Б. окружающая среда

В. природная среда

Г. природный объект

3. Система правовых норм, регулирующих экологические отношения в целях обеспечения экологической безопасности, использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды: 0,5 б

А. экологическое право как отрасль права

Б. экологическое право как учебная дисциплина

В. экологическое право как наука

Г. экологическое право как область человеческих знаний

4. В каком году был принят Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»: 0,5 б

А. 1991 год

Б. 1995 год

В. 2000 год

Г. 2002 год

5. Общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы: 0,5 б

А. метод экологического права

Б. система экологического права

В. предмет экологического права

Г. принцип экологического права

6. Конституция РФ устанавливает, что вопросы пользования и распоряжения природными ресурсами относятся к ведению: 0,5 б

А. Российской Федерации

Б. Совместному РФ и субъектов РФ

В. Субъектов РФ

Г. Субъектов и муниципальных образований

7. Что из нижеперечисленного не относится к компетенции органов местного самоуправления: 0,5 б

А. Обеспечение санитарного благополучия населения

Б. Разработка экологических программ

В. определение положений экономической стратегии государства

Г. регулирование использования природных объектов на территории муниципального образования.

8. Экологическое право не может выступать в качестве: 0,5 б

А. Отрасли права

Б. Отрасли человеческой деятельности:

В. учебной дисциплины

Г. Отрасли науки

9. Конституция не гарантирует каждому право на: 0,5 б

А. Достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Б. Возмещение морального вреда

В.возмещение ущерба, нанесенного имуществу экологическим правонарушением.

Г. благоприятную окружающую среду

10. Какое из нижеперечисленных положений является обязанностью граждан: 0,5 б

А. Содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения

Б. Обращаться с письмами, заявлениями, жалобами в государственные органы

В. участвовать в митингах, референдумах по охране окружающей среды

Г. выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы

11. Какая из нижеперечисленных обязанностей является специальной: 0,5 б

А. Принимать участие в охране окружающей природной среды

Б. Эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением

В. соблюдать требования природоохранительного законодательства

Г. содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения

12. Какая форма собственности не предусмотрена Конституцией РФ: 0,5 б

А. Государственная

Б. Муниципальная

В. коллективная

Г. частная

13. Что является объектом государственной собственности: 0,5 б

А. Земельные участки, приобретенные гражданами

Б. Естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа.

В. особо охраняемые территории местного значения

Г. квартиры граждан

14. К объектам частной собственности могут быть отнесены: 0,5 б

А. Виды растений и животных, занесенных в Красную книгу

Б. Обособленные водные объекты

В. особо охраняемые природные территории

Г. земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города.

15. Природные ресурсы континентального шельфа находятся в ведении: 0,5 б

А. Исключительно субъектов Федерации, к территориям которых прилегает континентальный шельф.

Б. Совместном РФ и соответствующих субъектов

В. исключительно РФ

Г. совместном соответствующего субъекта и органа местного самоуправления.

16. Обязанностью граждан в сфере природопользования является: 0,5 б

А. Иметь в собственности добытые объекты

Б. Передавать право пользования другим лицам

В. своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами

Г. пользоваться предоставленными природными ресурсами

17. Управление в области охраны окружающей среды осуществляется: 0,5 б

А. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ

Б. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти

В. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления

Г. Уполномоченными на то органами исполнительной власти субъекта РФ

18. Каким номативно-правовым актом определяется правовой статус кадастра природно-заповедных объектов: 0,5 б

А. ФЗ «О животном мире».

Б. Земельный кодекс

В. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Г. ФЗ «Об отходах производства и потребления»

19. Каким государственным органом устанавливается порядок организации и осуществления государственного мониторинга: 0,5 б

А. Прокуратура РФ

Б. Правительство РФ

В. Государственная Дума РФ

Г. Органы местного самоуправления

20. Какой из показателей не учитывается при установлении экологических нормативов: 0,5 б

А. Медицинский

Б. Финансовый

В. технологический

Г. научно-технический

21. Какие нормативы устанавливают допустимый уровень шума, вибрации, теплового воздействия: 0,5 б

А. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ

Б. Нормативы предельно допустимых уровней физического воздействия

В. Нормативы предельно допустимых концентраций биологических веществ.

Г. Нормативы предельно допустимых выбросов

22. Установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям это - … 0,5 б

А. экологическая программа

Б. экологический мониторинг

В. экологическая экспертиза

Г. паспорт природного объекта

23. Заключение государственной экологической экспертизы не может быть: 0,5 б

А. Положительным

Б. Отрицательным

В. Отрицательным, но содержащим замечания

Г. Положительным, но содержащим замечания

24. Общественная экологическая экспертиза не может проводиться: 0,5 б

А. После проведения государственной экологической экспертизы

Б. До проведения государственной экологической экспертизы

В. без разрешения главы администрации субъекта РФ

Г. Одновременно с проведением государственной экологической экспертизы

 

Модуль 2

1. Какие из следующих видов земель не входят в систему категорий земель в соответствии с их целевым назначением: 0,5 б

А. земли запаса

Б. земли сельскохозяйственного назначения

В. земли крестьянского (фермерского) хозяйства

Г. земли особо охраняемых территорий и объектов

2. Под загрязнением земель понимается: 0,5 б

А. земли утратившие свою хозяйственную ценность

Б. земли являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающей среду

В. изменение их химического состава в результате антропогенной деятельности, способное вызвать ухудшение качества земель

Г. земли на которых в результате антропогенных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв

3. Срок на который предоставляются участки недр в пользование, для добычи полезных ископаемых: 0,5 б

А. 5 лет

Б. 25 лет

В. без ограничения срока

Г. на срок отработки месторождений

4. Не требует получения лицензии на добычу: 0,5 б

А. песка, глины, торфа

Б. нефти, газа

В. драгоценных металлов

Г. угля

5. Физические лица не вправе использовать недра без получения лицензии в следующих случаях: 0,5 б

А. геологического изучения

Б. строительства подземных сооружений на глубину до 5 м

В. эксплуатацию бытовых колодцев

Г. устройство скважин на первый водоносный горизонт

6. Обращение с отходами это: 0,5 б

А. применение отходов для производства товаров, выполнения работ оказания услуг

Б. содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения

В. хранение и захоронение отходов

Г. деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов

7. Что из перечисленного не является видом использования лесов: 0,5 б

А. ведение сельского хозяйства

Б. заготовка древесины

В. строительство и эксплуатация зданий, строений

Г. строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов

8. Что относится к особо защитным участкам лесов: 0,5 б

А. места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных

Б. зеленые зоны, лесопарки

В. городские леса

Г. леса, имеющие научное или историческое значение

9. Что не относится к поверхностным водным объектам: 0,5 б

А. природные выходы подземных вод (родники, гейзеры)

Б. водоносные горизонты

В. водотоки (реки, ручьи, каналы)

Г. ледники, снежники

10. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет: 0,5 б

А. 5 м

Б. 10 м

В. 20 м

Г. 50 м

11. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем: 0,5 б

А. 5 лет

Б. 10 лет

В. 15 лет

Г. 20 лет

12. Ширина водоохранной зоны моря составляет: 0,5 б

А. 500 м

Б. 1 км

В. 10 км

Г. 20 км

13. К объектам животного мира относятся: 0,5 б

А. домашние животные

Б. дикие животные обитающие за пределами РФ

В. дикие животные обитающие на территории РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы

Г. домашние животные находящиеся в состоянии естественной свободы

14. Красная книга РФ утверждается на основании: 0,5 б

А. Указа Президента РФ

Б. Постановления Правительства РФ

В. федерального закона

Г. федерального конституционного закона

15. Издание Красной книги осуществляется не реже одного раза: 0,5 б

А. в год

Б. в два года

В. в пять лет

Г. в десять лет

16. Решение о занесении и об исключении из Красной книги объектов животного мира принимает: 0,5 б

А. Правительство РФ

Б. Министерство природных ресурсов РФ и экологии

В. органы исполнительной власти субъектов РФ

Г. Росприроднадзор

17. Каков уровень допустимого шума на территории жилой застройки: 0,5 б

А. 60 дБ

Б. 75 дБ

В. 80 дБ

Г. 90 дБ

18. Толщина озонового слоя составляет: 0,5 б

А. 1 мм

Б. 3 мм

В. 10 мм

Г. 1 м

19. Конвенция об охране озонового слоя была принята в Вене на конференции в: 0,5 б

А. 1950 г.

Б. 1965 г.

В. 1985 г.

Г. 1990 г.

20. К особо охраняемым природным территориям и объектам не относятся: 0,5 б

А. природные заповедники

Б. национальные парки

В. земли сельскохозяйственного назначения

Г. редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса, животные

21. Земли особо охраняемых природных территорий не могут находится в собственности: 0,5 б

А. Российской Федерации

Б. субъекта Российской Федерации

В. муниципальной собственности

Г. физических или юридических лиц

22. На землях особо охраняемых природных территорий запрещено: 0,5 б

А. всякое присутствие человека

Б. предоставление под садоводческие и дачные участки

В. проведение научных исследований

Г. лечебно-оздоровительная деятельность

23. Зонами экологического бедствия признаются: 0,5 б

А. территории, где происходят устойчивые отрицательные изменения

Б. территории, где произошли глубокие необратимые изменения

В. территории, где произошли обратимые изменения

Г. все перечисленное

24. Кто является инициатором объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации: 0,5 б

А. федеральные органы исполнительной власти РФ

Б. федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ

В. органы местного самоуправления

Г. все перечисленные


ПРИМЕРНЫЕ темы дипломных работ
по дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО».

 

1. Экологическое право: становление и тенденции развития.

2. Система экологического законодательства РФ.

3. Особенности экологических правоотношений в Российской Федерации.

4. Осуществление и защита экологических прав граждан в Российской Федерации.

5. Актуальные проблемы защиты экологических прав граждан.

6. Экологический контроль: правовые формы и методы реализации.

7. Проблемы правового обеспечения экологической экспертизы.

8. Право природопользования в Российской Федерации.

9. Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду.

10. Становление и развитие института права собственности на природные объекты.

11. Сделки с природными объектами: проблемы правового регулирования.

12. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды.

13. Совершенствование эколого-правового механизма в условиях современной России.

14. Правовое положение экологических фондов в РФ.

15. Экологическое страхование: современное состояние и перспективы развития.

16. Чрезвычайные экологические ситуации: классификация, правовой режим.

17. Возмещение вреда, причиненного природной среде.

18. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

19. Возмещение вреда, причиненному имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

20. Гарантии граждан на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан.

21. Актуальные вопросы ответственности за экологические правонарушения.

22. Правовые основы природных кадастров в Российской Федерации.

23. Процедура лицензирования природопользования в РФ.

24. Право землепользования в РФ.

25. Правовая охрана земель в РФ.

26. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

27. Право недропользования в РФ.

28. Правовая охрана недр в РФ.

29. Правовая охрана вод в РФ.

30. Актуальные вопросы заключения договора водопользования.

31. Право лесопользования в РФ.

32. Правовая охрана лесов и нелесной растительности.

33. Право пользования объектами животного мира в РФ.

34. Правовая охрана животного мира.

35. Правовая охрана воздушного бассейна.

36. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

37. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.

38. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве.

39. Правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах.

40. Международно-правовая охрана окружающей среды.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Экологическое право»

 

1. Общая характеристика экологических проблем в России и мире.

2. Концепции отношения общества к природе.

3. Понятие, предмет экологического права. Проблемы названия отрасли права.

4. Методы и система экологического права.Принципы экологического права.

5. Понятие экологического правоотношения и его виды. Содержание экологических правоотношений. Субъекты и объекты экологических правоотношений.

6. Понятие и классификация источников экологического права.

7. История возникновения и развития экологического права России.

8. Понятие и общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан.

9. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы.

10. Понятие, основания возникновения и прекращения права природопользования.

11. Виды права природопользования. Права и обязанности по пользованию природными объектами.

12. Понятие и система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.

13. Система экологических нормативов и стандартов.

14. Понятие государственного учета в области охраны окружающей среды.

15. Понятие, виды и значение государственных кадастров природных ресурсов.

16. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей природной среды.

17. Виды и принципы экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы.

18. Понятие и значение оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС).

19. Цели и объекты оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС).

20. Экологическая сертификация.

21. Лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды.

22. Мониторинг окружающей природной среды.

23. Понятие, виды экологического контроля.

24. Природоохранная деятельность органов прокуратуры.

25. Природоохранная деятельность органов внутренних дел

26. Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей природной среды.

27. Экологическое страхование.

28. Платность природопользования. Понятие и виды платежей.

29. Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.

30. Понятие, состав и виды экологических правонарушений. Критерии разграничения экологических проступков и преступлений.

31. Административная ответственность за экологические правонарушения.

32. Уголовная ответственность за экологические правонарушения.

33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.

34. Понятие и виды экологического вреда. Формы и механизмы возмещения вреда.

35. Земля как объект эколого-правовых отношений, земельный фонд.

36. Право собственности на землю. Иные (кроме собственности) виды прав на землю.

37. Основания возникновения и прекращения прав на землю.

38. Правовые меры охраны земель.

39. Правовой режим земель различного назначения.

40. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

41. Недра как объект эколого-правовых отношений.

42. Право недропользования и его виды.

43. Правовая охрана недр.

44. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах.

45. Вода как объект эколого-правовых отношений.

46. Право водопользования и его виды. Государственное управление водным фондом.

47. Правовая охрана вод.

48. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства.

49. Лес как объект эколого-правовых отношений.

50. Право лесопользования и его виды. Государственное управление лесным фондом.

51. Правовая охрана лесов.

52. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.

53. Животный мир как объект эколого-правовых отношений.

54. Государственный контроль и управление в области охраны животного мира.

55. Право пользования животным миром и его виды.

56. Правовая охрана животного мира. Красная книга и ее значение.

57. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране животного мира.

58. Атмосферный воздух как объект эколого-правовых отношений.

59. Государственный контроль и управление в области охраны атмосферного воздуха.

60. Правовая охрана атмосферного воздуха. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

61. Общая характеристика природно-заповедного фонда РФ.

62. Правовой режим природных заповедников, заказников, национальных и природных парков, памятников природы.

63. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных территорий.

64. Правовой режим зон экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.

65. Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами и отходами.

66. Понятие и источники международного права окружающей среды.

67. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.

68. Система и задачи международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей природной среды, их функции и полномочия.


КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГОИЧЕСКОЕ ПРАВО»

Понятие экологического правоотношения и его виды. Содержание экологических правоотношений. Субъекты и объекты экологических правоотношений.

Экологические правоотношения - это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Нас в данном случае больше всего интересует классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая достаточно четкое определение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со статьей 4 Закона «Об охране окружающей среды» следует различать правовые отношения в сфере:

естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;

земельных, горных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов;

особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).

Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а напротив, предполагает их большую роль в их охране и рациональном использовании, то государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей среды.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Так, согласно статье 8 ГК РФ, которая, если и не полностью, то в значительной мере, применима и к экологических правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности. Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотношений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое же значение, как это имеет место в гражданских правоотношениях. Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наиболее универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет значительно меньшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизма государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда не было и не могло быть». Действующее же законодательство значительно расширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений.

Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в этом большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.

Экологическая сертификация.

Экологическая сертификация – деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. При этом под экологическими понимаются требования, установленные в законодательных и иных нормативных актах в области природопользования и охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами – в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы – проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы – это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации – готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертификации является новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.

С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг.

Экологическая сертификация проводится в России в виде обязательной и добровольной. Она обязательна в случаях, установленных законодательством России и субъектов РФ. Проведение обязательной экологической сертификации означает, что государство берет на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательством случаях. Для проведения обязательной экологической сертификации МПР РФ составляет и утверждает Перечни объектов, подлежащих обязательной экосертификации.

Добровольная экологическая сертификация осуществляется в тех случаях, когда в законодательных актах РФ не предписана обязательная сертификация и проводится по инициативе заявителя-природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.

Экологическое страхование.

Экологическое страхование – это страхование ответственности организаций – владельцев источников повышенной экологической опасности, возникающей в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей среды, обеспечивающее возможность компенсации причиняемых при этом убытков и создающее дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий.

Объектом экологического страхования выступает риск гражданской ответственности, выражающейся в предъявлении страхователю имущественных требований со стороны физических и юридических лиц в соответствии с нормами гражданского законодательства. Страховым случаем является внезапное и непреднамеренное нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей среде в результате промышленной аварии. Страховое возмещение определяется в результате рассмотрения дела в суде и включает в себя:

а) ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества;

б) вред, причиненный жизни или здоровью;

в) вред, причиненный природной среде;

г) компенсацию расходов, произведенных страхователем в целях уменьшения убытков и ликвидации последствий аварии.

Страховщиком не возмещаются:

а) вред, причиненный работникам страхователя; б) моральный вред; в) вред, причиненный имуществу, которым страхователь обладает на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве; г) неустойки и штрафы; д) упущенная выгода.

Таким образом, экологическое страхование создает взаимную заинтересованность сторон в снижении риска экологических аварий. Страхователь заинтересован в повышении своей экобезопасности, так как с ростом вероятности аварий растут ставки страховых премий. В виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд льгот: возврат установленной договором части страховых премий, льготные условия продления страхового договора и т.п. Объем прибыли, получаемой страховщиком, также зависит от безаварийности деятельности страховщика, так как в этом случае отпадает необходимость выплачивать страховое возмещение, которое может достигать огромных размеров.

Экологическое страхование может быть добровольным и обязательным. При добровольном страховании страхователями могут быть юридические лица, расположенные на территории РФ, также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории РФ. Обязательное экологическое страхование в настоящее время предусмотрено ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” Согласно этому закону организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны заключить договор страхования ответственности на случай аварии на данном объекте. Наличие договора является одним из обязательных условий выдачи лицензии эти организациям.

Правовая охрана недр.

Закон «О недрах» (ст. 23) определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр. Это:

• соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

• обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

• проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

• достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

• охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

• предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

• соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

• предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Одной из правовых гарантий соблюдения этих требований служит положение Закона «О недрах», согласно которому в случае их нарушения право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами.

Органы исполнительной власти, пользователи недр и органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обязаны обеспечить выполнение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условии работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию;

обеспечение лиц. занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарных норм;

правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений. достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций;

систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных взрывоопасных газов и пылей;

запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных взрывоопасных газов и пыли не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

управление дифференцированными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей п горных выработках;

разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне указанных работ от вредного их влияния в нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Пользователи недр должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и готовых месторождений – профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов.

Правовая охрана вод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.232.228 (0.235 с.)