Концепция концентрированного обучения (Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция концентрированного обучения (Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко)



Целевая ориентация: создание оптимальных условий для учета и реализации психологических особенностей человеческого восприятия; сосредоточение внимания педагогов и учащихся на более глубоком изучении каждого предмета [28].

Основная идея: повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной орга­низационной структуры учебного процесса за счет объединения занятий в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дис­циплин в течение учебного дня, недели, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческо­го восприятия.

Выделяются три базовые модели организации концентрированного обучения.

Первая модель предполагает изучение в течение определен­ного времени одного основного предмета. Продолжительность «погружения» в предмет определяется особенностями содержа­ния и логики усвоения его учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы. Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрупнение только одной единицы — учебного дня, сокращение количества изучаемых предметов, до одного — двух. Однако, число дисциплин сохраняется з соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит из двух — трех блоков, а блок включает в себя по­следовательность основных форм организации обучения; лекция — самостоятельная работа учащихся — практическое занятие — зачет. Третья модель концентрированного обучения предполага­ет одновременное и параллельное изучение не более двух — трех дисциплин, образующих модуль. При объединении предметов в модуль следует руководствоваться принципами преемственности, межпредметных связей, чередования словесно-знаковых с образ­но-эмоциональными предметами.

Основные принципы концентрированного обучения: непрерывность процесса познания и целостность (начиная с первичного восприятия и кончая форми­рованием умений); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоя­тельности, ответственности, творческой активности учащегося; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности уча­щихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, уча­щихся между собой.

Ограничения: необходимость существенного пересмотра учебных планов, расписаний занятий и т.д.; высокие требования к профессионализму педагогов.

 

 

IV. Блок применения

 

1. Общеизвестно, что в современной науке наиболее распространенным является определение понятия через ближайший род и видовое отличие. Например, если дидактика – отрасль педагогической науки, то родовым понятием для нее является педагогика. Заполните таблицу.

Отрасль или направление науки Родовое понятие Видовые отличия
Дидактика Педагогика  
Лингводидактика    
Андрагогика   Изучает теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых
Гуманистическая психология    
Когнитивная психология   Изучает структуру и протекание ….
История педагогики    
Литературоведение    

 

2. Реализуется ли отношение «преподавание – учение» в заочном обучении (во внесессионный период)? Ответ обоснуйте.

3. Процесс обучения может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и программиста. Предположим, эти специалисты вместе пришли на урок. На каких аспектах урока будет сконцентрировано внимание каждого из них.

4. Важнейшая задача обучения – формирование у учащихся способности к самообразованию. Не означает ли это, что обучение, в конечном счете, направлено на собственное отрицание?

5. Согласны ли вы с мнением, что основной задачей дидактики должно быть изучение процессов усвоения учащимися учебного материала?

6. Верно ли, что частные методики не имеют специфического предмета исследования, а являются прикладной частью соответствующей научной дисциплины (математики, биологии, истории и т.д.)?

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять, какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?

 

 

V. Блок обобщения и систематизации

 

 

 


Дидактика отвечает на вопросы - Для чего обучать? (цели обучения) - Чему обучать? (содержание) - Как обучать? (средства, методы, формы обучения)

 

       
 
   
 

 

 


Основные понятия дидактики
I. Общие понятия педагогики Воспитание, образование, педагогический процесс, педагогическая деятельность, социализация и др.
II. Специфические для дидактики понятия Обучение, преподавание, учение, процесс обучения, учебный предмет, содержание образования, метод обучения, прием обучения, урок и др.
III. Понятия, заимствованные из других наук Восприятие, усвоение, умение, развитие, управление, обратная связь и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.007 с.)