Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и религиозные объединения. Роль религиозных объединений в политической системе обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
7.1 Понятие политической системы общества, её структура и функции
Термин политическая система был введен в политологию в 50 – 60-х годах XX века. До этого для описания властных отношений применялись понятия «тип правления», «система правления». Однако процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие «система» ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах XX века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Сегодня под «системой» понимается упорядоченная совокупность элементов, отличающихся функциональной взаимозависимостью. Применительно к политике это означает, что все ее составляющие внутренне связаны между собой и взаимодействуют в рамках определенного «общего кода». В политологию этот термин принес Т. Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из них выполняет определенные функции. Основателем теории политической системы можно считать Д. Истона, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его мнению, является частью целостности – общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Иной подход избрал американский политолог Г. Алмонд. Он исходил из того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы. Политическая система конкретного общества определяется: · его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.); · типом государства (монархия, республика); · характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.); · характером социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.); · содержанием политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами); · характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых); · историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.); · исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.). Исходя из сказанного, можно дать следующее определение политической системы общества: Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике. В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство пяти взаимообусловленных подсистем: · институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества); · регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.); · функциональной (функции политической системы и функции, выполняемые отдельными институтами политической системы); · идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология). · коммуникативной (политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти). Эти подсистемы, взятые в совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости составляют структуру политической системы общества. Основными институтами политической системы являются: а) само государство как единый целостный субъект политической системы общества; б) собственно- и не собственно-политические объединения; в) органы местного самоуправления; г) религиозные объединения (церковь). Государство – ядро политической системы общества, главный системообразующий фактор и элемент. Государство – это такая форма организации общественной жизни, которая необходима для объединения людей под единой властью, призванной координировать разнообразные интересы членов общества. Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть является главной объединяющей, организующей и принуждающей силой в обществе, действует в отношении всех лиц, проживающих на территории государства. К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего, относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод человека и гражданина. Институтами политической системы общества являются и организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Однако их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Определенную роль в политической системе общества играет церковь. Религия и политика на протяжении многих веков, так или иначе, соприкасались друг с другом. Это объясняется, прежде всего, тем, что религия опирается на большие массы верующих, это – форма общественного сознания. Политика тоже связана с огромными массами населения. Эти два явления общественной жизни пересекаются неизбежно. Церковь всегда стремилась воздействовать на политические взгляды и политическое поведение масс, на политические движения. Это весьма серьезный фактор, который сегодня нельзя не учитывать при решении важнейших политических задач в обществе. Нормативную подсистему политической системы общества составляют социальные нормы, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы, содержащиеся в конституции (ст.ст. 12, 13, 30 Конституции РФ) и иных нормативно-правовых актах государства (ФЗ «О политических партиях», ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и т.д.). Также нормативную основу политической системы составляют собственно политические нормы (нормы, содержащиеся в программах политических партий, политических актах государства и иных политических документах); неписанные политические традиции и обычаи (в демократическом обществе такой традицией является наличие реальной оппозиции). Еще одну группу социальных норм составляют моральные нормы (нормы политической этики), в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Кроме того, в нормативную подсистему входят и корпоративные нормы, как правило, содержащиеся в уставах субъектов политической системы общества и регулирующие внутриорганизационные отношения этих субъектов. На политическую жизнь общества могут оказывать существенное значение и религиозные нормы, особенно в тех обществах, где религия играет существенную роль в организации общественного устройства (теократические и клерикальные общества). Идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к формам проявления политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политической жизни общества они равнозначны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений. Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Коммуникативная подсистема политической системы общества – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях, в числе которых традиционно выделяют следующие: · функция легитимации государственной власти. Политическая система общества посредством функционирования своих институтов призвана служить связующим звеном между государством и обществом и обеспечивать общественное признание государственной власти и доверие к ней населения; · интегративная функция. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. · консолидирующая функция. Политическая система призвана выявлять и укрупнять (консолидировать) политические интересы. Для того чтобы политические интересы отдельных лиц могли быть реализованы, чтобы государство их заметило и удовлетворило, они (эти лица) должны их консолидировать, объединить (ни один человек не сможет в одиночку реализовать свои политические взгляды, не сможет добиться от государства их реализации. Только объединившись с себе подобными, сведя свои политические интересы с интересами других лиц, можно рассчитывать на их удовлетворение государством). · функция целеполагания. Реализация этой функции предполагает определение целей, задач, путей развития общества; разработка конкретных программ его деятельности на длительные периоды. · экстракционно-распределительная функция. Содержанием этой функции является извлечение (экстрагирование) из общества полезных социальных ресурсов (материальных, духовных, политических) и их дальнейшее распределение и перераспределение между социальными структурами и членами общества в соответствии с их интересами и потребностями. · функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации – фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе. · мобилизационная функция. Она имеет своей целью вовлечение населения в политическую жизнь общества, людских и материальных ресурсов для выполнения различных социальных задач. · политико-просветительная (воспитательная) функция. Воспитательная функция политической системы общества предполагает формирование массового политического сознания, политической культуры исходя из стратегических задач и путей развития общества. Развитие политического сознания и политической культуры как общества в целом, так и отдельных граждан способствует повышению их политической активности, осознанному участию в решении политических проблем, встающих перед обществом. · функция политической символизации. Она выражается в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике. Приведённый перечень функций политической системы общества не является исчерпывающим. В юридической и политической литературе выделяют и другие функции политической системы общества, такие как агрегация политических интересов, политическая социализация личности, электоральная функция, контроль за выполнением политических и иных норм поведения и т.д.
7.2 Государство в политической системе общества. Формы взаимодействия государства с иными субъектами политической системы общества
Поскольку ткань политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, служащее причиной и их возникновения, и их разрушения, то необходим специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя различия для укрепления, а не для разрушения общества. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками. Вместе с тем хотелось бы отметить, что государство нельзя отожествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые характеризуют государство как особый институт политической системы, занимающий специфическое положение по сравнению с другими субъектами политической системы. Этот обусловлено следующими обстоятельствами: · государство выступает как особое звено в структуре политического общества; · его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партией, а с другой – иными звеньями этой системы. · государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности. · государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. · с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности граждан участвовать в политической жизни общества. · конкретное участие каждого гражданина в делах государства, ответственность каждой личности за судьбу государства и общества в целом нашли свое юридическое закрепление в Конституции РФ, а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актов. Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство – основной элемент политической системы общества. Кроме того, основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены тем, что: · государство – это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс; · государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; · оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти; · обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; · обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, полицией, службой безопасности и т.п.); · обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); · обладает монополией на правотворчество; · обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения; · государство – это самый «богатый» субъект политической системы. Оно является крупнейшим собственником основных средств производства. Роль государства в политической системе общества проявляется в том, что государство, будучи властным институтом, оказывает регламентирующее упорядочивающее воздействие на других субъектов политической системы. Издавая нормативно-правовые акты, государство определяет порядок и формы создания других субъектов политической системы (политических партий, общественных и религиозных объединений и т.п.), их организационно-правовые формы, порядок и формы их деятельности и взаимодействия между собой и с государством. Государство регистрирует политические партии и общественные объединения, осуществляет контроль за их деятельностью. Следует отметить, что государство может осуществлять контроль только за внешней деятельностью субъектов политической системы, не вмешиваясь во внутриорганизационные отношения. В случае выявления нарушений законодательства государство может запретить, приостановить на своей территории деятельность любых других субъектов политической системы. Принудительно прекратить деятельность иных субъектов политической системы государство может исключительно в судебном порядке. Никакой иной орган государственной власти (ни Президент, ни парламент, ни правительство) не может принять решение о прекращении деятельности политической партии или общественного объединения. Властное воздействие государства на иных субъектов политической системы отражает субординационный характер взаимодействия государства с другими субъектами политической системы. Но помимо субординационных взаимосвязей в политической системе существуют и координационные, и реординационные взаимосвязи. Координационные отношения проявляются в паритетном взаимодействии субъектов политической системы: совместное участие государства и других субъектов политической системы в решении общесоциальных программ, создание партийных коалиций и т.п. Реординационные взаимосвязи проявляются в воздействии субъектов политической системы на государство. Формами такого воздействия может быть участие политических партий в формировании представительных органов государственной власти; выработка целей и задач развития общества, которые в случае победы политической партии на выборах становятся программой государственного развития; формирование общественного мнения по поводу осуществления государственной власти; организация и проведение легальных акций гражданского неповиновения и т.д. Ни одно другое подразделение политической системы не обладает такими полномочиями как государство и поэтому может решать только определенный круг вопросов, обусловленный их уставными задачами, а потому может лишь оказывать посильную помощь государственным органам в решении общегосударственных проблем.
7.3Роль политических партий в политической системе общества
Политическая партия – это один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан. Политическая партия представляет устойчивую политическую организацию, объединяющую лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящую пред собой цель завоевания и удержания государственной власти. Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий: - аристократические группировки (XVI-XVII вв.); - политические клубы (XVIII-XIX вв.); - современные массовые партии (XIX-XX вв.). Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По мысли Вебера, процесс становления и развития политических партий непосредственно связан со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения. Для современных политических партий характерны следующие черты: - это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольные общественные организации; - имеют органы управления и структурные образования; - имеют устав и программу действий; - чаще всего имеют фиксированное членство; - отражают интересы определенного слоя людей. В Российской Федерации порядок создания и деятельности политических партий определяется ФЗ РФ «О политических партиях». Этим законом определяются требования, предъявляемые к политическим партиям: а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее, чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии; в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах. Цели политической партии проявляются в ее функциях, к числу которых относятся: • выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; • политическая активизация и интеграция определенной части людей; • борьба за политическую власть, её использование. Определение форм, методов и средств политической борьбы в зависимости от конкретных социально-политических условий, существования общества; • формирование высших и местных органов власти (выдвижение своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью); • разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды, формирование общественного мнения • политическое воспитание общества и отдельных его членов; • подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. Возрастание роли политических партий – характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами: - возрастанием политической активности граждан; - процессом демократизации властных структур государства; - политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности. Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему: · никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней; · партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке; · деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина; · решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства; · партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества; · создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается; · недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость. Материальная база политической партии формируются за счет: а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии; б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законом; в) пожертвований; г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; д) поступлений от гражданско-правовых сделок; е) других не запрещенных законом поступлений. Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Допускаются пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям. Основными целями политической партии являются: · формирование общественного мнения; · политическое образование и воспитание граждан; · выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; · выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. Политические партии можно классифицировать по различным основаниям: В зависимости от отношения к государственной власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Правящей называется партия, победившая на парламентских или президентских выборах, в результате чего ее программные цели стали целями развития государства. Оппозиционная партия – это партия, не победившая на выборах и имеющая альтернативную программу развития. В зависимости от характера членства французский политолог М. Дюверже (1870-1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях. Массовые партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений. В зависимости от используемых методов политической деятельности со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские. Левые партии обычно выступают за социальную обеспеченность и сглаживание социальной дифференциации. Правые партии чаще всего провозглашают в качестве основного лозунга либеральные ценности и свободу частной собственности. Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций. в зависимости от характера программных целей партии делятся на: классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие); национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве); проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы); государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства); формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующие как группы его поддержки; гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива). В зависимости от программных целей преобразования общества выделяют консервативные, либеральные и радикальные политические партии. Консервативные партии выступают за сохранение государственного и общественного строя в неизменном виде. Либеральные партии провозглашают в качестве своей цели постепенное последовательное преобразование общества путем умеренных реформ. Радикальные партии выступают за немедленное коренное переустройство общества, в том числе и насильственным, революционным путем. В зависимости от способа завоевания и удержания государственной власти партии бывают парламентскими и авангардными. Партия парламентского типа приходит к власти в результате победы на выборах. Она является правящей до тех пор, пока ее программа отвечает интересам развития общества. Если же программа партии перестает отвечать целям общественного развития, то на очередных выборах такая партия теряет голоса избирателей и уходит в оппозицию. Партия авангардного типа приходит к власти, как правило, путем ее открытого захвата (история знает примеры, когда такая партия приходила к власти путем победы на парламентских выборах. Таким образом пришла к власти в 1933 г. Национал-социалистическая рабочая партия Германии). Захватив государственную власть, такая партия осуществляет ее независимо от того, отвечает ее программа интересам общества или нет. Добровольно такая партия власть никогда не отдаст.
7.4Общественные объединения как субъекты политической системы общества
Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека – право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей. Право на объединение относится к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплено: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию» (ст. 20). Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). Там, в частности, записано: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковы для зашиты своих интересов» (ст. 11). Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые: а) предусмотрены законом; б) необходимы в демократическом обществе; в) могут быть ограничены: интересами государственной или общественной безопасности, предотвращением беспорядков и преступлений, охраной здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц. Согласно Конституции Российской Федерации, «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30). Право на объединение включает в себя следующие правомочия: 1) создавать на добровольной основе общественные объединения; 2) вступать в существующие объединения; 3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения; 4) беспрепятственно выходить из любых объединений. Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т.д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в Российской Федерации общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы власти, в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д. В литературе выделяют три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений: информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях; совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например, избирательная кампания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.; законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают и формируют общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др. Государство же в свою очередь контролирует: 1) законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач; 2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению. Оно может приостановить деятельность общественных объединений или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда). В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования. Таким образом, законодательством выделяются следующие признаки общественного объединения: а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объединение; б) самоуправляемость, т.е. самостоятельное, под свою ответственность управление собственными делами. Государство не вправе вмешиваться во деятельность объединения, если оно не нарушает законодательство. Самоуправляемость предполагает внутреннюю структурированность общественного объединения, наличие у него собственных органов управле<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.016 с.) |