Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чистая конкуренция и эффективностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Является ли чисто конкурентная отрасль отраслью с постоянными или возрастающими издержками, конечное положение долговременного равновесия для каждой фирмы будет иметь те же самые основные характеристики. Как показано на рисунке 25-12, цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна минимуму средних издержек. Однако мы обнаружили в главе 24, что кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам. В положении равновесия в долговременном периоде "все находится в равенстве". MR(P) = АС = МС. Это тройное равенство представляет более чем геометрический интерес. Оно говорит нам, что, хотя конкурентная фирма может получить экономические прибыли или убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR(P) = МС в долговременном периоде. Более того, это тройное равенство предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые имеют большое социальное значение. Именно к оценке конкурентного ценообразования с общественной точки зрения мы теперь обратимся. Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. То есть экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удо- 1 При определенных, очень специфических обстоятельствах отрасль может быть в течение некоторого времени отраслью с понижающимися издержками. Например, по мере того как в данной отрасли открывается все больше шахт, издержки каждой фирмы по откачиванию фильтрующейся воды могут уменьшаться. С откачкой ее все большим числом шахт фильтрация в каждой становится меньше, и издержки по откачке, следовательно, сокращаются. Более того, при наличии только нескольких шахт в области отраслевое производство могло бы быть настолько маленьким, что только относительно примитивные и, значит, дорогие транспортные средства оказались бы пригодными. Но поскольку число фирм и отраслевой выпуск продукции увеличиваются, можно было бы построить железнодорожную ветку в область и благодаря этому значительно сократить транспортные издержки. В таких особых условиях кривая предложения фирмы в долговременном периоде может сместиться вниз. Мы подробнее расскажем об экономике с этим типом издержек в главе 36. Рисунок 25-12. Положение равновесия конкурентной фирмы в долговременном периоде: Р=АС = МС Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий и назначает самую низкую цену Р и производит наибольший объем продукции Q, соответствующий ее издержкам. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей. влетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий, которые мы назовем эффективностью распределения ресурсов и производственной эффективностью. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом. Для облегчения нашего понимания того, как эти условия достигаются при чистой конкуренции, давайте рассмотрим сначала второе условие. 1. Производственная эффективность: Р=АС. Мы только что заметили, что в течение долговременного периода конкуренция вынуждает фирмы производить в точке минимальных средних издержек производства и устанавливать ту цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее желательная ситуация, с точки зрения потребителя. Она означает, что фирмы должны использовать наилучшую из доступных (наименее дорогую) технологию, или они не выживут. Иначе говоря, в производстве любого данного количества продукции надо использовать минимум ресурсов. Например, взгляните на окончательное равновесное положение, показанное на рисунке 25-9а. Каждая фирма в отрасли производит 100 единиц продукции, используя ресурсы стоимостью 5000 дол. (равной средним издержкам в 50 дол., умноженным на 100 единиц). Если тот же самый объем производства был бы осуществлен с валовыми издержками, скажем, в 7000 дол., ресурсы использовались бы неэффективно. Общество понесло бы чистый убыток в 2000 дол. стоимости альтернативных продуктов. Заметьте также, что потребители выигрывают от наиболее низкой цены продукта, которая возможна при издержках, преобладающих в настоящее время. Наконец, издержки, приводимые в каждом случае, — это только те издержки, которые существенны для производства продукта. Поскольку продукты в конкурирующих отраслях специализированы, в них отсутствуют торговые и рекламные издержки, которые обычно добавляются к издержкам производства при определении цены продукта. 2. Эффективность распределения ресурсов: Р=МС. Но конкурентное производство любой совокупности товаров не обязательно способствует эффективному распределению ресурсов. Производство должно быть не только технологически эффективно, но и должно создавать "подходящие товары", то есть товары, которые потребители больше всего желают. Конкурентная рыночная система позаботится о том, чтобы ресурсы распределялись так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей. Давайте посмотрим, как это происходит. Мы должны, во-первых, осознать общественное значение конкурентного продукта и цен на ресурсы. Денежная оценка любого продукта — продукта X — есть общественная мера, или показатель, относительной предельной ценности этого продукта. Также, вспоминая понятие "издержки утраченных возможностей", мы видим, что предельные издержки производства X измеряют цену, или относительную ценность, других товаров, которые могли бы быть произведены с помощью использованных в производстве единицы X ресурсов. Короче говоря, цена продукта измеряет пользу или удовлетворение, которые общество получает от дополнительных единиц X, а предельные издержки дополнительной единицы X измеряют потерю (или издержки) для общества других товаров в случае использования ресурсов для производства большего количества X. Теперь в условиях конкуренции производство каждого продукта будет осуществляться до той определенной точки, в которой цена равна предельным издержкам (рис. 25-12). Стремящийся к прибыли конкурентный производитель будет получать максимально возможную прибыль, только выравнивая цену и предельные издержки. Произвести ниже точки, где MR(P) = МС, будет означать для отдельной фирмы меньше, чем максимальные, прибыли и недораспределение ресурсов для этого продукта с общественной точки зрения. Если цена превышает предельные издержки, значит, общество оценивает дополнительные единицы X более высоко, чем альтернативные продукты, которые могли бы произвести рассматриваемые ресурсы. Для иллюстрации: если цена рубашки — 10 дол. и ее предельные издержки — 8 дол., производство дополнительной рубашки вызовет чистый прирост в общем объеме производства, равный 2 дол. Общество приобретет рубашку, оцененную в 10 дол., в то время как альтернативные продукты, которыми пожертвовали, распределяя больше ресурсов для производства рубашек, были бы оценены только в 8 дол. Всякий раз, когда общество может получить что-нибудь, ценимое в 10 дол., отказываясь от чего-нибудь, оцененного в 8 дол., первоначальное распределение ресурсов осуществляется неэффективно. По сходным причинам не следует производить продукта X сверх объема, при котором цена равна предельным издержкам. Поступать таким образом означало бы получить меньшие, чем максимальные, прибыли для производителей и излишнее распределение ресурсов для производства X, с точки зрения общества. Производить X в некоторой точке, в которой предельные издержки превышают цену, означает, что ресурсы используются в производстве X за счет альтернативных товаров, которые общество оценивает выше, чем дополнительные единицы X. Например, если цена рубашки — 10 дол. и ее предельные издержки — 13 дол., тогда производство одной рубашкой меньше принесло бы чистый прирост в общем объеме производства общества в 3 дол. Общество потеряло бы рубашку, оцениваемую в 10 дол., но перераспределение высвободившихся ресурсов увеличило бы объем производства какого-нибудь другого товара, оцениваемого в 13 дол. Опять всякий раз, когда общество может отказаться от чего-нибудь, оцениваемого в 10 дол., и взамен получить что-нибудь, оцениваемое в 13 дол., первоначальное распределение ресурсов считается неэффективным. Наш вывод заключается в том, что в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. Каждый товар производится до точки, в которой издержки последней единицы равны издержкам альтернативных товаров, которыми пожертвовали, осуществляя его производство. Изменить производство X обязательно означало бы уменьшить удовлетворение потребителя. Производство X выше точки, в которой Р=МС, вызвало бы принесение в жертву альтернативных товаров, ценность которых для общества превышает ценность дополнительных единиц X. Производство X ниже точки, где Р=МС, повлекло бы за собой отказ от тех единиц X, которые общество оценивает выше, чем альтернативные товары. Дополнительное свойство рынков с чистой конкуренцией — их способность восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. В конкурентной экономике любые изменения в потребительских вкусах, запасах ресурсов или технологии автоматически приведут в действие соответствующие перегруппировки ресурсов. Как мы уже объяснили, увеличение потребительского спроса на продукт X повысит его цену. Произойдет потеря равновесия, при теперешнем объеме цена X будет превышать его предельные издержки. Это создаст экономические прибыли в отрасли X и будет стимулировать ее расширение. Прибыльность позволит отрасли переманить ресурсы из тех областей, где они в настоящее время не столь остро нужны. Расширение в этой отрасли закончится, только когда цена товара X вновь будет равна его предельным издержкам, то есть когда стоимость последней произведенной единицы снова будет равна стоимости альтернативных товаров, от которых общество отказывается ради получения этой последней произведенной единицы X. Таким образом, изменения в запасах определенных ресурсов или в технике, относящейся к различным отраслям, нарушат существующие равенства цен и предельных издержек, либо повышая, либо понижая предельные издержки. Эти неравенства заставят руководителей фирм, стремящихся либо достичь прибылей, либо избежать убытков, перераспределять ресурсы, пока цена снова не будет равна предельным издержкам по каждому направлению производства. Поступая так, они исправляют любую неэффективность в распределении ресурсов, которую изменяющиеся условия могут временно навязать экономике. Последний момент: высокоэффективное распределение ресурсов, которому благоприятствует экономика с чистой конкуренцией, происходит потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. То есть в конкурентной рыночной системе действует "невидимая рука" (см. гл. 5). Предприятия используют ресурсы до тех пор, пока дополнительные, или предельные, издержки производства не оказываются равными цене продукта. Это не только максимизирует прибыли отдельных производителей, но и одновременно создает структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом. ОГРАНИЧЕНИЯ Наш вывод о том, что рыночная система с чистой конкуренцией приводит как к производственной эффективности, так и к эффективности распределения ресурсов, должен быть сделан с некоторыми важными оговорками. Проблема распределения доходов. Утверждение, что чистая конкуренция будет распределять ресурсы эффективно, то есть будет производить совокупность товаров и услуг, которая максимизирует удовлетворение покупательских потребностей, основывается на некотором данном распределении денежных доходов. Другими словами, денежные доходы распределяются между домашними хозяйствами некоторым определенным образом, что создает определенную структуру спроса. Затем система рыночной конкуренции осуществляет эффективное распределение ресурсов, или, иначе говоря, производство товаров и услуг, структура которых максимизирует удовлетворение определенных потребностей покупателей. Но что, если распределение денежных доходов изменяется так, что изменяется структура спроса? Стала бы конкурентная рыночная система производить новое распределение ресурсов? Ответ, конечно, "да"; рыночная система перераспределила бы ресурсы и, следовательно, изменила бы состав продукции, чтобы максимизировать выполнение этой новой структуры покупательских потребностей. Проблема тогда состоит в том, какой из этих двух вариантов "эффективного" распределения ресурсов является "наиболее эффективным"? Какое распределение ресурсов обществу приносит самый высокий уровень удовлетворения потребностей? Научного ответа на этот вопрос нет, потому что мы не знаем, как измерить и сравнить удовлетворение потребностей, получаемое разными лицами от товаров и услуг. Если бы все люди были совершенно одинаковы в их способностях получать удовлетворение от доходов, экономисты могли бы рекомендовать, чтобы эти доходы были распределены равномерно и чтобы размещение ресурсов, которое соответствовало бы этому распределению, было бы "наилучшим" или "наиболее эффективным" из всех. Но на самом деле люди различаются качеством своего образования, знаниями и окружением, не говоря об их унаследованных умственных и физических особенностях. Такие различия могут быть использованы, чтобы выступать за неравное распределение доходов. Основная текущая проблема состоит в том, что распределение доходов, связанное с действиями чисто конкурентной рыночной системы, совершенно неравное и, следовательно, может вести к производству пустяков для богатых, отказывая в то же время бедным в удовлетворении их основных нужд. Следовательно, многие экономисты думают, что распределение доходов, которое обеспечивает чистая конкуренция, следовало бы изменить общественным действием. Они утверждают, что эффективность распределения ресурсов едва ли есть достоинство, если она появляется в ответ на распределение доходов, которое нарушает господствующие нормы справедливости. Вопрос о неравенстве доходов будет подробно рассмотрен в главе 37. Недостаток рынка: побочные издержки и общественные блага. Чисто конкурентная модель безоговорочно предполагает отсутствие существенных по- бочных рыночных результатов. Но на самом деле побочные издержки или выгоды могут быть значительными. В условиях конкуренции каждый производитель будет допускать только те издержки, которые должны окупиться. Это точно означает, что в некоторых направлениях производства существуют значительные издержки, которых производители могут избежать и действительно избегают, как правило загрязняя окружающую среду. Вспомните из главы 6, что эти издержки, которых стремятся избегать, выпадают на долю общества и метко названы побочными, или внешними, издержками. С другой стороны, потребление определенных, товаров и услуг, таких, как рентген грудной клетки и прививки против полиомиелита, приносит широко распространенные выгоды обществу в целом. Они называются внешними, или побочными, выгодами. Значение побочных издержек и выгод для текущих целей таково: направленная на получение прибыли деятельность производителей вызовет распределение ресурсов, которое является эффективным с точки зрения общества, только если предельные издержки включают все производственные издержки, и цена продукта точно отражает все выгоды, которые общество получает от производства товара. Только в этом случае конкурентное производство в точке, где MR(P) = MC, будет уравновешивать совокупные жертвы и удовлетворение общества и вызовет эффективное распределение ресурсов. В той мере, в какой цена и предельные издержки не являются точными показателями жертв и удовлетворения, — другими словами, в той мере, в какой существуют побочные издержки и выгоды, — производство в точке, где MR(P) = МС, не будет Вспомните также смысл примера с маяком в главе 6: рыночная система не предусматривает общественных или государственных благ, то есть благ, к которым принцип исключения не применяется. Несмотря на ее достоинства, конкурентная система цен игнорирует важную группу товаров и услуг — национальную оборону, программы паводкового Производственная техника. Рынки с чистой конкуренцией не всегда означают использование наиболее эффективной производственной техники и разработку более совершенной техники. Существуют и статический ("прямо сейчас") аспект, и динамический ("со временем") аспект этой общей критики. Статический аспект включает в себя проблему естественной монополии, с которой мы ознакомились в главе 24. В определенных сферах производства существующая технология обусловливает большой размер фирмы, для того чтобы получать самые низкие издержки производства на единицу продук- ции. При данном потребительском спросе это предполагает наличие относительно небольшого количества эффективных крупномасштабных производителей для организации эффективного производства. Другими словами, существующая экономия в условиях массового производства могла бы быть потеряна, если бы такая отрасль состояла из большого количества мелких производителей, как этого требуют условия чистой конкуренции. Динамический аспект этой критики касается желания и способности чисто конкурентных фирм осуществлять технический прогресс. Прогрессивность чистой конкуренции является предметом спора среди экономистов. В настоящих целях мы просто обращаем внимание на утверждение некоторых авторитетных специалистов, что чисто конкурентная экономика не благоприятствовала бы очень быстрому темпу технического прогресса. Они доказывают, во-первых, что стимул к техническому прогрессу может быть слабым в условиях чистой конкуренции, потому что прибыль, выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающего затраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новую технику. Во-вторых, небольшой размер типичной конкурентной фирмы и тот факт, что она склонна к "безубыточности" в долговременном периоде, вызывают ряд вопросов относительно спосрбности таких производителей финансировать значительные программы научных исследований. Мы вернемся к этому спору в главе 28. Диапазон потребительского выбора. Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание, как и предыдущее, имеет и статический, и динамический аспект. Чистая конкуренция, утверждает оно, приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры — например, монополистическая конкуренция и (часто) олигополия — порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку очевидно конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, постольку эта рыночная структура не благоприятствует совершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых. В последующих трех главах мы еще вернемся к этой полемике1. ' Преподавателям, которые хотят рассмотреть сельское хозяйство как конкретный пример чистой конкуренции, следует обратиться к главе 35 РЕЗЮМЕ 1. Американская промышленность характеризуется различными степенями конкуренции. Рыночные модели: а) чистой конкуренции, б) чистой монополии, и) монополистической конкуренции и г) олигополии — классификация, под которую можно подогнать с достаточной степенью точности большинство отраслей. 2. Отрасль с чистой конкуренцией включает большое 3. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде конку 4. При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек, конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, закрываясь. Если цена выше, чем средние переменные издержки, но меньше, чем средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, производя объем продукции, при котором Р=МС. Если цена превышает средние валовые издержки, объем продукции, при котором Р=МС, будет обеспечивать максимум экономических прибылей для фирмы. 5. Применение правила MR(F) = MC при различных 6. В долговременном периоде конкурентная цена будет 7. Кривая предложения в долговременном периоде совершенно эластична для отрасли с постоянными издержками, но является восходящей для отрасли с возрастающими издержками. 8. В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Равенство в долговременном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов, с тем чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время. 9. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике: а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Чистая конкуренция Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия Несовершенная конкуренция Соглашающийся с ценой Средний, валовой и предельный доход Случай максимизации прибыли Точка критического объема производства Случай минимизации убытков Случай закрытия Правило MR(P)=MC Кривая предложения в краткосрочном периоде Кривая предложения в долговременном периоде Отрасль с постоянными издержками Отрасль с возрастающими издержками Производственная эффективность Эффективность распределения ресурсов ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Кратко укажите основные признаки чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Под какую из этих рыночных классификаций наиболее точно подходит каждое из следующих определений: а) супермаркет, расположенный в вашем родном городе; б) сталелитейная промышленность; в) канзасская пшеничная ферма; г) коммерческий банк, в котором вы или ваша семья имеете счет; д) автомобильная промышленность. В каждом случае обоснуйте вашу классификацию. 2. Строго говоря, чистая конкуренция никогда не существовала и, вероятно, существовать не будет. Тогда зачем ее изучать? 3. Используйте следующую таблицу спроса, чтобы определить валовые и предельные доходы для каждого возможного уровня продаж.
а) Какой вывод вы можете сделать о структуре отрас б) Изобразите графически кривые спроса, валового в) Почему кривые спроса и предельного дохода со г) "Предельный доход является изменением в валовом 4. Примем следующие данные об издержках на единицу продукции для действующего в условиях чистой конкуренции производителя:
а) При цене продукта в 32 дол. будет ли данная фирма б) Ответьте на вопрос 4а) при условии, что цена проду в) Ответьте на вопрос 4а) при условии, что цена проду г) Заполните таблицу предложения фирмы в крат
д) Объясните: "Тот отрезок кривой предельных издер е) Теперь предположим, что в конкурентной отрасли ж) Предположим, что данные рыночного спроса на
Какова будет цена равновесия? Каков будет равновесный объем производства продукции для каждой фирмы? Какова будет прибыль или убыток на единицу продукции? Для фирмы? В долговременном периоде отрасль будет расширяться или сужаться? 5. Почему равенство предельного дохода и предель 6. Объясните: "Конкурентный производитель должен 7. Используя диаграммы как для отрасли, так и для 8. Внимательно проведите различие между отраслью 9. Предположим, что происходит уменьшение спроса 10. При долговременном равновесии Р = АС= МС. Ка 11. Объясните, почему некоторые экономисты увере. ны, что неравномерное распределение доходов могло бы уменьшить эффективность, с которой конкурентная рыночная система распределяет ресурсы. Какие другие крические замечания могут быть сделаны по чисто конкурентной экономике? ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.02 с.) |