Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монополия и конкуренция в российской экономике⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий против монополизации национального рынка является необходимым условием выхода из экономического кризиса. Этой проблеме отведено одно из главных направлений деятельности государства – антимонопольное регулирование. Это совокупность нормативно закрепленных правил поведения всех хозяйствующих субъектов и механизмов предотвращения монополизации рынка, направленных на дискриминацию потребителей и препятствующих добросовестной конкуренции и развитию национальной экономики. Основной структурной единицей национальной экономики является рынок. Это структура, позволяющая осуществить эффективное взаимодействие между производителем и потребителем. Определяющее влияние на его функционирование оказывает общее количество потребителей и производителей, принимающих участие в осуществлении процесса обмена денег на блага. Его характеризует конкуренция – специфический вид взаимоотношений на рынке, цель которого состоит в потребности превзойти другого участника рынка. Она выступает катализатором повышения эффективности функционирования рынка, так как стимулирует, например, повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, посредством улучшения качества, количества предоставляемого блага и уменьшения его цены. В условиях рынка конкуренция выполняет следующие функции: 1) регулирование; 2) мотивацию; 3) распределение; 4) контроль. Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости. Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на: 1) интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ; 2) поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле; 3) создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы. Монополия – это модель функционирования рынка, на котором действует один производитель и множество покупателей блага. В этом режиме конкуренция отсутствует либо сведена к минимуму.
Характерными чертами монополии являются: 1) единственный производитель определенного вида блага; 2) уникальность представленного монополистом блага оно не может быть заменено другим благом; 3) один производитель, контролирующий цену, количество определенного блага; 4) трудность или невозможность выхода на рынок новых производителей определенного блага. Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком. Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде: 1) подкупа; 2) шантажа; 3) предоставления заведомо ложной информации потребителю; 4) сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства; 5) заведомого сокрытия дефектов для потребителя; 6) промышленного шпионажа; 7) подделки продукции конкурентов. На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом. Необходимость создания конкурентной среды – свободы хозяйственной деятельности, перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов – закрепляется Конституцией РФ (п. 1. ст. 8). Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики. Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).
По причине низкой эффективности и непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было вынуждено в судебном порядке решать многие случаи нарушения конкуренции, например АО «Иркутскэнерго», РАО «ЕЭС России». Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер – идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции. Эффективная и актуальная нормативно закрепленная государственная антимонопольная политика является необходимым условием активного развития национальной экономики и ее структурных преобразований. Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя. Основная литература по курсу «Национальная экономика» Ананьев А. Н. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Юнити, 2000. Андрианов В. Д. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999. Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория (макроэкономика). М.: Дис, 2000. Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998. Борисевич В. И. Прогнозирование и планирование экономики. М.: Экоперспектива, 2005. Брагин Н. И. Государство и рынок. М., 2000. Бузгалин А. В. Переходная экономика». М.: Таурус, 1999. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М., 2000. Ведяпин В. И. Общая экономическая теория. М.: Книга сервис, 2002. Воронин Ю. М. Россия: экономический рост. М., 2004. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2000. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 2004. Жуков В. И., Митрохин В. И. Антикризисное управление. М., 2003. Козырев В. М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2000. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 2003. Львов Ю. А Основы экономики и организации бизнеса. СПб: Формика, 1992. Меньшиков С. М. Новая экономика. Основы экономических знаний. М., 1999. Плисецкий Е. Л. Россия и страны с переходной экономикой: география внешнеэкономических связей. М., 2003. Портер М. Международная конкуренция. М., 1994. Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: Фис, 1999
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.007 с.) |