Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики



Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ – товаров и услуг.

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;

2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;

3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;

4) объема имущественных обязательств перед другими странами.

Объем национального богатства позволяет:

а) определить объем благ – товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;

б) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;

в) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно – исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

По оценкам Института экономики РАН и Всемирного банка, сегодня национальное богатство всех стран мира составляет 550 трлн долл., в числе которых половина находится у Франции, Германии, Италии, Канады, Японии, США, Великобритании.

Национальное богатство США определено в количестве 24 трлн долл. в текущих ценах. Совокупный объем национального богатства стран СНГ составляет 80 трлн долл.

Основной тенденцией национальных экономик развитых стран является то, что на человеческий капитал приходится более половины национального богатства. Увеличение этого соотношения свидетельствует об уровне развития национальной экономики, так как человеческие ресурсы составляют основу экономического роста.

В России структуру национального богатства составляют: 90% – основной капитал, и оставшиеся 10% распределяются между имуществом домашних хозяйств и оборотным капиталом. Общий объем национального богатства оценивается в 60 трлн долл., более 30 трлн долл. составляет природно-ресурсный. Н. П. Федоренко считает, что в период 1895—2000 гг. физический объем национального богатства России увеличился в 32 раза.

Наращивание национального богатства происходило крайне неравномерно, под влиянием различных как объективных, так и субъективных причин. Темпы его увеличения находились в прямой зависимости от мировых экономических кризисов и возникавших внутренних политических проблем.

Разрушение СССР и образование Российской Федерации по причине неэффективных экономических реформ привели к снижению объемов национального богатства в 1991—1999 гг.

Стабилизация объемов национального богатства произошла только в 2000 г., связано это было с утверждением в должности Президента РФ В. В. Путина. Проводимая М. Е. Фрадковым политика в отношении национального богатства связана с работой по приоритетным национальным проектам, таким как здравоохранение, образование, сельское хозяйство и т. д.

Как показывает практика, ни при одном существовавшем в России государственном режиме так и не была сформирована эффективная система использования и увеличения национального богатства. Достигнутые показатели его использования в большинстве своем состоят из природно-ресурсного потенциала. Это простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей национального богатства Россия во много раз превосходит другие страны мира и постоянно увеличивает этот отрыв.

Выраженная однополюсная структура мирового хозяйства ведет к тому, что Россия существенным образом утрачивает степень контроля за своим национальным богатством. Оно все больше становится предметом передела между экономически развитыми странами, вследствие чего существует реальная угроза превращения страны в «сырьевой придаток» – понятие, подразумевающее ориентацию экономики исключительно на добычу и экспорт сырья.

Ориентация на добычу и продажу сырья является отличительной чертой экономики современной России. Как показывает практика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономической конъюнктуры. Подобный режим функционирования национальной экономики ориентирован не на сохранение и увеличение национального богатства, а исключительно на его использование.

Отличительной особенностью использования природно-ресурсной составляющей национального богатства России является то, что она по праву принадлежит всему населению страны, но, по сути, ей владеет только небольшая часть населения. В результате чего от большей части национального богатства устранено население, оно направляется лишь на обогащение небольшой группы олигархов, а не на развитие национальной экономики и человеческого потенциала.

Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения инфраструктурной трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность в изменении функционирования национальной экономики с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование развития наукоемких отраслей экономики позволит повысить эффективность и рациональность использования национального богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.

5. Место России в системе использования потенциалов планеты

Увеличение степени интеграции национальной экономики России в мировые хозяйственные связи ставит вопрос о ее реальном участии в использовании потенциалов мировой экономики.

Однозначно определить место России невозможно, так как совокупный экономический потенциал мировой экономики представляется сложным объектом для анализа. Его определение связано со следующими основными положениями.

1. О ведущем значении России свидетельствует высокие темпы роста ВВП, по которому она превосходит многие страны, например Италию, Японию. Статистические данные ООН говорят о том, что в 2003 г. ВВП России составил более 1 трлн 330 млрд долл. – более 9200 долл. на единицу населения. Объем ВВП приближается по своему значению к аналогичным показателям Италии, Франции и Великобритания, но душевой показатель примерно равен показателям Мексики и Бразилии.

Россия принадлежит к числу стран-лидеров по выработке электроэнергии, производству минеральных удобрений, выплавке чугуна и стали, прокату черных металлов, по добыче нефти и газа. Совокупный объем золотовалютных резервов на 2006 г. составил около 170 млрд долл. Положительное сальдо торгового баланса составило более 88 млрд долл., а общий экспорт составил 183 млрд долл.

Размер внешнего государственного долга на 1 января 2006 г. составил 106,9 млрд долл. Влияние внешнего долга на национальную экономику снижается. Масштабы и темпы телекоммуникационной и компьютерной отрасли экономики значительно превысили аналогичные показатели ведущих стран мира, а в 2004 г. доходы этих отраслей увеличились в несколько раз.

2. Это низкая конкурентоспособность национальной экономики, и соответственно небольшая доля в использовании экономического потенциала мирового хозяйства. Не подверглась трансформации структура экспорта. На протяжении нескольких десятилетий большую долю в нем составляют топливно-энергетические ресурсы и сырая нефть. Минимальна и доля промышленного оборудования – менее 7%. Место России как крупнейшего поставщика сырья существенно не изменилась, а поэтому высокий объем экспорта не является показателем состояния национальной экономики. Экспорт наукоемкой продукции примерно в 14 раз меньше, чем в Малайзии и Японии.

Показатель развития и использования человеческого капитала существенно ниже, чем во многих развитых странах, и по некоторым показателем значительно меньше, чем был в СССР. Высокая степень развития энергетики объясняется энергоемкостью используемых производственных технологий. Одновременно с существенным потенциалом транспортных коммуникаций существует проблема низкого их качества. Существующий значительный экологический потенциал страны никоим образом не используется. Реальное место России в мировом хозяйстве отражается объемом экспорта ресурсов – нефти, леса, метала, газа. Остальные потенциалы практически не используются.

Небольшая доля России в системе использования потенциалов мировой экономики объясняется:

1) слабым развитием институциональной инвестиционной структуры – неразвитостью банковской и финансовой инфраструктуры;

2) отсутствием стабильной, проработанной и объективной нормативно-правовой базы – неразвитостью правового поля;

3) неэффективностью государственного управления при большом влиянии государства на экономические процессы.

Небольшое участие России в использовании потенциала мировой экономики объясняется следующими причинами:

1) совпадением затяжного кризиса национальной экономики и активного развития процессов глобализации, в связи с чем Россия оказалась неспособной занять конкурентное положение в мировой экономике;

2) геополитическим положением России в мировом процессе;

3) исторически обусловленным изолированным положением экономики СССР. Вопросы вовлечения в мировую экономику были поставлены только с распадом СССР, а поэтому Россия не смогла занять должные позиции по этому направлению;

4) глобальной приватизацией оказавшей противоречивое влияние на положение национальной экономики. Ее положительное влияние связано прежде всего с тем, что она способствовала активному формированию таких экономических институтов, как акционерная форма капитала, финансовый рынок, банковская система, фондовые рынки. Она существенным образом изменила формы хозяйственной деятельности в сторону повышения их эффективности и результативности. Под ее определяющим влиянием активизировался процесс привлечения иностранного капитала в национальную экономику и выход отечественных производителей на мировые рынки. Негативное влияние глобальной приватизации обусловлено тем, что она способствовала нарушению основных хозяйственных связей, подрыву производственного потенциала в приоритетных отраслях национальной экономики. В результате чего существенным образом снизилось качество отечественных товаров, и стала очевидной их неспособность конкурировать с иностранными аналогами.

Низкая степень проработанности процесса приватизации привела к тому, что он способствовал концентрации значительной части национального богатства у небольшого количества населения (олигархов), и в конечном счете привел к серьезной социально-экономической дифференциации населения. Высокая степень криминализации производства снизила его инвестиционную привлекательность на мировом рынке капиталов.

Все эти причины стали объективной основной для определения места России в мировой экономике, препятствием в занятии ею лидирующих позиций по использованию экономического потенциала мирового хозяйства. В результате чего национальная экономика не смогла стать активным субъектом мирового хозяйства.

Относительно использования мировых человеческих ресурсов: в национальной экономике курс взят на активизацию миграционных потоков. Потребность национальной экономики в дешевой рабочей силе может быть удовлетворена за счет привлечения мигрантов из стран ближнего зарубежья, но для этого необходимо создание комплексного законодательства, минимизирующего возможные негативные последствия. Возникла насущная потребность в выработке гибкой и соответствующей интересам национальной экономики миграционной политики. На сегодня таковой не существует, а законодательный акт, ограничивающий миграционные потоки, носит локальный несистемный характер и не может решить большинство возникающих проблем. Структура расходов на миграционную политику в бюджете 2006 г. мало способствует занятию государством в этой области активной позиции – общее количество средств, выделенных на цели миграционной политики, составило 6 млрд 587 млн руб., в их числе 4 млрд руб. направлено на содержание воинских формирований и только 1 млрд 897 млн руб. – на обеспечение минимального уровня жизни населения, покинувшего территорию Чеченской Республики, и на выплату им компенсаций.

Высокие темпы роста инвестиций и степени капитализации производства, наблюдавшиеся в 2000 г., свидетельствует не об активизации роста национальной экономики, а о переоценке материальных и нематериальных активов, которые были в несколько раз занижены во время приватизации.

Для вывода национальной экономики на высокие конкурентные показатели на мировых рынках необходима активная государственная поддержка хозяйствующих субъектов, работающих в трудоемких и наукоемких отраслях с последующей государственной поддержкой их конкурентных позиций на мировых рынках. Связано это с тем, что в условиях трансформации мировой экономики только крупные хозяйствующие субъекты могут удержать лидирующие позиции. Относительно внешнеэкономической политики целесообразно более тесное объединение государства и частного бизнеса, что и наблюдается сегодня.

В целом, пассивная позиция государства по отношению к структурной перестройке национальной экономики, социальной и бюджетной инфраструктур способствует занятию Россией места «сырьевого придатка» в системе использования потенциалов мировой экономики.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.012 с.)