Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение цены и объема производства: чистая конкуренция↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение цены и объема производства: чистая конкуренция Главы с 22-й по 24-ю вооружили нас основными инструментами анализа, без которых невозможно понять, как определяются цена и объем производства продукта. Но решения фирмы относительно цены и производства будут меняться в зависимости от характера отрасли, в которой она действует. Не существует такого понятия, как "средняя" или "типичная" отрасль. Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двух похожих отраслей. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке. На другом — обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур. Спрос на продукт конкурентного продавца Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе сово- купного спроса и предложения. Конкурентная фирма не имеет ценовой политики, то есть способности регулировать цену. Скорее фирма может только приспосабливаться к рыночной цене, которую она должна рассматривать как данную величину, определяемую рынком. Как уже указывалось, конкурентный продавец скорее является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует цену. СОВЕРШЕННО ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС Подчеркнем особо, что кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Колонки 1 и 2 таблицы 25-2 показывают кривую совершенно эластичного спроса там, где рыночная цена предполагается равной 131 дол. Заметьте, что фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж. Но следует внести уточнение. Мы не говорим, что кривая рыночного спроса совершенно эластична на конкурентном рынке. В самом деле это не так, и она скорее является типичной нисходящей кривой, о чем свидетельствует рисунок 25-7б. Дело в том, что кривые спроса для большинства сельскохозяйственных продуктов совершенно неэластичны, даже несмотря на то, что сельское хозяйство является наиболее конкурентной отраслью нашей экономики. Мы говорим, что кривая спроса на продукцию отдельной фирмы в чисто конкурентной отрасли совершенно эластична. Различие проявляется следующим образом. Для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять — Таблица 25-2. Спрос и доход отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции (гипотетические данные) и действительно влияют — на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Но не отдельная фирма. Если один-единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Следовательно, графики спроса и продаж отдельной фирмы совершенно эластичны, как показано на рисунках 25-1 и 25-7а. Это именно тот случай, когда ложный вывод из общего положения заслуживает, чтобы его запомнили. То, что является верным для группы фирм (нисходящая, менее эластичная, чем совершенно эластичная кривая спроса), неверно для отдельной (совершенно эластичная кривая спроса) фирмы. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Кривая спроса конкурентной фирмы и кривые валового и предельного доходов изображены графически на рисунке 25-1. Кривая спроса, или среднего дохода, является совершенно эластичной. Кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса, потому что рынок является чисто конкурентным, и в результате цена продукта постоянна для отдельной фирмы. Каждая добавочная единица продаж увеличивает валовой доход на 131 дол. Он характеризуется прямой линией, идущей вверх направо. Ее наклон постоянен, то есть это прямая линия, потому что постоянен предельный доход. Максимизация прибыли ВЫВОД Давайте теперь остановимся и обобщим основные положения, сформулированные нами относительно конкурентного ценообразования в краткосрочном периоде. Таблица 25-8 представляет собой удобную проверочную таблицу для определения объема производства, обеспечивающего конкурентной фирме максимальную прибыль, на основе двух подходов — сопоставления валового дохода с валовыми издержками и использования правила MR = МС. Эта таблица требует от читателя тщательного изучения. В правиле MR = МС заслуживает внимания то, что при решении вопроса: производить или нет — наиболее важным является сравнение цены с минимумом средних переменных издержек. Затем при определении, какое максимизирующее прибыль или минимизирующее убыток количество продукции производить, решающим является сравнение или, еще лучше, равенство MR(P) и МС. Наконец, при определении фактической прибыли или убытка, связанных с производством, при котором MR(P) = МС, должны быть сопоставлены цена и средние валовые издержки. Основной вывод, вытекающий из таблицы 25-8, состоит в том, что отрезок кривой предельных издержек в краткосрочном периоде, который лежит выше кривой средних переменных издержек, представляет собой кривую предложения конкурентной фирмы в краткосроч- Таблица 25-8. Сводная таблица определения конкурентного объема производства в краткосрочном периоде
ном периоде. Этот вывод вытекает из использования правила MR(P) = МС и необходимого изменения, предполагаемого случаем закрытия. ФИРМА И ОТРАСЛЬ: ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ_________ Теперь остался один завершающий шаг. Выявив кривую предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде путем применения правила MR(P) = МС, мы должны определить, какая из различных возможных цен будет действительно ценой равновесия. Мы (см. гл. 4) знаем, что в условиях чисто конкурентного рынка цена равновесия определяется общим, или рыночным, объемом предложения и общим объемом спроса. Чтобы установить общий объем предложения, как мы знаем, графики, или кривые, предложения отдельных конкурентных продавцов, должны быть суммированы. Таким образом, в таблице 25-9 колонки 1 и 3 повторяют график предложения отдельной конкурентной фирмы, прямо выведенный из таблицы 25-7. Давайте теперь для удобства предположим, что существует всего 1000 конкурентных фирм в данной отрасли, каждая имеет те же валовые и удельные издержки, что и единственная фирма, которую мы рассматривали. Это позволяет нам вычислить данные (графы) общего, или рыночного, объема предложения (колонки 2 и 3) путем умножения предложенного одной фирмой количества продукции (колонка 1) на 1000. Теперь, для того чтобы определить цену равновесия и объем выпуска, эти данные об общем объеме предложения должны быть сопоставлены с данными об общем объеме спроса. Условимся, что для наглядности данные об общем объеме спроса таковы, как показано в колонках 3 и 4 таблицы 25-9. Сопоставляя общее предложенное количество продукции и общее спрашиваемое количество при семи возможных ценах, мы легко определяем, что цена равновесия равна 111 дол. и что равновесное количество составляет 8000 единиц для отрасли и 8 единиц для каждой из 1000 одинаковых фирм. Делают ли эти условия рыночного спроса и предложения данную отрасль процветающей или непроцветающей? Умножая цену продукта (111 дол.) на объем производства (8 единиц), мы находим, что валовой доход каждой фирмы составляет 888 дол. Валовые издержки (750 дол.) находим путем умножения средних валовых издержек в 93,75 дол. на 8, или просто заглянув в колонку 5 таблицы 25-3. Разность в 138 дол. есть экономическая прибыль каждой фирмы. Другой способ вычисления экономических прибылей — определение прибыли на единицу продукции путем вычитания средних валовых издержек (93,75 дол.) из цены продукта (111 дол.) и умножения разности (прибыль на единицу продукции — 17,25 дол.) на равновесный уровень производства фирмы (8 единиц). Для отрасли совокупная экономическая прибыль составляет 138 тыс. дол. Тогда эта отрасль является процветающей. Рисунок 25-7(а и б) изображает этот анализ графически. Кривые индивидуального предложения каждой из 1000 одинаковых фирм — одна из которых показана как ss на рисунке 25-7а — суммированы горизонтально, чтобы получить кривую общего объема предложения SS на рисунке 25-7б. При данном общем объеме спроса, DD, находим, что цена равновесия составляет 111 дол. и равновесный объем производства для отрасли — 8000 единиц. Цена равновесия для отдельной фирмы является фиксированной, то есть типичная кривая спроса фирмы совершенно эластична при цене равновесия, как показывает кривая dd. Поскольку цена дана и постоянна для отдельной фирмы, кривая Таблица 25-9. Фирма и рыночное предложение и рыночный спрос (гипотетические данные)
Рисунок25-7. Конкурентное равновесие для фирмы (а) и для отрасли (б) вкраткосрочном периоде Горизонтальная сумма кривых предложения 1000 фирм (ss) определяет кривую отраслевого предложения (SS). При данном отраслевом спросе (DD) равновесные цена и объем производства в краткосрочном периоде для отрасли составляют 111 дол. и 8000 единиц. Принимая цену равновесия как данную величину, типичная фирма определяет объем производства, максимизирующий прибыль, в 8 единиц и в этом случае получает экономическую прибыль, показанную белымпрямоугольником. предельного дохода совпадает с кривой спроса. Эта цена — 111 дол. — превышает средние валовые издержки при равновесном объеме производства фирмы, когда MR(P) = МС, порождая ситуацию экономических прибылей, сходную с уже описанной на рисунке 25-3. При условии, что никаких изменений в издержках или рыночном спросе не происходит, эти диаграммы показывают подлинную ситуацию равновесия в краткосрочном периоде. На рынке нет дефицитов или излишков, чтобы вызвать изменения цены или общего количества продуктов. Фирмы, составляющие отрасль, не могут увеличить свои прибыли путем изменения объема производства. Заметьте также, что более высокие издержки на единицу продукции и предельные издержки, с одной стороны, или более слабый рыночный спрос — с другой, могли бы создать ситуацию убытков, похожую на рисунок 25-4. Мы настоятельно рекомендуем студентам объяснить, глядя на рисунок 25-7(а и б), как более высокие издержки и менее благоприятный спрос могли бы вызвать ситуацию равновесия в краткосрочном периоде, порождающую убытки. Рисунок 25-7(а и б) подтверждает выдвинутое ранее положение: цена продукта — заданная величина для отдельной конкурентной фирмы, но в то же время планы предложения всех конкурентных производителей как группы — основная детерминанта цены продукта. Если мы вспомним ложный вывод из общего положения, мы не обнаружим здесь противоречия. Хотя каждая фирма, поставляющая незначительную часть от общего объема предложения, не может воздействовать на цену, сумма кри- вых предложения всего множества фирм в отрасли составляет кривую отраслевого предложения, и эта кривая имеет важное значение для цены. Короче говоря, в условиях конкуренции цена равновесия является заданной величиной для отдельной фирмы и одновременно есть результат решений о производстве (предложении) всех фирм, взятых как группа. ДОПУЩЕНИЯ И ЦЕЛЬ Допущение некоторых упрощений, ни одно из которых не ослабит общей справедливости наших выводов, существенно облегчит наш анализ. 1. Предположим, что единственным долгосрочным приспособлением является вступление фирм в отрасль или их массовый отток из отрасли. Более того, для упрощения мы не будем принимать во внимание уже проанализированные краткосрочные приспособления, чтобы яснее понять природу долго временных конкурентных приспособлений. 2. Условимся также, что все фирмы в отрасли 3. Предположим, что в данную минуту отрасль, Наша цель — описать долговременные конкурентные приспособления к изменяющимся условиям, как словесно, так и посредством графического анализа. Было бы неплохо заранее сформулировать основное заключение, которое мы стремимся объяснить. После того, как все долговременные приспособления завершены, то есть когда долговременное равновесие достигнуто, цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек фирмы и производство придется на ту же точку. Этот вывод вытекает из двух основных фактов: 1) фирмы стремятся к прибылям и остерегаются убытков и 2) при конкуренции фирмы свободно вступают в отрасль и покидают ее. Если изначально цена превышает средние валовые издержки, то возможности получения экономических прибылей будут привлекать новые фирмы в отрасль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними валовыми издержками. Напротив, если цена первоначально меньше средних валовых издержек, неизбежность убытков обусловит отток фирм из отрасли. Общий объем предложения продукции будет сокращаться, снова повышая цену до равенства со средними валовыми издержками. Наш вывод может быть наилучшим образом продемонстрирован и его значение оценено при допущении, что средняя, или типичная, фирма в чисто конкурентной отрасли изначально находится в состоянии долговременного равновесия. Это показано на рисунке 25-8а, где цена и минимум средних валовых издержек равны, скажем, 50 дол. Экономические прибыли здесь нулевые; следовательно, отрасль находится в равновесии, или "в покое", потому что у фирм отсутствует стремление вступить или покинуть отрасль. Как мы знаем, текущая рыночная цена определяется общим, или отраслевым, объемом спроса и предложения, как показано кривыми D1D1 и S1S1 на рисунке 25-8б. (Кривая рыночного предложения, между прочим, является кривой пред- Рисунок 25-8. Временные прибыли и восстановление равновесия типичной фирмы (а) и в отрасли (б) в долгрвременном периоде Благоприятный сдвиг в спросе (с D1D1 до D2D2) нарушит первоначальное равновесие и вызовет экономические прибыли. Но прибыли побудят новые фирмы войти в отрасль, увеличивая предложение (с S1S1 до S2S2) и понижая цену продукта, пока экономические прибыли снова не станут нулевыми. ложения в краткосрочном периоде; кривая отраслевого предложения в долговременном периоде ниже будет рассмотрена подробнее.) Глядя на оси объема производства на рисунке 25(а и б), мы замечаем, что в случае если все фирмы одинаковы, то для достижения отраслевого равновесного объема производства в 100 000 единиц в отрасли должна быть 1000 фирм, каждая из которых производит 100 единиц продукции. ИЗДЕРЖКАМИ В ДОЛГОВРЕМЕННОМ ПЕРИОДЕ Теперь мы спрашиваем: каков характер кривой предложения в долговременном периоде, который вытекает из этого анализа расширения или сужения конкурентной отрасли? Хотя наше рассуждение относится к долговременному периоду, мы заметили, что кривые рыночного предложения на рисунках 25-86 и 25-9б являются кривыми отраслевого предложения в краткосрочном периоде. Это позволяет нам обозначить характер кривой долговременного предложения для конкурентной отрасли. Решающим фактором в определении вида кривой отраслевого предложения в долговременном периоде является влияние (если таковое имеется), которое изменения в количестве фирм в отрасли окажут на издержки отдельных фирм. Рассматривая долговременное конкурентное равновесие, мы предполагали, что отрасль, о которой идет речь, является отраслью с постоянными издержками. По определению, это означает, что расширение отрасли за счет вхождения в нее новых фирм не окажет влияния на цены ресурсов или, следовательно, на издержки производства. Графически вхождение новых фирм не изменяет положение кривых долговременных средних издержек отдельных фирм в отрасли. В каких случаях это происходит? Большей частью — когда отраслевой спрос на ресурсы невелик по сравнению с общим объемом спроса на эти ресурсы. И это — наиболее вероятно — ситуация, когда отрасль использует неспециализированные ресурсы, на которые предъявляют спрос многие другие отрасли. Короче говоря, когда спрос определенной отрасли на ресурсы составляет незначительную часть от общего объема спроса, отрасль может расширяться без существенного влияния на цены и затраты ресурсов. Как будет выглядеть кривая предложения для отрасли с постоянными издержками в долговременном периоде? Ответ содержится в нашем предыдущем обсуждении долговременных приспособлений к равновесию, которые прибыли или убытки будут стимулировать. Здесь мы предполагали, что вступление в отрасль или отток фирм не окажет влияния на издержки. Результатом было то, что вступление или массовый отток фирм изменяли отраслевой объем производства, но всегда возвращали цену продукта к первоначальному уровню в 50 дол., когда она просто соответствовала неизменяющемуся минимуму средних валовых издержек производства. В частности, мы обнаружили, что отрасль будет поставлять 90 000, 100 000 или ПО 000 единиц продукции — все по цене 50 дол. за штуку. В соответствии со специальной терминологией, в долговременном периоде кривая предложения отрасли с постоянными издержками является совершенно эластичной. Графически это показано на рисунке 25-10, где использованы данные рисунков 25-8 и 25-9. Предположим, что первоначально отраслевой спрос — D1D1, отраслевой объем производства — Q1 /(100000) и цена продукта составляет Q1S1 (50 дол.). Эта ситуация, относящаяся к рисунку 25-8, является ситуацией долговременного равновесия. Теперь условимся, что спрос увеличивается до D2D2, нарушая Рисунок 25-10. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долговременном периоде совершенно Эластична Постольку вступление или массовый выход фирм не оказывают влияния на цены ресурсов, или, следовательно, издержки на единицу продукции, увеличение спроса (с D1D1 до D2D2) вызовет расширение отраслевого производства (с Q1 до Q2), но никакого изменения в цене (Q1P1 = Q2P2). Подобным же образом уменьшение спроса (с D1D2 до D3D3) вызовет сокращение производства (с Q1 до Q3, но никаких изменений в цене ( Q1P1 = Q3P3). Это означает, что кривая долговременного отраслевого предложения (SS) будет совершенно эластична. это равновесие. Возникающие в результате экономические прибыли привлекут новые фирмы. Поскольку это отрасль с постоянными издержками, вхождение в нее новых фирм будет продолжаться а отраслевой выпуск будет расширяться до тех П°Р, пока цена вновь не понизится до неизменного минимального уровня средних валовых издержек. Л» будет при цене 0*& (50 дол.) и объеме производства Q2 (110 000) Наш анализ, теперь использующий в качестве исходного рисунок 25-9, применим и для противопо-ложного случая. Сокращение в краткосрочном пери-оде отраслевого спроса с D1D1, до D3D3 вызовет массовый отток фирм и в конечном счете восстанов-ление равновесия при цене Q3S3 (50 дол.) и объеме производства Q3 (90 000). Линия, которая соединяет все точки, такие, как эти три, показывает различные сочетания цен и предложенного количества продукции, которые являлись бы наиболее прибыльными, когдау фирмы было бы достаточно времени, чтобы осуществить все желаемые приспособления к предполагаемым изменениям в отраслевом спросе. По определению, эта линия является кривой отраслево-го предложения в долговременном периоде. В от-расли с постоянными издержками, как мы замечаем на рисунке 25-10, эта кривая SS является совершен- но эластичной.
по мере того как отрасль расширяется, и вниз по мере того как отрасль сужается. В большинстве случаев вхождение новых фирм окажет влияние на цены ресурсов и, следовательно, издержки на единицу продукции отдельных фирм в отрасли. Когда отрасль использует значительную часть какого-то ресурса, общий объем предложения которого не просто увеличить, вступление новых фирм будет увеличивать спрос на ресурс по сравнению с предложением и повысит цены на него. Именно это происходит в отраслях, где используются высоко-специализированные ресурсы, первоначальное предложение которых не может быть быстро увеличено Результатом более высоких цен на ресурсы будут более высокие средние издержки фирм в отрасли в долговременном периоде. Более высокие издержки, следует заметить, означают сдвиг кривой издержек в долговременном периоде для типичной фирмы вверх. В конце концов при увеличении спроса на продукт, вызывающем экономические прибыли и приток новых фирм в отрасль, возникнет двустороннее давление на прибыли, грозящее их уничтожению. С одной стороны, вхождение новых фирм будет увеличивать рыночное предложение и понижать цену продукта, и, с другой стороны, сплошная кривая средних валовых издержек типичной фирмы сдвинется вверх. Это означает, что цена равновесия теперь будет выше первоначальной. Отрасль будет производить больше продукции только по более высокой цене. Почему? Потому что расширение отрасли увеличило средние валовые вздержки, и в течение долговременного периода цена продукта должна возместить эти издержки. При более высокой цене произойдет увеличение объема производства, или, используя специальную терминологию, кривая отраслевого предложения для отрасли с возрастающими издержками станет восходящей. Вместо получения либо 90 000, 100 000, либо 110 000 единиц продукции по той же самой цене 50 дол. в отрасли с возрастающими издержками 90 000 единиц могли бы появиться по цене 45 дол., 100 000 — по 50 дол. и ПО 000 единиц по 55 дол. Более высокая цена требуется, чтобы стимулировать увеличение производства, потому что издержки на единицу продукции увеличиваются, по мере того как расширяется отрасль. Графически это показано на рисунке 25-11. Пер- воначальный рыночный спрос, отраслевое произво- дство и цена D1D1, Q1 (100 000) и Q1P1 (50 дол.) соответственно. Увеличение спроса до D2D2 нару- шит это равновесие и повысит экономические при- были. По мере того как новые фирмы вступают в отрасль 1) отраслевое предложение будет увели-чиваться, вызывая тенденцию к понижению цены Рисунок 25-11. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долговременном периоде является восходящей В отрасли с возрастающими издержками вступление новых фирм в ответ на увеличение спроса (с D3D3 до D1D1 и до D2D2) вызовет более высокие цены на ресурсы и, таким образом, увеличит удельные издержки. В результате возрастание отраслевого объема производства (с Q3 до Q1 и до Q2) произойдет только при более высоких ценах (Q2P2 > Q1P1 > Q3P3). Кривая долговременного отраслевого предложения является, следовательно, восходящей. продукта, и 2) цены ресурсов будут расти, вызывая рост средних валовых издержек производства. Вследствие этих увеличений средних валовых издержек новая цена равновесия в долговременном периоде установится на некотором уровне выше первоначальной цены, таком, как Q2P2 (55 дол.). Наоборот, снижение спроса с D1D1 до D3D3 сделает производство неприбыльным и вызовет массовый отток фирм из отрасли. Сокращение спроса на ресурсы относительно их предложения понизит цены на них и вызовет понижение средних валовых издержек производства. Следовательно, новая цена равновесия будет установлена на некотором уровне ниже первоначальной цены, таком, как Q3P3 (45 дол.). Соединив эти три точки равновесия, мы получим восходящую кривую предложения в долговременном периоде, как изображено SS на рисунке 25-11. Какая ситуация — постоянные или возрастающие издержки — характерна для американской промышленности? Экономисты обычно считают, что наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками. Сельское хозяйство и добывающие отрасли, такие, как горная промышленность и лесоразработки, — отрасли с возрастающими издержками, потому что каждая использует значительную часть некоторого основного природного ресурса — сельскохозяйственные угодья, залежи полезных ископаемых и лесные участки. Расширение существенно повлияет на спрос на эти ресурсы и вызовет более высокие издержки. Труднее делать обо- бщения относительно обрабатывающих отраслей. На ранних стадиях развития такие отрасли могут быть вполне отнесены к отраслям с постоянными издержками1. Но по мере того как продолжающееся расширение повышает значение этих отраслей на рынках ресурсов, они могут со временем стать отраслями с возрастающими издержками. ОГРАНИЧЕНИЯ Наш вывод о том, что рыночная система с чистой конкуренцией приводит как к производственной эффективности, так и к эффективности распределения ресурсов, должен быть сделан с некоторыми важными оговорками. Проблема распределения доходов. Утверждение, что чистая конкуренция будет распределять ресурсы эффективно, то есть будет производить совокупность товаров и услуг, которая максимизирует удовлетворение покупательских потребностей, основывается на некотором данном распределении денежных доходов. Другими словами, денежные доходы распределяются между домашними хозяйствами некоторым определенным образом, что создает определенную структуру спроса. Затем система рыночной конкуренции осуществляет эффективное распределение ресурсов, или, иначе говоря, производство товаров и услуг, структура которых максимизирует удовлетворение определенных потребностей покупателей. Но что, если распределение денежных доходов изменяется так, что изменяется структура спроса? Стала бы конкурентная рыночная система производить новое распределение ресурсов? Ответ, конечно, "да"; рыночная система перераспределила бы ресурсы и, следовательно, изменила бы состав продукции, чтобы максимизировать выполнение этой новой структуры покупательских потребностей. Проблема тогда состоит в том, какой из этих двух вариантов "эффективного" распределения ресурсов является "наиболее эффективным"? Какое распределение ресурсов обществу приносит самый высокий уровень удовлетворения потребностей? Научного ответа на этот вопрос нет, потому что мы не знаем, как измерить и сравнить удовлетворение потребностей, получаемое разными лицами от товаров и услуг. Если бы все люди были совершенно одинаковы в их способностях получать удовлетворение от доходов, экономисты могли бы рекомендовать, чтобы эти доходы были распределены равномерно и чтобы размещение ресурсов, которое соответствовало бы этому распределению, было бы "наилучшим" или "наиболее эффективным" из всех. Но на самом деле люди различаются качеством своего образования, знаниями и окружением, не говоря об их унаследованных умственных и физических особенностях. Такие различия могут быть использованы, чтобы выступать за неравное распределение доходов. Основная текущая проблема состоит в том, что распределение доходов, связанное с действиями чисто конкурентной рыночной системы, совершенно неравное и, следовательно, может вести к производству пустяков для богатых, отказывая в то же время бедным в удовлетворении их основных нужд. Следовательно, многие экономисты думают, что распределение доходов, которое обеспечивает чистая конкуренция, следовало бы изменить общественным действием. Они утверждают, что эффективность распределения ресурсов едва ли есть достоинство, если она появляется в ответ на распределение доходов, которое нарушает господствующие нормы справедливости. Вопрос о неравенстве доходов будет подробно рассмотрен в главе 37. Недостаток рынка: побочные издержки и общественные блага. Чисто конкурентная модель безоговорочно предполагает отсутствие существенных по- бочных рыночных результатов. Но на самом деле побочные издержки или выгоды могут быть значительными. В условиях конкуренции каждый производитель будет допускать только те издержки, которые должны окупиться. Это точно означает, что в некоторых направлениях производства существуют значительные издержки, которых производители могут избежать и действительно избегают, как правило загрязняя окружающую среду. Вспомните из главы 6, что эти издержки, которых стремятся избегать, выпадают на долю общества и метко названы побочными, или внешними, издержками. С другой стороны, потребление определенных, товаров и услуг, таких, как рентген грудной клетки и прививки против полиомиелита, приносит широко распространенные выгоды обществу в целом. Они называются внешними, или побочными, выгодами. Значение побочных издержек и выгод для текущих целей таково: направленная на получение прибыли деятельность производителей вызовет распределение ресурсов, которое является эффективным с точки зрения общества, только если предельные издержки включают все производственные издержки, и цена продукта точно отражает все выгоды, которые общество получает от производства товара. Только в этом случае конкурентное производство в точке, где MR(P) = MC, будет уравновешивать совокупные жертвы и удовлетворение общества и вызовет эффективное распределение ресурсов. В той мере, в какой цена и предельные издержки не являются точными показателями жертв и удовлетворения, — другими словами, в той мере, в какой существуют побочные издержки и выгоды, — производство в точке, где MR(P) = МС, не будет Вспомните также смысл примера с маяком в главе 6: рыночная система не предусматривает общественных или государственных благ, то есть благ, к которым принцип исключения не применяется. Несмотря на ее достоинства, конкурентная система цен игнорирует важную группу товаров и услуг — национальную оборону, программы паводкового Производственная техника. Рынки с чистой конкуренцией не всегда означают использование наиболее эффективной производственной техники и разработку более совершенной техники. Существуют и статический ("прямо сейчас") аспект, и динамический ("со временем") аспект этой общей критики. Статический аспект включает в себя проблему естественной монополии, с которой мы ознакомились в главе 24. В определенных сферах производства существующая технология обусловливает большой размер фирмы, для того чтобы получать самые низкие издержки производства на единицу продук- ции. При данном потребительском спросе это предполагает наличие относительно небольшого количества эффективных крупномасштабных производителей для организации эффективного производства. Другими словами, существующая экономия в условиях массового производства могла бы быть потеряна, если бы такая отрасль состояла из большого количества мелких производителей, как этого требуют условия чистой конкуренции. Динамический аспект этой критики касается желания и способности чисто конкурентных фирм осуществлять технический прогресс. Прогрессивность чистой конкуренции является предметом спора среди экономистов. В настоящих целях мы просто обращаем внимание на утверждение некоторых авторитетных специалистов, что чисто конкурентная экономика не благоприятствовала бы очень быстрому темпу технического прогресса. Они доказывают, во-первых, что стимул к техническому прогрессу может быть слабым в условиях чистой конкуренции, потому что прибыль, выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающего затраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новую технику. Во-вторых, небольшой размер типичной конкурентной фирмы и тот факт, что она склонна к "безубыточности" в долговременном периоде, вызывают ряд вопросов относительно спосрбности таких производителей финансировать значительные программы научных исследований. Мы вернемся к этому спору в главе 28. Диапазон потребительского выбора. Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание, как и предыдущее, имеет и статический, и динамический аспект. Чистая конкуренция, утверждает оно, приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры — например, монополистическая конкуренция и (часто) олигополия — порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее по
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.013 с.) |