Чистая конкуренция: понятие и распространение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистая конкуренция: понятие и распространение



Давайте сосредоточим наше внимание ни чистой конкуренции, начав с выработки определения.

1. Очень большое число. Основной чертой чисто
конкурентного рынка является наличие большого
числа независимо действующих продавцов, обычно
предлагающих свою продукцию на высокоорганизо
ванном рынке. Примером служат рынки сельскохозяй
ственных товаров, фондовая биржа и рынок иностран
ных валют.

2. Стандартизированная продукция. Конкуриру
ющие фирмы производят стандартизированную,
или однородную, продукцию. При данной цене по
требителю безразлично, у какого продавца покупа
ется продукт. На конкурентном рынке продукты
фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются поку
пателем как точные аналоги продукта фирмы А.
Вследствие стандартизации продукции отсутствует
основание для неоновой конкуренции, то есть кон
куренции на базе различий в качестве продукции,
рекламе или стимулировании сбыта.

3. "Соглашающийся с ценой". На чисто конку
рентном рынке отдельные фирмы осуществляют не
значительный контроль над ценой продукции. Это
свойство вытекает из предшествующих двух. В усло
виях чистой конкуренции каждая фирма производит


настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом,

— 1 млн единиц. Теперь предположим, что одна из
этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до
50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина
ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает
почти незаметное влияние на общее предложение

— точнее, общее предложенное количество умень
шается с 1 млн до 999 950 единиц. Это, очевидно,
недостаточное изменение в объеме предложения,
для того чтобы заметно повлиять на цену продук
ции. Короче говоря, отдельный конкурирующий
производитель соглашается с ценой; конку
рентная фирма не может устанавливать рыночную
цену, но может только приспосабливаться к ней.

Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 дол., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по


2 дол. за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 2 дол. за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 дол. В самом деле, поступи она так, и это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

4. Свободное вступление и выход из отрасли.

Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы — свободно покидать чисто кон-курентные-отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий — законодательных, технологических, финансовых и других, — которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Уместность. Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализ функционирования конкурентного рынка — неуместное логическое упражнение.

1. Во-первых, существует несколько отраслей,
которые более похожи на конкурентною модель,
чем на любую другую рыночную структуру. Напри
мер, многое становится понятней в американском
сельском хозяйстве, если мы знаем, как функциони
руют конкурентные рынки.

2. Более того, чистая конкуренция представляет
собой простейшую ситуацию, в которой следует
использовать понятия "доход" и "издержки", раз
работанные в предыдущих главах. Чистая конкурен
ция является ясным и значительным отправным
пунктом для любой дискуссии об определении цены
и объема производства.

3. Наконец, в заключительной части этой главы
мы увидим, что функционирование чисто конку
рентной экономики дает нам образец, или стандарт,
с.которым может быть сравнена и по которому
может быть оценена эффективность реальной эко
номики.

Короче, чистая конкуренция — это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение.

Наш анализ чистой конкуренции сосредоточивается на четырех наиболее важных целях. Во-первых, мы изучим спрос с точки зрения конкурентного продавца. Во-вторых, мы стремимся понять, как конкурентный производитель приспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде. Далее, исследуем природу долговременных изменений и приспособлений в отрасли. Наконец, мы хотим оценить эффективность конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.005 с.)