Теория рынков с потенциальной конкуренцией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория рынков с потенциальной конкуренцией



Понятие рынков с потенциальной конкуренцией предполагает, что рыночная власть действующих в условиях несовершенной конкуренции производителей может быть резко ослаблена потенциально вступающими в отрасль.

Как отмечено в этой главе, результаты, получаемые на рынках с чистой конкуренцией, определяют стандарты эффективности, по которым оценивают рынки с несовершенной конкуренцией. Как эффективность1 распределения ресурсов, так и производственная эффективность достигаются, когда отрасль представляет собой модель с чистой конкуренцией. Как утверждал Вильям Баумол из Принстона, потенциальное вступление фирм в отрасль, которая не является отраслью с чистой конкуренцией, может также привести в результате к эффективности, обеспечиваемой чистой конкуренцией.

Точнее, Баумол разработал понятие рынка с потенциальной конкуренцией, которое обозначает рынок, на котором вступление и отток фирм вовсе или почти не требуют затрат. Представьте себе рынок с потенциальной конкуренцией, который является олигонолистическим, то есть состоит из трех или четырех крупных фирм. Потенциальная конкуренция на рынке означает, что он подвержен вступлению других фирм, действующих по принципу "ударить и убежать", потому что они могут войти и покинуть отрасль, по существу» без затрат. Отсюда следует, что любые экономические прибыли или неэффективность производства со стороны несколько фирм в отрасли привлекут новых вступающих. (Производственная неэффективность подразумевает, что существующие производил ели воздерживаются от прибылей, а новые входящие могут получить такие прибыли, эффективно осушествляя производство.) Следовательно, на рынках с потенциальной конкуренцией простое наличие вероятной конкуренции будет заставлять существующие фирмы производить эффективно и назначать цены, которые приносят не только нормальную прибыль. Иначе говоря, фирмы, уже нашедшие свое место, вынуждены вести себя так, как бы стали вести себя фирмы, действующие в условиях чистой конкуренции с тем чтобы предупредить вступление других фирм. Мы таким образом, получаем общественно желательные peзультаты чисто конкурентных рынков на рынках с потенциальной конкуренцией, даже хотя последние включают только несколько фирм. Важным фактором, который способствует этим результатам, является не число фирм в отрасли, а не требующие затрат вступление или выход.


Наиболее часто приводимым примером рынка с потенциальной конкуренцией являются авиалинии. Предположим, что существуют только две авиакомпании, осуществляющие полеты по маршруту Омаха — Чикаго. Если бы вступление фирм в отрасль или их отток были связаны с затратами, рынок не был бы рынком с потенциальной конкуренцией, н эти две занимающие свое место авиакомпании могли бы получать значительные экономические прибыли благодаря своему защищенному рыночному положению. Но в дейст-вительности дополнительные авиакомпании могут вступить н покинуть этот определенный сегмент рынка воздушных перевозок с минимальными издержками. Причина в том, что соответствующее капитальное оборудование — сами самолеты — высокомобильно! Следовательно, если бы еще одна авиакомпания собиралась вступить и нашла бы маршрут Омаха — Чикаго неприбыльным, она могла бы просто


"убраться", переправив по воздуху свои самолеты на какой-нибудь другой маршрут. Важным моментом является то, что сознание возможности вступления в отрасль без издержек будет заставлять две авиакомпании, обслуживающие маршрут Омаха — Чикаго в настоящее время, эффективно обеспечивать свои транспортные услуги и по ценам, которые приносят только нормальную прибыль.

Основной политический смысл теория рынков с потенциальной конкуренцией состоит в том, чтобы сместить центр антимонопольной политики с существующей структуры или условий конкуренции в отрасли на условия вступления в нее. Однако критики теории рынка с потенциальной конкуренцией говорят, что ее применимость чрезвычайно ограничена. Они заявляют, что существует немного, если вообще есть, отраслей, включая н выше упомянутые авиаперевозки, в которых вступление и выход ничего не стоят.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.006 с.)