Валютная змея». Европейская валютная система. ЭКЮ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валютная змея». Европейская валютная система. ЭКЮ.



В 1972 г. Совет министров ЕС принял решение сузить допустимые пределы курсовых колебаний валют стран-членов относительно друг друга до плюс-минус 2,25%. Для итальянской лиры был установлен более широкий коридор: плюс-минус 6%. Зафиксированные подобным образом валютные курсы должны были согласованно, в связке, меняться относительно американского доллара и всех прочих валют. Такое нововведение получило название “валютной змеи”. Помимо стран ЕС, участие в «валютной змее» согласились принять Великобритания, Ирландия и Дания, поскольку в 1973 г. ожидалось вступление этих стран в Сообщество. Однако английский фунт стерлингов, ирландский фунт, французский франк и итальянская лира вскоре вышли из «валютной змеи».

В 1979 г. по совместной инициативе ФРГ и Франции была учреждена Европейская Валютная система (ЕВС). Ключевыми моментами этой системы являлись механизмы регулирования валютных курсов, валютных интервенций и кредитный механизм. За исключением Великобритании, все остальные 8 стран Сообщества приняли участие в Механизме Валютных Курсов (МВК) в рамках ЕВС. Смысл МВК состоял во введении фиксированных, но изменяемых валютных курсов. Это принципиально расходилось с одобренной в 1976 г. на Ямайской конференции системой регулируемых плавающих курсов, которая пришла на смену системе фиксированных курсов Бреттон-Вудса.

Паритеты валют-участниц МВК фиксировались на основе специальной расчетной единицы ЭКЮ (Европейская Валютная Единица). Стоимость ЭКЮ рассчитывалась по корзине валют, входящих в МВК, при этом удельные веса валют брались соответственно экономическому потенциалу конкретной страны. Поскольку относительные размеры и сила западногерманской экономики были наиболее внушительными, а Бундесбанк имел большой опыт в поддержании ценовой стабильности, западногерманская марка стала основой ЕВС и, соответственно, ЭКЮ. Что касается стоимости ЭКЮ, выраженной в каждой из валют МВК, то она исчислялась Комиссией ежедневно, данные публиковались в Официальном журнале ЕС (серия С).

Несмотря на то, что ЭКЮ не имела вещественного носителя в виде бумажных купюр или монет и не использовалась в наличном обороте, она выполняла 4 основные функции: основы механизма валютных курсов; индикатора взаимных отклонений валютных курсов; счетной единицы, применяемой в механизмах интервенций и кредитования; единицы, применяемой при урегулировании задолженности между национальными денежно-кредитными ведомствами. Кроме того, ЭКЮ использовалась в качестве счетной единицы при составлении бюджета Сообщества, для исчисления внешнеторговых таможенных пошлин и сборов, а также для различных платежей внутри самого Сообщества.

При использовании в частных трансакциях ЭКЮ защищала простых граждан, равно как и представителей бизнеса, на случай внезапных колебаний валютных курсов. В банковской сфере ЭКЮ практически стала выполнять роль полноценной евровалюты, используемой для частных сбережений, накопления капитала, в овердрафтах. Особенно большую роль это имело для малых и средних фирм и независимых операторов. Преимущества, связанные с использованием ЭКЮ, позволяли предполагать, что со временем ЭКЮ сможет иметь хождение в странах Сообщества наравне с национальными валютами. Однако до практической реализации этих надежд предстояло еще пройти достаточно длинный и непростой путь дальнейшего сближения экономической и денежной политики стран-членов Сообщества.

Период с 1979 по 1987 гг. характеризовался нестабильностью ЕВС и достаточно частыми пересмотрами валютных паритетов. Однако в дальнейшем положение системы упрочилось, и в период с 1987 по 1990 гг. действовала уже “твердая ЕВС”, строго придерживавшаяся валютного коридора в плюс-минус 2,25%. В эти годы к ЕВС присоединились Испания (1989 г.), Великобритания (1990 г.) и Португалия (1992 г.). Для последних трех стран допускалось отклонений курсов от валютных паритетов в пределах плюс-минус 6%.

Валютная интеграция в рамках Единого Европейского Акта (1987 г.). План Делора.

 

Принципиальную и решающую роль в упрочении ЕВС сыграло подписание в 1987 г. Единого Европейского Акта (ЕЕА) о создании Единого Европейского Рынка (ЕЕР). Впервые в этом договоре была ясно обозначена цель - достижение валютного союза. В июне 1988 г. на совещании глав государств и правительств было заявлено о валютной интеграции как неотъемлемой части программы по завершению строительства единого рынка. По инициативе совещания была создана комиссия высоко квалифицированных экспертов под председательством Жака Делора для разработки путей и методов достижения этой цели. В апреле 1989 г. комиссия завершила свою работу и представила документ, в котором были детально прописаны все условия, необходимые для создания экономического и валютного союза, и был представлен трехступенчатый план реализации намеченной цели. Этот доклад был одобрен Европейским Советом в Мадриде в июне 1989 г. и послужил основой последующих действий.

План Делора предполагал создание Европейского Валютного Союза в три этапа. Первый этап должен был проходить с 1990 г. по 1993 г., второй этап - с 1994 г. по 1996 г., а третий - с 1997 г. по 1999 г.

Первый этап начался строго в соответствии с планом Делора 1 июля 1990 г. Начиная с этой даты, вводилась полная либерализация движения капиталов и валютных операций между странами-членами, были сняты практически все ограничения в этой области. Более последовательно стали осуществляться координация национальных политик и взаимодействие центробанков в рамках созданного Комитета управляющих центральными банками.

Обеспечение правовой основы создания Европейского Валютного Союза (ЕВС) связано с подписанием Маастрихтского договора (декабрь 1991 г. – февраль 1992 г.). Главы государств и правительств приняли предложенный Комиссией Делора план построения ЕВС в три этапа, самое позднее к 1999 г.

Особенностью этого этапа валютной интеграции явилось то, что ее движущими силами выступили не только политические круги, но и частный сектор стран-членов, которые стали расценивать ЕВС как жизненно важный инструмент повышения производительности и конкурентоспособности на мировых рынках.

Несмотря на казалось бы всеобщую заинтересованность в ускорении валютной интеграции реализация первого этапа прошла не так быстро и успешно, как планировалось. Сказались внешние эффекты от политического объединения Германии, что привело к определенной напряженности ее внутриэкономической ситуации и введению жесткой денежной политики. Партнеры по ЕВС не смогли вслед за Бундесбанком ужесточить денежную политику и были вынуждены пересмотреть паритеты своей валюты. В сентябре 1992 г. была девальвирована итальянская лира, вслед за ней - испанская песета, португальский эскудо и ирландский фунт. Великобритания и Италия вывели свои валюты из ЕВС, а Швеция и Финляндия, которые еще не вступили в ЕС, отказались привязывать свою валюту к ЭКЮ. В довершении всего, чтобы избежать девальвации французского франка, валютный коридор был расширен с 2,25% до 15% в обе стороны от валютного паритета (2 августа.1993 г.). Только для взаимных курсов голландского гульдена и немецкой марки коридор был оставлен прежним. Таким образом, ЕВС находилась в состоянии кризиса.

Второй этап. Несмотря на явный кризис и вновь усилившиеся дебаты относительно дальнейшей судьбы ЕВС, с 1 января 1994 г. страны-члены приступили к осуществлению второго этапа построения валютного союза. Принципиальное значение имело создание Европейского валютного института как предшественника Европейского Центрального банка. Местом базирования ЕВИ был выбран Франкфурт. ЕВИ заменил собой прежний Комитет управляющих центральными банками ЕС и принял на себя функции Европейского фонда валютного сотрудничества, который ранее координировал вопросы кредитования в рамках ЕВС. Задача ЕВИ состояла в том, чтобы содействовать формированию условий для перехода к третьей стадии создания валютного союза, в частности содействовать конвергенции (сближению) основных макроэкономических показателей стран-членов. Кроме того, валютный институт должен был подготавливать почву для создания Европейской системы центральных банков, осуществления единой валютной политики и введения единой валюты.

Критерии конвергенции были определены Маастрихтским договором, а Европейский Совет предписал странам придерживаться этих критериев при формулировании национальной экономической политики и выработать среднесрочные программы конвергенции.

Для того чтобы быть допущенной в ЕВС к концу 1997 г., экономика страны должна была отвечать следующим требованиям:

1) ценовая стабильность (индекс розничных цен не должен более чем на 1,5 процентных пункта превышать средний показатель, рассчитанный для трех стран с наименьшим уровнем инфляции);

2) кредитная стабильность (средняя номинальная долгосрочная ставка процента не должна превышать более чем на 2 процентных пункта показатели трех стран с наименьшим уровнем инфляции);

3) валютная стабильность (участие в Европейской Валютной системе на условиях нормального коридора и неизменность валютного курса на протяжении не менее 2 лет);

4) бюджетная стабильность (бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг - 60% ВВП. Исключения предусмотрены лишь для случаев временных чрезмерных дефицитов и случаев сокращения чрезмерных дефицитов и величины долга “удовлетворительными” темпами);

5) стабильность платежного баланса.

Также отмечалось, что должны быть сближены показатели трудоемкости продукции, ценовые показатели, отличные от индекса розничных цен.

Установленные критерии были достаточно жестки. В 1992 г. только Франция и Люксембург отвечали всем пяти критериям, Дания соответствовала четырем, Германия, Нидерланды, Ирландия и Бельгия - трем, Великобритания - двум, Испания - только одному.

Разный уровень готовности стран к валютной интеграции и упоминавшиеся выше проблемы внутри Европейской валютной системы послужили основой для обсуждения вопроса о продвижении к валютному союзу двумя эшелонами, двигающимися с разной скоростью Наиболее быстро продвигались Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Другие стран, более слабые в экономическом отношении, отставали. В связи с этим неизбежно возник вопрос, что сроки второго и третьего этапов валютной интеграции должны быть оценены не столь оптимистично. На повестку дня встал сценарий с более реалистичными сроками: завершение второго периода не к 1997 г., а к 1999 г. Этот вопрос был рассмотрен в декабре 1995 г. в Мадриде на Европейском Совете глав государств и правительств. Совет принял решение о переходе с 1 января 1999 г. к третьему периоду - завершению строительства валютного союза и введению единой денежной единицы - евро. Решение распространялось на те страны, которые будут к этому сроку готовы ко вступлению в валютный союз.

В 1995 г. к Европейской валютной системе присоединилась Австрия, в 1996 г. - Финляндия и вновь вернувшаяся Италия. На саммите в Дублине в декабре 1996 г. были согласованы правовые основы перехода к единой валюте, подписан пакт стабильности для обеспечения фискальной дисциплины в ЕВС, согласованы параметры Европейской валютной системы - 2, которая должна была регулировать отношения между евро и национальными валютами стран, не участвующими в валютном союзе. Было также подтверждено, что старт валютному союзу будет дан в 1999 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.007 с.)