![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Унификация аграрной политики
Аграрная политика и ее унификация занимают центральное место в концепции развития ЕС. Этому можно дать целый ряд объяснений. Во-первых, сельское хозяйство признано стратегической отраслью экономики. Все старны-члены ЕС традиционно уделяют большое внимание самообеспечению продовольствием как страховой мере на случай войн, экономических блокад, экономических кризисов, природных катаклизмов. Во-вторых, спрос на продукцию сельского хозяйства отличается низкой эластичностью, как по цене, так и по доходу. В силу этого экономическая интеграция в производстве продовольствия приносит выгоды фермерам экспортирующей страны и убытки фермерам страны-импортера. В-третьих, сельское хозяйство зависит от природных условий, лимитирующих объем производства и создающих неравные условия для фермеров разных природных зон и местностей. Кроме того, капитал, инвестированный в землю, не так просто переориентировать на производство другого вида продукта. Поворотом ключа или ручки, или переналаживанием программы станка засеянное пшеницей поле не принесет рожь или картофель. В-четвертых, сельское хозяйство оказывает непосредственное влияние на среду обитания человека, на всю экосистему в целом, нередко видоизменяя или даже ухудшая ее. В-пятых, сельское хозяйство не только крупный поставщик продукции, но и не менее важный потребитель товаров и услуг, а также потребитель экономических ресурсов. Таким образом, сельское хозяйство влияет на структуру и динамику промышленного производства. С другой стороны, цены на продукцию сельского хозяйства непосредственно влияют и на стоимость рабочей силы, что имеет народнохозяйственное значение. В-шестых, в силу того, что сельскохозяйственные продукты производятся в мире в самых разных климатических условиях, цены на многие виды товаров сильно дифференцированы и неустойчивы. Вряд ли можно говорить о мировом рынке овощей, фруктов, вина или говядины, выращиваемых в умеренной климатической зоне. В силу названных обстоятельств развитию сельского хозяйства, координации национальных, а затем и выработке единой совместной аграрной политики в ЕС традиционно уделяется повышенное внимание. Основные параметры совместной аграрной политики (САП) определены в статьях 38-47 Римского договора. Цели САП, согласно ст.39, состоят в следующем: - повысить продуктивность сельского хозяйства путем оптимального использования факторов производства, в первую очередь труда, и внедрения достижений технического прогресса; - обеспечить нормальный уровень жизни сельским жителям, в частности, повысить уровень индивидуальных доходов; - стабилизировать рынки; - обеспечить возможности для осуществления поставок продукции; - обеспечить разумные цены. Следует отметить, что ни разумные цены, ни нормальный уровень жизни не расшифровываются в Договоре и могут толковаться достаточно свободно. Статья 110 добавляет к целям САП также содействие гармонизации мировой торговли и постепенному снятию ограничений в международной торговле. Единый Европейский Акт добавил статью 130r, закрепляющую принцип "платит тот, кто загрязняет окружающую среду" и включающую защиту окружающей среды в перечень целей САП. Маастрихтский договор (ст.3а) обязует ЕС поддерживать открытую рыночную экономику со свободной конкуренцией. Статья 40 характеризует формы и методы САП. Для достижения целей САП разрешено применять такие методы, как регулирование: - цен; - государственной помощи и финансирования; - запасов; - внешней торговли. В зависимости от вида сельхозпродукции может быть избрана одна из трех форм САП: - установление общих правил конкуренции; - обязательная координация действий различных национальных рыночных организаций; - создание Европейской рыночной организации. САП основана на трех принципах: - существует общий рынок сельскохозяйственных товаров, которые свободно продаются в рамках ЕС; на каждый вид продукции существует единая цена на всей территории ЕС; административные и санитарные стандарты гармонизированы; - ЕС отдает предпочтение отечественной продукции перед импортируемой; - между странами-членами ЕС существует солидарность по финансированию САП и разделу издержек САП. САП реализуется через национальные таможенные ведомства и специальные агентства по рыночной интервенции. Финансируется САП через бюджет ЕС. В своей основе САП - это ценовая политика. Она поощряет производство и одновременно облагает налогом потребление. САП представляет собой обширный набор правил, регулирующих производство разных видов продуктов. САП имеет внутриевросоюзное и внешнее измерения. Первое состоит в обеспечении определенного ценового уровня на внутреннем рынке ЕС. Если цена на продукт падает, излишки продукции должны быть скуплены у фермеров специальными агентствами ЕС в неограниченных количествах. Излишки скупаются до тех пор, пока цена на внутреннем рынке ЕС не устанавливается на гарантированном минимальном уровне. Внешняя составляющая САП состоит в установлении минимально допустимой цены, по которой может продаваться импортируемая сельскохозяйственная продукция. Существует гибкая система сборов, которыми облагаются импортные сельхозтовары. Таким образом, внутренний рынок ЕС защищается от иностранной конкуренции и от колебаний цен на внешних рынках. В то же время ЕС субсидирует экспорт излишков сельскохозяйственной продукции за пределы ЕС. Экспортерам возмещается разница между более высокой ценой на товар на рынке ЕС и низкой ценой на рынках третьих стран. Строго говоря, это не что иное, как демпинг. Такая политика породила многочисленные затруднения в международных торговых переговорах и создала множество противоречий и коллизий в международной торговле. Практически до заключения соглашения в ходе Уругвайского раунда ГАТТ аграрная политика ЕС носила весьма независимый от ГАТТ характер. Необходимо отметить, что противоречия в сфере сельского хозяйства остры не только между ЕС и третьими странами, но и между странами-членами ЕС. Многие страны ЕС не просто производят, но и специализируются на производстве одних и тех же видов продуктов: вина, овощей, говядины, свинины, птицы и пр. Единый рынок сельскохозяйственной продукции выгоден далеко не всем фермерам и не всем странам. Не случайно в рамках ЕС периодически вспыхивают "куриные", "винные" или иные торговые войны, а фермеры отдельной страны в знак несогласия с политикой ЕС периодически либо пригоняют стада животных на центральные площади городов, либо начинают демонстративные акции по уничтожению томатов, апельсинов и т.д. Основным институтом по реализации САП является Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), или Аграрный фонд, созданный в 1962 г. Отдел гарантий Аграрного фонда расходует около 90% всех средств САП: оплачивает интервенции на рынке сельхозпродукции, поощряет экспортеров в страны за пределами ЕС. Примерно треть всех расходов отдела гарантий приходится на поддержание рынка зерновых (закупка излишков продукции, возмещение издержек фермерам), примерно по 10% процентов расходов приходится на товарные группы говядина/телятина и молочные продукты. Отдел ориентации финансирует в основном структурные преобразования в сельском хозяйстве, профессиональное обучение, модернизацию и структурную переориентацию производства. Совокупные расходы по проведению САП весьма значительны и в конце 1990-х гг. составляли более 40 млрд. ЭКЮ в год. Однако издержки САП в день и в расчете на душу населения составляли всего 0,3 ЭКЮ. Считается, что налоговое бремя на население ЕС в связи с проведением САП невелико. Субсидирование фермеров не является исключительной особенностью ЕС. Другие страны также активно поддерживают свое сельское хозяйство, причем даже в большей степени, чем ЕС. Такой показатель, как эквивалент субсидий производителям в 1990-е гг. составлял 82% в Швейцарии, 75% в Норвегии, 74% в Японии, 67% в Финляндии, 62% в Австрии и только 50% в ЕС, что, впрочем, значительно выше, чем 21% в США и 10% в Австралии. Многолетний опыт САП позволяет сделать некоторые выводы о ее эффективности и об основных получателях выгод от САП. В момент образования ЕС ни в одной из 6 стран-учредителей не было самообеспеченности продовольствием, за исключением картофеля и овощей. Сегодня, в результате реализации САП, а также благодаря техническому прогрессу ЕС достигла высокой степени самообеспеченности практически по всем видам продуктов, выращиваемых в умеренном климате. Наиболее высокий процент самообеспечения достигнут по зерновым (120%), сахару (128%), молочным продуктам (272% - сухое молоко, 120% - масло). Единственной дефицитной группой в евросоюзном сельскохозяйственном производстве являются свежие фрукты и цитрусовые(70-80%), а также кукуруза. Излишки сельскохозяйственной продукции, закупленные в рамках САП, частично идут в школы, больницы, армию, благотворительные организации для бесплатной или льготной раздачи, частично поставляются за рубеж в виде гуманитарной помощи или экспортируются в третьи страны. Излишки не поставляются на внутренний рынок ЕС в с тем, чтобы не сбить цены. Регулируемая САП цена внутреннего рынка ЕС всегда находится выше равновесной цены свободного конкурентного рынка. В результате политика САП способствует повышению уровня доходов фермеров. Во всех странах ЕС, кроме Португалии средний доход фермерских домохозяйств был выше средне-национального уровня. С другой стороны, помощь фермерам распределена неравномерно. САП наиболее всего содействует крупным фермерским хозяйствам в северных регионах ЕС, где сосредоточено масштабное производство зерновых и животноводство. В южных регионах производится в основном продукция, занимающая небольшой удельный вес в расходах САП. К тому же преобладают мелкие фермы, на чью долю почти не остается благ, распределяемых Аграрным фондом. За счет САП также растут доходы фирм, связанных с перевозкой, хранением и реализацией излишков продукции, а также всех чиновников, задействованных в САП. Одновременно САП ведет к снижению благосостояния других слоев общества, т.к., во-первых, потребители оплачивают товары по цене более высокой, нежели цена конкурентного рынка. Во-вторых, все население, в том числе и потребители, платят налоги, за счет которых, в конечном итоге, формируются средства Аграрного фонда и доходы фермеров. В-третьих, повышенные цены продуктов питания как составляющая стоимости рабочей силы ведут к удорожанию последней и повышению издержек производства в промышленности, торговле и других отраслях экономики. В-четвертых, САП порождает и социальные проблемы, поскольку доля расходов на продукты питания в общей сумме потребительских расходов наиболее высока у малообеспеченных слоев населения ( пенсионеры, студенты, безработные и т.д.). В виду противоречивости результатов САП и в виду обострившихся противоречий с торговыми партнерами ЕС Комиссией разрабатываются проекты по реформированию САП. Их суть сводится в основном к следующему: - снижение уровня минимально допустимой цены, поддерживаемой ЕС (на большинство сельхозпродуктов - на 33%); - выплата компенсаций фермерам за сокращение пахотных земель, сокращение объемов производства и за ранний выход на пенсию (с 55 лет). Несмотря на попытки реформировать САП, она остается неотъемлемой составляющей интеграционного процесса.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.008 с.) |