Конспект лекций по темам курса «Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекций по темам курса «Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС».



Конспект лекций по темам курса «Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС».

(книга «Экономика Европейского Союза»)

 

Составители:

проф. Громыко В.В.

проф. Окрут З.М.

доц. Гагарина Г.Ю.

доц. Сагинова О.В.

 

 

Содержание

Тема 1. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции (МЭИ) 5

Понятие МЭИ. Объективная необходимость и историческая неизбежность МЭИ. Основные условия и предпосылки эффективной МЭИ в условиях глобализации мировой экономики. Обзор основных теоретических концепций и школ МЭИ.... 5

1.1. Понятие МЭИ. Объективная необходимость и историческая неизбежность МЭИ...... 5

1.2. Основные условия и предпосылки эффективной МЭИ в условиях глобализации мировой экономики 12

1.3. Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции (МЭИ) 18

Тема 2. Этапы, сферы и механизмы экономической интеграции в Западной Европе.......... 33

Сущность и причины западноевропейской интеграции. Этапы интеграции и механизмы ее осуществления. Уроки западноевропейской интеграции....................................................................................................................................................... 33

2.1. Сущность и причины западноевропейской интеграции............................................................. 33

2.2. Этапы интеграции и механизм ее осуществления........................................................................ 36

2.3. Уроки западноевропейской интеграции........................................................................................... 48

Тема 3. Основные принципы единого рынка........................................................................................ 54

Европейское сообщество в условиях глобализации. Свобода перемещения товаров и механизм ее обеспечивающий. Свобода перемещения капитала и механизм ее реализации. Принцип свободы перемещения лиц – механизм реализации. Свобода предпринимательства как результат реализации четырех принципов свободы единого рынка......................................................... 55

3.1. Европейское сообщество в условиях глобализации..................................................................... 55

3.2. Свобода перемещения товаров и механизм ее обеспечивающий............................................. 59

3.3. Свобода перемещения капитала и механизм ее реализации...................................................... 65

3.4. Свобода перемещения лиц и механизм реализации...................................................................... 73

3.5. Свобода предпринимательства как результат реализации четырех принципов свободы единого рынка. 76

Тема 4. Выравнивание условий конкуренции в рамках единого рынка. Унификация экономической политики 83

Унификация условий конкуренции в рамках ЕС (Правовые основы регулирования конкуренции в ЕС. Меры против ограничения конкуренции. Контроль над слияниями и поглощениями. Регулирование деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке. Регламентирование государственной помощи бизнесу). Унификация экономической политики ЕС (Унификация аграрной политики. Унификация промышленной политики. Унификация транспортной политики)......................................... 83

4.1. Унификация условий конкуренции в рамках ЕС........................................................................... 84

4.1.1. Правовые основы регулирования конкуренции в ЕС.................................................. 84

4.1.2. Меры против ограничения конкуренции............................................................................ 85

4.1.3. Контроль над слияниями и поглощениями...................................................................... 87

4.1.4. Регулирование деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке 91

4.1.5. Регламентирование государственной помощи бизнесу............................................ 94

4.2. Унификация экономической политики ЕС....................................................................................... 96

4.2.1. Унификация аграрной политики............................................................................................ 96

4.2.2. Унификация промышленной политики............................................................................. 102

4.2.3. Унификация транспортной политики................................................................................ 110

Тема 5. Этапы перехода к экономическому и валютному союзу. Введение евро.................. 112

Римский договор 1957 г. об экономической и валютной интеграции. План Вернера (1969 г.). «Валютная змея». Европейская валютная система. ЭКЮ. Валютная интеграция в рамках Единого Европейского Акта (1987 г.). План Делора. Создание Экономического и валютного союза. Экономические перспективы валютного союза. «Плюсы» и «минусы» перехода к единой валюте........ 112

5.1. Римский договор 1957 г. об экономической и валютной интеграции. План Вернера (1969 г.) 112

5.2. «Валютная змея». Европейская валютная система. ЭКЮ......................................................... 115

5.3. Валютная интеграция в рамках Единого Европейского Акта (1987 г.). План Делора.... 117

5.4. Создание экономического и валютного союза............................................................................. 121

5.5. Экономические перспективы ЭВС. «Плюсы» и «минусы» перехода к единой валюте. 124

Тема 6. Институционально-политическое устройство ЕС.............................................................. 129

Политическое устройство стран-членов ЕС. Политическая интеграция: история, задачи, методы. Институты ЕС. 129

6.1. Политическое устройство стран-членов ЕС................................................................................. 129

6.2. Политическая интеграция: история. задачи, методы................................................................. 135

6.3. Институты ЕС......................................................................................................................................... 141

Тема 7. На пути к социальной интеграции.......................................................................................... 151

Гармонизация социальных условий в рамках Римского Договора. Социальная составляющая Единого Европейского рынка. Социальная политика Евросоюза. Социальная Хартия. Социальный диалог. 151

7.1. Гармонизация социальных условий в рамках Римского Договора........................................ 151

7.2. Социальная составляющая Единого Европейского рынка....................................................... 155

7.3. Социальная политика Евросоюза.................................................................................................... 160

7.4. Социальная Хартия.............................................................................................................................. 164

7.5. Социальный диалог.............................................................................................................................. 168

Тема 8. Экономика отдельных стран ЕС.............................................................................................. 169

Место и роль каждого государства в Союзе. Общие и специфические проблемы. Страны лидеры, малые развитые страны, экономически менее развитые страны. Региональный фактор в политике ЕС.............................................................. 169

8.1. Федеративная Республика Германия.............................................................................................. 170

8.2. Французская Республика.................................................................................................................... 179

8.3. Великобритания.................................................................................................................................... 193

8.4. Италия...................................................................................................................................................... 199

8.5. Малые страны Европы (члены ЕС).................................................................................................. 205

8.6. Экономически менее развитые страны ЕС.................................................................................... 216

8.7. Региональный фактор в политике ЕС.............................................................................................. 220

Тема 9. ЕС: сочетание национального, европейского и глобального........................................ 233

Три уровня ЕС: национальный уровень, европейский уровень, глобальный уровень. Представления разных стран о ЕС: конфликтные вопросы ЕС, расширение рамок ЕС, темпы интеграции в ЕС, темпы экономического роста стран ЕС, зона евро. 233

9.1. Три уровня ЕС........................................................................................................................................ 233

9.1.1. Национальный уровень........................................................................................................... 233

9.1.2. Европейский уровень.............................................................................................................. 235

9.1.3. Глобальный уровень............................................................................................................... 237

9.2. Представления разных стран о ЕС. Конфликтные вопросы ЕС.............................................. 238

9.2.1. Расширение рамок ЕС. Темпы интеграции в ЕС......................................................... 238

9.2.2. Зона евро.................................................................................................................................... 243

Тема 10. ЕС – член мирового сообщества. Место ЕС в мировом хозяйстве. Влияние ЕС на международные экономические процессы............................................................................................................................................................. 246

Место ЕС в мировом хозяйстве. Общая торговая политика. Либерализация международной торговли и роль ЕС в этом процессе. Торговые отношения ЕС с другими странами. ЕС и США и Япония. Нации наибольшего благоприятствования. Трансатлантическое экономическое партнерство. От торговли к внешней политике. Политика помощи ЕС. Внешняя политика ЕС. Политика безопасности ЕС. ЕС и глобализация. Глобальная триада. Европейская среда бизнеса. Интеграция бизнеса. Бизнес-решения на европейском рынке. 246

10.1. Место ЕС в мировом хозяйстве....................................................................................................... 246

10.2. Общая торговая политика. Либерализация международной торговли и роль ЕС в этом процессе. 249

10.3. Торговые отношения ЕС с другими странами............................................................................ 253

10.3.1. ЕС и ЕАСТ. Двусторонние договоры о зонах свободной торговли. Европейское экономическое пространство.......................................................................................................................................... 253

10.3.2. ЕС и страны Средиземноморья. Договор о «Евро-Средиземноморском партнерстве» 254

10.3.3. ЕС и страны Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов. Тарифные предпочтения. Конвенция «Ломе»....................................................................................................................................................... 255

10.3.4. ЕС и Латинская Америка и Азия..................................................................................... 256

Европейская система предпочтений............................................................................................ 256

10.3.5. ЕС и США и Япония. Нации наибольшего благоприятствования. Трансатлантическое экономическое партнерство............................................................................................................................................. 257

10.4. От торговли к внешней политике. Политика помощи ЕС. Внешняя политика ЕС. Политика безопасности ЕС 259

10.5. ЕС и глобализация. Глобальная триада...................................................................................... 260

10.6. Европейская среда бизнеса. Интеграция бизнеса. Бизнес решения на европейском рынке 264

Тема 11. ЕС и страны Центральной и Восточной Европы.............................................................. 266

Место стран Центральной и Восточной Европы в мировой экономике. Страны ЦВЕ и ЕС: расширение Евросоюза (сценарий, проблемы, последствия)............................................................................................. 266

11.1. Страны Центральной и Восточной Европы................................................................................ 266

11.2. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия................................................. 272

Тема 12. Отношения ЕС с Россией и странами СНГ......................................................................... 289

Отношения Евросоюза с РФ как важнейшее направление «восточной политики». Техническое содействие Европейского Союза России. Институциональные механизмы развития партнерства и сотрудничества России и Европейского Союза............................................................................................................................. 289

12.1. Отношения Евросоюза с РФ как важнейшее направление «восточной политики»......... 289

12.2. Техническое содействие Европейского Союза России............................................................ 300

Приложение....................................................................................................................................................... 309

Литература......................................................................................................................................................... 312


Понятие МЭИ. Объективная необходимость и историческая неизбежность МЭИ. Основные условия и предпосылки эффективной МЭИ в условиях глобализации мировой экономики. Обзор основных теоретических концепций и школ МЭИ.

Европейское сообщество в условиях глобализации. Свобода перемещения товаров и механизм ее обеспечивающий. Свобода перемещения капитала и механизм ее реализации. Принцип свободы перемещения лиц – механизм реализации. Свобода предпринимательства как результат реализации четырех принципов свободы единого рынка.

Унификация условий конкуренции в рамках ЕС (Правовые основы регулирования конкуренции в ЕС. Меры против ограничения конкуренции. Контроль над слияниями и поглощениями. Регулирование деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке. Регламентирование государственной помощи бизнесу). Унификация экономической политики ЕС (Унификация аграрной политики. Унификация промышленной политики. Унификация транспортной политики).

 

Единый рынок товаров и услуг не может успешно функционировать, если не будут выровнены условия конкуренции, упрощены и унифицированы стандарты и правила игры на едином экономическом пространстве. Только таким образом можно добиться обеспечения равных возможностей для хозяйствующих субъектов, рационального размещения производительных сил, сокращения издержек производства, понижения цен, повышения конкурентоспособности европейских товаров на мировых рынках.

В этой связи одна из задач ЕС состоит в создании системы административно-правовых и экономических мер в целях поддержания свободной конкуренции. Составляющими этой системы являются следующие два направления: 1) унификация условий конкуренции; 2) унификация экономической политики ЕС.

 

Римский договор 1957 г. об экономической и валютной интеграции. План Вернера (1969 г.). «Валютная змея». Европейская валютная система. ЭКЮ. Валютная интеграция в рамках Единого Европейского Акта (1987 г.). План Делора. Создание Экономического и валютного союза. Экономические перспективы валютного союза. «Плюсы» и «минусы» перехода к единой валюте.

Римский договор 1957 г. об экономической и валютной интеграции. План Вернера (1969 г.)

 

Логическим условием создания полноценного экономического союза является переход к союзу валютному. Единый рынок товаров и ресурсов предполагает и единую валюту, и единую кредитно-денежную и валютную политику.

Эти, казалось бы, очевидные положения далеко не сразу нашли понимание в странах ЕС. Римский договор предполагал, что построение “Общего рынка” может происходить достаточно обособленно от валютной интеграции и содержать лишь пожелания о координации валютной политики и о сотрудничестве между центральными банками и финансовыми ведомствами стран-членов (ст.105). При всей кажущейся скромности подобных пожеланий нельзя не признать, что был совершен прорыв в национальной экономической и валютной обособленности в Европе, прорыв в образе политического и экономического мышления и поведения.

Вместе с тем, осознание необходимости унификации валютной политики (вплоть до введения единой валюты в отдаленной перспективе) еще не означает возможности ее сиюминутного осуществления. Для этого требуются важные предпосылки в виде координации и унификации таможенной, фискальной, бюджетной, социальной, аграрной, промышленной политики. Другими словами, валютная интеграция предполагает достаточно высокий уровень зрелости экономического союза. Таким образом, налицо тесная взаимообусловленность экономических и валютных интеграционных процессов, осуществление которых должно проходить параллельно и согласованно.

На протяжении 1960-х гг. Комиссия ЕС и ее комитеты составляли многочисленные планы и проекты по координации конъюнктурной политики стран-членов. Нарабатывался первый опыт подобной деятельности. В феврале 1969 г. Комиссия опубликовала меморандум о поэтапном переходе к экономическому и валютному союзу в течение 10 лет ( к 1979 г.). Валютный кризис конца 1960-х гг., обусловивший в 1969 г. девальвацию французского франка и ревалоризацию немецкой марки, поставил под сомнение реалистичность этих планов, но одновременно продемонстрировал опасность потрясений нерегулируемых валютных рынков.

В ноябре 1969 г. на Гаагской конференции глав государств и правительств задача построения экономического и валютного союза была принята к практической разработке. По решению конференции Совет ЕС создал экспертную группу во главе с Пьером Вернером (премьер-министр и министр финансов Люксембурга), которая вскоре представила программу, получившую известность как «план Вернера». Это была программа построения экономического и валютного союза в три этапа, но рассчитанная уже на более длительную перспективу. Первый этап (1971-1973 гг.) предполагал обеспечение эффективной координации экономической, бюджетной, кредитной и валютной политики; унификацию прямых и косвенных налогов; постепенное устранение препятствий на пути движения капитала; сужение диапазона колебаний курсов национальных валют; создание механизма среднесрочной валютной поддержки стран в целях урегулирования платежного баланса. Второй этап (1974-1979 гг.) был нацелен на создание наднациональных экономических, валютных и финансовых органов Сообщества, которым были бы делегированы значительные суверенные права государств-членов. В результате предстояло обеспечить более тесную и обязательную координацию национальных политик, полностью освободить перемещение капитала, стабилизировать валютные курсы, в т. ч. за счет фонда валютной стабилизации. Третий этап был запланирован на первую половину 1980-х гг. Основной его задачей было твердо зафиксировать относительно друг друга паритеты валют Сообщества и тем самым подготовить условия для перехода в будущем к единой валюте (если это будет признано целесообразным).

План Вернера вызвал острые разногласия между странами-членами Сообщества. Более всего страны опасались передачи суверенных полномочий наднациональным органам и потери независимости в вопросах денежного обращения, кредитной и валютной политики. Очередность интеграционных преобразований также стала «яблоком раздора». Франция предлагала ускорить переход к валютному союзу, что могло помочь ей урегулировать торговый и платежный балансы и не торопиться с созданием экономического союза. Позиции ФРГ были диаметрально противоположны в силу опасений, что основная часть бремени по валютной поддержке стран-членов придется именно на ФРГ.

В итоге в феврале 1971 г. на Совете министров Сообщества была выражена лишь политическая воля к созданию экономического и валютного союза, перечислены основные принципы этого союза, содержавшиеся в плане Вернера. На 1971-73 гг. была утверждена программа по реализации первого, пробного этапа плана Вернера.

План Вернера был обречен не неудачу не только в силу разногласий между странами и естественного нежелания делиться суверенитетом, но и потому, что пришелся на крайне неблагоприятный для его реализации исторический период. Конец 1960-х - начало 1970-х гг. ознаменовались обострением валютного кризиса и фактическим распадом Бреттон-Вудской валютной системы, полной разбалансировкой и дестабилизацией международных валютных финансовых отношений. Более того, в 1973-75 гг. мировая экономика пережила экономический кризис, который по своей продолжительности и разрушительным последствиям можно было сопоставить с кризисом 1929-1933 гг. Мировой экономический кризис сопровождался и структурными кризисами мирового хозяйства: энергетическим, сырьевым, продовольственным и упоминавшимся ранее валютным.

Все это, с одной стороны, обусловило провал плана Вернера, с другой стороны, побудило к активизации стремления к валютной стабильности в Европе.

Валютная интеграция в рамках Единого Европейского Акта (1987 г.). План Делора.

 

Принципиальную и решающую роль в упрочении ЕВС сыграло подписание в 1987 г. Единого Европейского Акта (ЕЕА) о создании Единого Европейского Рынка (ЕЕР). Впервые в этом договоре была ясно обозначена цель - достижение валютного союза. В июне 1988 г. на совещании глав государств и правительств было заявлено о валютной интеграции как неотъемлемой части программы по завершению строительства единого рынка. По инициативе совещания была создана комиссия высоко квалифицированных экспертов под председательством Жака Делора для разработки путей и методов достижения этой цели. В апреле 1989 г. комиссия завершила свою работу и представила документ, в котором были детально прописаны все условия, необходимые для создания экономического и валютного союза, и был представлен трехступенчатый план реализации намеченной цели. Этот доклад был одобрен Европейским Советом в Мадриде в июне 1989 г. и послужил основой последующих действий.

План Делора предполагал создание Европейского Валютного Союза в три этапа. Первый этап должен был проходить с 1990 г. по 1993 г., второй этап - с 1994 г. по 1996 г., а третий - с 1997 г. по 1999 г.

Первый этапначался строго в соответствии с планом Делора 1 июля 1990 г. Начиная с этой даты, вводилась полная либерализация движения капиталов и валютных операций между странами-членами, были сняты практически все ограничения в этой области. Более последовательно стали осуществляться координация национальных политик и взаимодействие центробанков в рамках созданного Комитета управляющих центральными банками.

Обеспечение правовой основы создания Европейского Валютного Союза (ЕВС) связано с подписанием Маастрихтского договора (декабрь 1991 г. – февраль 1992 г.). Главы государств и правительств приняли предложенный Комиссией Делора план построения ЕВС в три этапа, самое позднее к 1999 г.

Особенностью этого этапа валютной интеграции явилось то, что ее движущими силами выступили не только политические круги, но и частный сектор стран-членов, которые стали расценивать ЕВС как жизненно важный инструмент повышения производительности и конкурентоспособности на мировых рынках.

Несмотря на казалось бы всеобщую заинтересованность в ускорении валютной интеграции реализация первого этапа прошла не так быстро и успешно, как планировалось. Сказались внешние эффекты от политического объединения Германии, что привело к определенной напряженности ее внутриэкономической ситуации и введению жесткой денежной политики. Партнеры по ЕВС не смогли вслед за Бундесбанком ужесточить денежную политику и были вынуждены пересмотреть паритеты своей валюты. В сентябре 1992 г. была девальвирована итальянская лира, вслед за ней - испанская песета, португальский эскудо и ирландский фунт. Великобритания и Италия вывели свои валюты из ЕВС, а Швеция и Финляндия, которые еще не вступили в ЕС, отказались привязывать свою валюту к ЭКЮ. В довершении всего, чтобы избежать девальвации французского франка, валютный коридор был расширен с 2,25% до 15% в обе стороны от валютного паритета (2 августа.1993 г.). Только для взаимных курсов голландского гульдена и немецкой марки коридор был оставлен прежним. Таким образом, ЕВС находилась в состоянии кризиса.

Второй этап.Несмотря на явный кризис и вновь усилившиеся дебаты относительно дальнейшей судьбы ЕВС, с 1 января 1994 г. страны-члены приступили к осуществлению второго этапа построения валютного союза. Принципиальное значение имело создание Европейского валютного института как предшественника Европейского Центрального банка. Местом базирования ЕВИ был выбран Франкфурт. ЕВИ заменил собой прежний Комитет управляющих центральными банками ЕС и принял на себя функции Европейского фонда валютного сотрудничества, который ранее координировал вопросы кредитования в рамках ЕВС. Задача ЕВИ состояла в том, чтобы содействовать формированию условий для перехода к третьей стадии создания валютного союза, в частности содействовать конвергенции (сближению) основных макроэкономических показателей стран-членов. Кроме того, валютный институт должен был подготавливать почву для создания Европейской системы центральных банков, осуществления единой валютной политики и введения единой валюты.

Критерии конвергенции были определены Маастрихтским договором, а Европейский Совет предписал странам придерживаться этих критериев при формулировании национальной экономической политики и выработать среднесрочные программы конвергенции.

Для того чтобы быть допущенной в ЕВС к концу 1997 г., экономика страны должна была отвечать следующим требованиям:

1) ценовая стабильность(индекс розничных цен не должен более чем на 1,5 процентных пункта превышать средний показатель, рассчитанный для трех стран с наименьшим уровнем инфляции);

2) кредитная стабильность( средняя номинальная долгосрочная ставка процента не должна превышать более чем на 2 процентных пункта показатели трех стран с наименьшим уровнем инфляции);

3) валютная стабильность( участие в Европейской Валютной системе на условиях нормального коридора и неизменность валютного курса на протяжении не менее 2 лет);

4) бюджетная стабильность( бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг - 60% ВВП. Исключения предусмотрены лишь для случаев временных чрезмерных дефицитов и случаев сокращения чрезмерных дефицитов и величины долга “удовлетворительными” темпами);

5) стабильность платежного баланса.

Также отмечалось, что должны быть сближены показатели трудоемкости продукции, ценовые показатели, отличные от индекса розничных цен.

Установленные критерии были достаточно жестки. В 1992 г. только Франция и Люксембург отвечали всем пяти критериям, Дания соответствовала четырем, Германия, Нидерланды, Ирландия и Бельгия - трем, Великобритания - двум, Испания - только одному.

Разный уровень готовности стран к валютной интеграции и упоминавшиеся выше проблемы внутри Европейской валютной системы послужили основой для обсуждения вопроса о продвижении к валютному союзу двумя эшелонами, двигающимися с разной скоростью Наиболее быстро продвигались Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Другие стран, более слабые в экономическом отношении, отставали. В связи с этим неизбежно возник вопрос, что сроки второго и третьего этапов валютной интеграции должны быть оценены не столь оптимистично. На повестку дня встал сценарий с более реалистичными сроками: завершение второго периода не к 1997 г., а к 1999 г. Этот вопрос был рассмотрен в декабре 1995 г. в Мадриде на Европейском Совете глав государств и правительств. Совет принял решение о переходе с 1 января 1999 г. к третьему периоду - завершению строительства валютного союза и введению единой денежной единицы - евро. Решение распространялось на те страны, которые будут к этому сроку готовы ко вступлению в валютный союз.

В 1995 г. к Европейской валютной системе присоединилась Австрия, в 1996 г. - Финляндия и вновь вернувшаяся Италия. На саммите в Дублине в декабре 1996 г. были согласованы правовые основы перехода к единой валюте, подписан пакт стабильности для обеспечения фискальной дисциплины в ЕВС, согласованы параметры Европейской валютной системы - 2, которая должна была регулировать отношения между евро и национальными валютами стран, не участвующими в валютном союзе. Было также подтверждено, что старт валютному союзу будет дан в 1999 г.

Институты ЕС.

 

Для выполнения задач, зафиксированных в Договорах об учреждении Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов.

Комиссия Европейских Сообществ (с 1993 г. Европейская Комиссия) - исполнительный орган ЕС. Ее 17 членов назначаются национальными правительствами, но полностью независимы от них в своей деятельности.

Каждая из крупных стран-участниц Евросоюза - Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания - направляют в Комиссию по два представителя; малые страны - по одному. Представители назначаются на четырехлетний период, но затем их полномочия могут быть возобновлены.Каждый член Комиссии отвечает за определенное направление деятельности (как обычный министр в национальном правительстве) и возглавляет соответствующее подразделение, так называемый Генеральный Департамент. Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий. Однако все издаваемые Комиссией официальные документы обязательно переводятся и на другие языки стран-членов. На все языки, принятые в Евросоюзе, переводятся и совещания членов национальных правительств. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от национальных правительств.

Роль Комиссии состоит в обеспечении выполнения международных договоров, регулирующих учреждение и развитие Европейского Союза (ранее Европейских Сообществ). С этой целью Комиссия выдвигает необходимые законодательные инициативы, принимающие затем форму постановлений и директив, а затем - контролирует их проведение в жизнь. При нарушении странами-участницами законодательства ЕС, комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, включая обращение в Европейский суд. Комиссия обладает существенными правами, в частности, в сфере политики, в области конкуренции и при проведении единой политики в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, транспорт и т.п. Комиссия управляет различными фондами и программами ЕС, включая те, которые нацелены на оказание помощи странам, не участвующим в ЕС.

Совет Министров ЕС - орган принятия решений. В его рамках члены национальных правительств проводят переговоры, обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования.

Считается, что Совет Министров представляет собой единый и единственный орган такого рода. Но на самом деле Советов Министров несколько: их название и состав меняются в зависимости от обсуждаемой тематики. Существует Совет Министров иностранных дел и Совет министров финансов, образования, сельского хозяйства и т.д. Министры несут ответственность перед национальными перламентами за решения, принятые в рамках Совета Министров ЕС, но эти решения не могут быть отменены.

Законодательные акты ЕС, как уже отмечалось, издаются в виде постановлений и директив. Постановления носят обязательный характер и включаются в национальные законодательства стран-участниц. Обязательными к исполнению являются и директивы. Однако выбор методов их реализации является прерогативой стран-участниц. Большинство вопросов включается в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство, где работают не только дипломаты, но и чиновники всех национальных министерств. Главы этих представительств проводят еженедельные совещания в рамках Комитета постоянных представителей, который по заглавным буквам своего французского названия обычно именуется КОРЕПЕР. В ходе данных совещаний послами и национальными чиновниками стран-участниц подробно разрабатываются вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров.

В соответствии с договорами об учреждении Европейских Сообществ, решения Советов Министров принимаются в зависимости от их профиля - либо единогласно, либо на основании квалифицированного большинства. Количество голосов каждой страны-участницы зависит от масштабов ее экономики. Неравное распределение голосов является причиной внутреннего напряжения в отношениях между странами-участницами, которое нередко проявляется и в форме открытых конфликтов между так называемыми грандами (большими странами) и малыми странами.

Несмотря на неравное распределение голосов ни одна из стран самостоятельно не может заблокировать то или иное решение. Это возможно только при совместных действиях по меньшей мере трех стран.

Пост Председателя Совета Министров занимают по очереди представители всех стран-участниц. Для каждого из них срок пребывания на этом посту составляет 6 месяцев; обязанности Председателя выполняют министры иностранных дел.

Европарламент состоит из депутатов, избираемых путем всеобщего голосования. Основная задача Европарламента - контроль за деятельностью Комиссии, одобрение или внесение поправок в бюджет ЕС и законодательство.

Члены Европарламента избраются на пятилетний срок. Европарламент имеет собственные рабочие помещения в Брюсселе, но ежемесячно он проводит недельное пленарное заседание в Страсбурге (Франция). Секретариат Европарламента находится в Люксембурге.

Многие парламентарии желали бы, чтобы Европарламент постоянно пребывал в непосредственной близости от Комиссии ЕС в Брюсселе. Однако, и Франция, и Германия считают, что проведение заседаний именно в Страсбурге необходимо. Страсбург - столица Эльзаса, территории, за которую между двумя странами шел многовековой спор. Проведение заседаний Европарламента в Страсбурге символизирует послевоенное единство и отказ от войны как способа урегулирования конфликта.

До принятия Единого Европейского Акта (1986 г.) Европарламент имел право блокирования бюджета и внесения изменений в отдельные его статьи. Но в целом он обладал лишь правом совещательного голоса, и Совет Министров мог не учитывать его мнение.

С принятием вышеназванного акта мероприятия в целях создания Единого рынка стали проходить так называемую “процедуру сотрудничества”, что значительно укрепило полномочия Европарламента. В случае, если Европарламент отклоняет законопроект при его повторном чтении, Совет Министров может одобрить его только единогласным решением.

Таким образом, для блокирования законопроекта, Европарламенту требуется лишь один большой или малый союзник в Совете министров.

Влияние и значение Европарламента проявляется и в ряде других аспектов. Возможно, важнейший среди них - подача запросов в Комиссии и Совет Министров в ходе пленарных заседаний данных органов. Запросы могут быть сделаны в устной либо письменной форме. Кроме того, Европарламент обладает правом, которое он никогда еще не использовал: правом роспуска Комиссии. Для этого он большинством в 2/3 голосов должен выразить мнение о неудовлетворительной работе Комиссии, после чего она обязана самораспуститься.

В соответствии с Единым Европейским Актом, отныне требуется одобрение Европарламента при вступлении в ЕС новых членов, при заключении Договоров об ассоциированном членстве, а также торговых соглашений с третьими странами.

Членов Европарламента объединяет в различные группы не гражданство, а политическая принадлежность. Национальные политические партии смогли укрепить связи со всеми зерубежными единомышленниками, создав тем самым по-настоящему международные политические движения. В Италии и Ирландии законодательство разрешает выдвигать в качестве кандидатов в депутаты Европарламента граждан других государств; другие же страны так далеко еще не продвинулись.

Эта тенденция распространилась и на страны Центральной и Восточной Европы. В 1990-е гг., после роспуска Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и распада социалистического лагеря, политики ЕС и политики стран-членов ЕС оказывали поддержку и практическую помощь тем партиям в бывших социалистических странах, которым они симпатизировали. Легко догадаться, что это были не партии коммунистической и социалистической ориентации, а подобная помощь во многом граничит с вмешательством во внутренние дела и с содействием изменению политического режима.

Процесс принятия решений. Комиссия ЕС разрабатывает акты ЕС как по собственной инициативе, так и по запросу Европарламента и Совета министров. Оба названных органа не могут решить вопрос без его юридического обоснования комиссией.

Комиссия направляет свои законодательные предложения в Совет министров, который затем передает их Европарламенту. Там они поступают соответствующим Комиссиям. Те либо вносят поправки, либо вотируют их без изменений. Затем предложения поступают на пленарное заседание европарламента в Страсбурге.

Параллельно предложения передаются Комитету по Социально-Экономическим вопроса. В этот орган назначаются представители промышленности, профсоюзных групп и союзов потребителей, профессиональных союзов. Комитет по Социально-экономическим вопросам является консультативным органом. Получив законодательное предложение и изучив его, он направляет свое заключение Совету Министров.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.018 с.)