Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая интеграция: история. задачи, методы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Всегда и везде экономические процессы развиваются в неразрывной связи с политическими. В.И. Ленину принадлежит высказывание, что политика есть концентрированное выражение экономики. В этой связи вопрос об образовании политического союза наравне с союзом экономическим и валютным неизбежно стал и перед идеологами и политиками ЕС. Идея тесного взаимодействия европейских стран вплоть до образования некоторой государственно-политической структуры возникла задолго до подписания Римских договоров. Уже в начале ХХ в. совершенно серьезно дискутировался вопрос о возможности формирования Соединенных Штатов Европы. В 1923 г. австриец К. Калерджи, основатель Пан-европейского движения, призвал к воплощению идеи СШЕ в жизнь. При этом делались ссылки на успешное образование Швейцарского союза в 1848 г., создание Германской империи в 1871 г., завоевание в 1776 г. независимости Соединенными Штатами Америки. Несколько позже, 5 сентября 1929 г., французский министр иностранных дел А. Бриан произнес ставшую знаменитой речь на Ассамблее Лиги наций в Женеве. При поддержке своего немецкого коллеги Г. Стреземанна он предложил создать Европейский союз под эгидой Лиги наций. Распространение фашизма в Европе и развязывание второй мировой войны сделали невозможной реализацию этой идеи, но не означали отказа от нее. Даже в 1941 г. депортированные на остров Вентотене А. Спинелли и Э. Росси сумели распространить подготовленный ими Манифест федерализма. В целях предотвращения международной анархии и сохранения свободы в Европе, в интересах всех народов Европы они призывали создать европейскую федерацию, в которой часть суверенных прав стран-участниц была бы передана на федеральный уровень. После второй мировой войны Европа оказалась расколотой на два лагеря: Западная Европа политически тяготела к США, Восточная Европа вошла в социалистический лагерь. Германия также была разделена на две части. На смену второй мировой войне пришла холодная война - политическое и идеологическое противостояние систем социализма и капитализма, возглавляемых, соответственно, СССР и США. В этих условиях в Западной Европе крепло стремление к политической интеграции. Политическая интеграция послевоенного периода базировалась на принципе атлантической солидарности. Во-первых, тенденция к солидарности опиралась на идеологический лозунг “более никогда”. За первую половину ХХ в. Европа была театром военных действий в ходе двух мировых войн, что существенно подорвало как экономический, так и политический потенциал отдельных стран и Европы как региона в целом. Европа не хотела более служить ареной битв. Во-вторых, Европа осознавала ослабление своей экономики и политической значимости в мире в связи с появлением двух супердержав: США и СССР. Эта слабость усугублялась экономической и политической раздробленностью Европы, представлявшей собой лоскутное одеяло по сравнению с советским или американским монолитом. Нельзя сказать, что тенденция к политической интеграции реализовывалась легко и прямолинейно. Страны демонстрировали разное понимание задач интеграции и разное к ней стремление. Послевоенная Европа была разделена не только на Восточную и Западную, но и на сторонников создания СШЕ с наднациональной государственной властью - федералистов, и тех, кто ратовал за более умеренные формы межгосударственного политического взаимодействия. Так, Великобритания, хотя и не была против европейского единения, не была готова к созданию каких-либо надгосударственных европейских органов, ущемляющих национальный суверенитет. Она была более заинтересована в построении особых отношений со странами Британского Содружества наций и с установлением особых отношений с США. Скандинавские страны также были не готовы идти на тесное политическое сближение. В условиях обострения холодной войны формирование СШЕ создало бы третьего участника конфликтов, и скандинавы старались изолироваться от противостояния супердержав. На юге Европы, в Испании и Португалии, существовали диктаторские режимы. В Греции в условиях высокой политической нестабильности не была исключена возможность победы коммунистических сил. В этой связи центральноевропейские страны не рассматривали южные страны в контексте политического объединения и беспокоились лишь о том, чтобы не допустить их присоединения к социалистическому лагерю, а потому стремились включить их в военную антисоветскую коалицию. В послевоенный период стремление Европейских стран к единению реализовывалось через создание достаточно разнообразных и не очень связанных между собой международных организаций. В 1946 г. в Париже учреждается Европейский союз федералистов. В 1948 г. по инициативе США и при обещании финансовой поддержки (план Маршалла) была учреждена Организация Европейского Экономического сотрудничества, впоследствии, после вступления в нее США и Канады в 1960 г., переименованная в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1949 г. был заключен военный пакт, в который вошли США, Канада и большинство стран Западной Европы - Североатлантический договор (НАТО). В 1954 г. был создан Западноевропейский союз (ЗЕС), целью которого было сотрудничество в области безопасности и обороны, а также усиление позиций Европы в Атлантическом договоре. В 1952 г. в Париже был подписан договор об учреждении Европейского оборонительного сообщества в составе ФРГ, Франции, Италии и стран Бенилюкса. В 1953 г. был одобрен проект договора о Европейском политическом сообществе в том же составе. Оба эти договора, всемерно поддерживаемые ФРГ с тем, чтобы восстановить свои утраченные военно-политические позиции, так и не вступили в силу, поскольку были отвергнуты парламентом Франции. В 1949 г. учреждается Совет Европы, призванный поощрять политическое сотрудничество. Вместе с тем Совет Европы не ставил цели создания федерации или союза и не покушался на суверенитет стран-участниц. Это организация для межгосударственного взаимодействия по самому широкому кругу вопросов: политических, экономических, культурных, социальных, правовых. Одно из наиболее значимых достижений Совета Европы - заключение Европейской конвенции по защите прав человека и фундаментальным свободам в 1950 г. В целом Совет Европы стал преимущественно дискуссионным клубом сторонников европейского федерализма. Принципиально новый этап в развитии политической интеграции связан с учреждением Европейской организации угля и стали (ЕОУС- 1951 г.) и подписанием в 1957 г. Римских договоров о создании Евратома и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). С правовой точки зрения все три сообщества продолжают независимое существование. Однако с точки зрения политических реалий, они представляют собой единое целое, получившее известность сначала как Европейские сообщества, а затем, с 1993 г., преобразованное в Европейский союз (ЕС). Отличительной особенностью ЕС стало создание наднациональных органов власти и добровольный отказ стран-членов от части своего суверенитета. Именно экономической интеграции суждено было стать реальной и прочной основой для постепенного формирования условий для политического союза. Однако процесс был более чем постепенным и весьма противоречивым. Даже между шестью странами-инициаторами ЕЭС не было единства по поводу степени политического объединения. Наиболее острые противоречия наблюдались между ФРГ и Францией. ФРГ стремилась к более тесному политическому объединения, с тем чтобы повысить и свой собственный вес в политических делах. «Мы не интегрируем экономику, мы интегрируем политику», - заявлял один из идеологов политического союза Вальтер Хальштейн.* ФРГ выступала за наделение центральных органов ЕЭС наднациональными полномочиями и за принятие решений, обязательных для исполнения странами-членами, большинством голосов. Франция предлагала делать акцент на экономических аспектах интеграции и отстаивала принцип единогласия при принятии наиболее важных решений. Если ФРГ придерживалась федеративного принципа построения Европы, Франция ориентировалась на создание конфедерации. Борьба между этими двумя подходами характерна для всей истории ЕС вплоть до наших дней. Эта борьба имеет два аспекта: функциональный и институциональный. Функциональный аспект связан с разделением сфер внутренней и внешней политики на компетенцию национальных и наднациональных органов власти. От того, как будут разделены полномочия, зависит судьба национальных суверенитетов и политическая конфигурация Европы. Институциональный аспект включает, с одной стороны, вопрос о членском составе ЕС и, с другой стороны, о структуре наднациональных органов власти и механизме принятия решений. К концу 1980-х гг., хотя и не без проблем, страны ЕС добились существенных успехов. Была создана и достаточно успешно функционировала система наднациональных органов, состав Сообществ расширился с 6 до 12, была достигнута высокая степень согласования национальных политик, как внутренней, так и внешней. Новым этапом, ускорившим политическую интеграцию, стал Маастрихтский договор 1991 г. и Договор 1993 г. о Европейском Союзе. В соответствии с новым Договором учреждается единое общеевропейское гражданство. Это принципиальное нововведение, создающее реальную базу для создания в перспективе конфедерации и далее - федерации. Все граждане стран-участниц автоматически приобретают гражданство Евросоюза. Каждый гражданин Евросоюза имеет следующие права: свободного перемещения по всей территории Евросоюза и проживания на ней; участия в выборах в качестве избирателя и выставления своей кандидатуры на муниципальных и общеевропейских выборах в стране проживания. Находясь за пределами Евросоюза, он может пользоваться защитой дипломатических представительств и консульских миссий любой страны-участницы Союза. Он имеет также право обращаться с петициями в Европарламент. Согласно Договору политический союз должен включать следующие компоненты: - единая политика в области иностранных дел и безопасности, куда в дальнейшем войдут: разработка общей оборонительной политики; вопросы, связанные с конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе; с разоружением и контролем над вооружениями в Европе; нераспространение ядерного оружия и экономические аспекты безопасности; - усиление значения Европарламента; - расширение полномочий Союза; - единая политика в области внутренних дел и правосудия, в частности, в таких вопросах, как предоставление убежища, иммиграционный и визовый режим и т.п. В 1990-е гг. происходило дальнейшее расширение состава Евросоюза. В настоящее время он насчитывает 15 стран-членов. Более того, на повестке дня стоит вопрос о дальнейшем его расширении. В связи с распадом социалистического лагеря перспективы своего вступления в ЕС обсуждают целый ряд стран Восточной Европы и некоторые бывшие советские республики. Расширение состава ЕС вопрос не количественный, а качественный, политический. С расширением ЕС практически на все европейские страны, включая и бывшие государства социалистического лагеря, принципиально меняется международная геополитическая ситуация, меняется расстановка сил в мире. С одной стороны, происходит передел экономического и политического пространства бывшего социалистического лагеря и сужение сферы жизненных интересов и сферы международного влияния России. С другой стороны, продвижение по пути создания СШЕ может пойти в двух направлениях: или как создание нового силового центра, равнозначного США, и формирование многополюсного мира, или как окончательное превращение Европы в американского сателлита и вассала и, тем самым, укрепление моноцентрической структуры мира, контуры которой явственно стали обозначаться в 1990-е гг. В этой связи выбор объединенной Европой пути развития не может быть безразличным для России, равно как и для других стран мира. Не случайно набирает мощь движение антиглобализма, которое в проявлениях глобализации видит стремление стран- мировых лидеров к мировому господству и развитию за счет других наций. Институты ЕС.
Для выполнения задач, зафиксированных в Договорах об учреждении Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов. Комиссия Европейских Сообществ (с 1993 г. Европейская Комиссия) - исполнительный орган ЕС. Ее 17 членов назначаются национальными правительствами, но полностью независимы от них в своей деятельности. Каждая из крупных стран-участниц Евросоюза - Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания - направляют в Комиссию по два представителя; малые страны - по одному. Представители назначаются на четырехлетний период, но затем их полномочия могут быть возобновлены.Каждый член Комиссии отвечает за определенное направление деятельности (как обычный министр в национальном правительстве) и возглавляет соответствующее подразделение, так называемый Генеральный Департамент. Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий. Однако все издаваемые Комиссией официальные документы обязательно переводятся и на другие языки стран-членов. На все языки, принятые в Евросоюзе, переводятся и совещания членов национальных правительств. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от национальных правительств. Роль Комиссии состоит в обеспечении выполнения международных договоров, регулирующих учреждение и развитие Европейского Союза (ранее Европейских Сообществ). С этой целью Комиссия выдвигает необходимые законодательные инициативы, принимающие затем форму постановлений и директив, а затем - контролирует их проведение в жизнь. При нарушении странами-участницами законодательства ЕС, комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, включая обращение в Европейский суд. Комиссия обладает существенными правами, в частности, в сфере политики, в области конкуренции и при проведении единой политики в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, транспорт и т.п. Комиссия управляет различными фондами и программами ЕС, включая те, которые нацелены на оказание помощи странам, не участвующим в ЕС. Совет Министров ЕС - орган принятия решений. В его рамках члены национальных правительств проводят переговоры, обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования. Считается, что Совет Министров представляет собой единый и единственный орган такого рода. Но на самом деле Советов Министров несколько: их название и состав меняются в зависимости от обсуждаемой тематики. Существует Совет Министров иностранных дел и Совет министров финансов, образования, сельского хозяйства и т.д. Министры несут ответственность перед национальными перламентами за решения, принятые в рамках Совета Министров ЕС, но эти решения не могут быть отменены. Законодательные акты ЕС, как уже отмечалось, издаются в виде постановлений и директив. Постановления носят обязательный характер и включаются в национальные законодательства стран-участниц. Обязательными к исполнению являются и директивы. Однако выбор методов их реализации является прерогативой стран-участниц. Большинство вопросов включается в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство, где работают не только дипломаты, но и чиновники всех национальных министерств. Главы этих представительств проводят еженедельные совещания в рамках Комитета постоянных представителей, который по заглавным буквам своего французского названия обычно именуется КОРЕПЕР. В ходе данных совещаний послами и национальными чиновниками стран-участниц подробно разрабатываются вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров. В соответствии с договорами об учреждении Европейских Сообществ, решения Советов Министров принимаются в зависимости от их профиля - либо единогласно, либо на основании квалифицированного большинства. Количество голосов каждой страны-участницы зависит от масштабов ее экономики. Неравное распределение голосов является причиной внутреннего напряжения в отношениях между странами-участницами, которое нередко проявляется и в форме открытых конфликтов между так называемыми грандами (большими странами) и малыми странами. Несмотря на неравное распределение голосов ни одна из стран самостоятельно не может заблокировать то или иное решение. Это возможно только при совместных действиях по меньшей мере трех стран. Пост Председателя Совета Министров занимают по очереди представители всех стран-участниц. Для каждого из них срок пребывания на этом посту составляет 6 месяцев; обязанности Председателя выполняют министры иностранных дел. Европарламент состоит из депутатов, избираемых путем всеобщего голосования. Основная задача Европарламента - контроль за деятельностью Комиссии, одобрение или внесение поправок в бюджет ЕС и законодательство. Члены Европарламента избраются на пятилетний срок. Европарламент имеет собственные рабочие помещения в Брюсселе, но ежемесячно он проводит недельное пленарное заседание в Страсбурге (Франция). Секретариат Европарламента находится в Люксембурге. Многие парламентарии желали бы, чтобы Европарламент постоянно пребывал в непосредственной близости от Комиссии ЕС в Брюсселе. Однако, и Франция, и Германия считают, что проведение заседаний именно в Страсбурге необходимо. Страсбург - столица Эльзаса, территории, за которую между двумя странами шел многовековой спор. Проведение заседаний Европарламента в Страсбурге символизирует послевоенное единство и отказ от войны как способа урегулирования конфликта. До принятия Единого Европейского Акта (1986 г.) Европарламент имел право блокирования бюджета и внесения изменений в отдельные его статьи. Но в целом он обладал лишь правом совещательного голоса, и Совет Министров мог не учитывать его мнение. С принятием вышеназванного акта мероприятия в целях создания Единого рынка стали проходить так называемую “процедуру сотрудничества”, что значительно укрепило полномочия Европарламента. В случае, если Европарламент отклоняет законопроект при его повторном чтении, Совет Министров может одобрить его только единогласным решением. Таким образом, для блокирования законопроекта, Европарламенту требуется лишь один большой или малый союзник в Совете министров. Влияние и значение Европарламента проявляется и в ряде других аспектов. Возможно, важнейший среди них - подача запросов в Комиссии и Совет Министров в ходе пленарных заседаний данных органов. Запросы могут быть сделаны в устной либо письменной форме. Кроме того, Европарламент обладает правом, которое он никогда еще не использовал: правом роспуска Комиссии. Для этого он большинством в 2/3 голосов должен выразить мнение о неудовлетворительной работе Комиссии, после чего она обязана самораспуститься. В соответствии с Единым Европейским Актом, отныне требуется одобрение Европарламента при вступлении в ЕС новых членов, при заключении Договоров об ассоциированном членстве, а также торговых соглашений с третьими странами. Членов Европарламента объединяет в различные группы не гражданство, а политическая принадлежность. Национальные политические партии смогли укрепить связи со всеми зерубежными единомышленниками, создав тем самым по-настоящему международные политические движения. В Италии и Ирландии законодательство разрешает выдвигать в качестве кандидатов в депутаты Европарламента граждан других государств; другие же страны так далеко еще не продвинулись. Эта тенденция распространилась и на страны Центральной и Восточной Европы. В 1990-е гг., после роспуска Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и распада социалистического лагеря, политики ЕС и политики стран-членов ЕС оказывали поддержку и практическую помощь тем партиям в бывших социалистических странах, которым они симпатизировали. Легко догадаться, что это были не партии коммунистической и социалистической ориентации, а подобная помощь во многом граничит с вмешательством во внутренние дела и с содействием изменению политического режима. Процесс принятия решений. Комиссия ЕС разрабатывает акты ЕС как по собственной инициативе, так и по запросу Европарламента и Совета министров. Оба названных органа не могут решить вопрос без его юридического обоснования комиссией. Комиссия направляет свои законодательные предложения в Совет министров, который затем передает их Европарламенту. Там они поступают соответствующим Комиссиям. Те либо вносят поправки, либо вотируют их без изменений. Затем предложения поступают на пленарное заседание европарламента в Страсбурге. Параллельно предложения передаются Комитету по Социально-Экономическим вопроса. В этот орган назначаются представители промышленности, профсоюзных групп и союзов потребителей, профессиональных союзов. Комитет по Социально-экономическим вопросам является консультативным органом. Получив законодательное предложение и изучив его, он направляет свое заключение Совету Министров. Данное заключение, равно как и результаты прохождения комиссии Европарламента, снова возвращаются в Комиссию. Она может учесть сделанные замечания и внести их в текст подготавливаемого законодательного акта. После того он еще раз направляется в Совет Министров и европарламент для повторного чтения. И здесь акт снова проходит тот же путь - представляется для слушаний соответствующим комиссиям, по нему принимается решение на сессии в Страсбурге. Чтобы стать законом, законопроект после этих процедур должен еще получить одобрение Совета Министров. На любой стадии описанного процесса Комиссия вправе полностью или частично изменить юридический акт. После принятия Советом Министров решения на Комиссию возлагается контроль за ходом го его выполнения. На первый взгляд, процесс принятия решений в ЕС представляется очень громоздким. Однако подобная сложность позволяет встроить в процесс ряд регулирующих и контролирующих процедур, что придает ему демократический характер, позволяет основываться на дискуссиях, взаимных консультациях и консенсусе. Европейский суд. Отличие ЕС от других международных организаций состоит в том, что ЕС построен на обязательных к исполнению для подписавших их стран Договорах. Статьи Договоров и вытекающие из них юридические акты интегрируются в национальное законодательство стран-участниц. Их выполнение требует ясной и четкой трактовки. В этой связи особое значение приобретает деятельность Европейского суда. С подписанием Римских Договоров был введен примат права ЕС над национальным правом стран-участниц. Это означает, в частности, что на всех территориях, где применяется право ЕС, расположенный в Люксембурге Европейский суд является судебным органом высшей инстанции. Разумеется, под его юрисдикцию не попадают области, не охваченные Римскими Договорами, например, уголовное законодательство. Помимо судей, Европейский суд включает также и генеральных адвокатов. Судьи независимы. Они выдвигаются каждый своей страной, но назначаются Советом Министров ЕС. Назначение производится на 6-летний срок; впоследствии оно может быть возобновлено. Аналогичным образом назначаются и генеральные адвокаты. Как правило, для слушания дел Суд разделяется на две палаты. В особо серьезных случаях проводятся совместные слушания. Решения принимаются большинством голосов. Евросуд урегулирует разногласия между странами-участницами ЕС; между странами-участницами и непосредственно ЕС; между институтами ЕС; между ЕС и физическими или юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Евросуд дает заключение по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальными судами. Однако на последние его юрисдикция на распространяется. Евросуд часто называют мотором интеграции. Его наличие предупреждает произвольное толкование законодательства ЕС странами-участницами; решения Евросуда обязательны к исполнению Евросуд не имеет в своем распоряжении каких-либо средств принуждения. Однако в подавляющем большинстве случаев страны-участницы Сообщества соглашаются с его решениями. Ведь это - в их общих интересах. Европейский Совет. Не предусмотренный в Римских Договорах редакции 1957 г., Европейский Совет возник лишь в 1974 г., после Парижской конференции глав государств и правительств стран-участниц. В ходе этой конференции было принято решение о создании Европейского Совета, в рамках которого подобные совещания должны были проводиться регулярно. На них предполагалось также присутствие национальных министров иностранных дел, председателя КЕС и его заместителя. Значение подобных встреч постоянно возрастает. На них принимаются решения по ключевым вопросам жизни ЕС, многие из которых намечают дальнейшие вехи его развития. Решения Совета не имеют обязательной силы, однако они придают политический импульс процессу эволюции ЕС и очерчивают его важнейшие направления. Европейский Совет приобрел также значение высшей инстанции, к которой КЕС и Совет Министров могут апеллировать в сложных случаях, при невозможности достижения соглашения с другими институтами ЕС. Данная функция Совета вытекает из высокого авторитета глав государств и правительств своих странах. Их личное вмешательство в дела ЕС следует поэтому считать большим достижением; принятые ими решения имели кардинальное значение для жизни ЕС. Аудиторский суд. Поскольку ресурсы, которыми располагает ЕС постоянно возрастают, требуется их тщательная и скрупулезная аудиторская проверка. В соответствии с Римскими Договорами каждое объединение - ЕЭС, Евратом, ЕОУС - имело свою аюдиторскую палату. В 1975 г. эти счетные институты были слиты в единый Аудиторский суд, который начал функционировать двумя годами позже в Люксембурге. Этот суд отслеживает все потоки ресурсов во всех институтах ЕС, а также контролирует бюджет Евросоюза. В конце каждого фискального года Аудиторский суд публикут отчет. Положения этого отчета служат руководством при формировании и использовании фондов ЕС. Экономический и социальный комитет (Брюссель) является консультативным органом в структуре ЕС. В его состав входит более 200 человек, представляющих наемных работников, работодателей и различные заинтересованные группы (фермеров, потребителей, экологов, транспортников и др.). Члены Комитета назначаются на 4 года Советом Министров. Совет оказывает большую помощь Комиссии и Совету Министров при подготовке законов ЕС, выражая интересы различных социальных групп. Комитет регионов. Созданный в соответствии с Маастрихтским договором, Комитет регионов (Брюссель) предоставляет возможность местным органам власти стран-участниц подключиться к законодательному процессу в рамках ЕС. Комитет предоставляет консультации по вопросам, затрагивающим интересы регионов. В целом влияние и роль Комитета пока еще не велики. Европейский инвестиционный банк был учрежден в 1958 г. и расквартирован в Люксембурге. Европейский инвестиционный банк мобилизует средства на рынках ссудного капитала для финансирования инвестиционных проектов, которые содействуют развитию ЕС. Банк также полномочен предоставлять кредиты третьим странам, если проекты затрагивают интересы ЕС, например, строительство шоссе, портов, железных дорог. Кредиты третьим странам также могут предоставляться как часть помощи для обеспечения экономического развития. Европейский валютный институт учрежден в 1994 г. и расквартирован во Франкфурте. Он подготавливал условия для введения единой денежной единицы - евро. Институт был ответственен за координацию денежной политики стран-членов ЕС и за подготовку финальной стадии перехода к Экономическому и Валютному Союзу. В 1998 г. преобразован в независимый Европейский Центральный банк (см. тему 5). Развитие европейской интеграции предполагает и эволюцию системы наднациональных органов власти. С новой остротой этот вопрос встает в начале ХХI столетия в связи с изменением геополитической ситуации не только в Европе, но и в мире, в связи с расширением ЕС на восток, в связи с формированием экономического, валютного и политического евросоюза. Вопрос о политической конфигурации Европы и механизме реализации власти был в центре внимания на конференции, проходившей в декабре 2000 г. в Ницце. Обсуждались вопросы о векторе развития Европы: будет ли это содружество национальных государств или наднациональная политическая структура. Было подчеркнуто, что несмотря на внутренние конфликты и противоречия Европа идет в направлении политического союза. Между тем конфликты и противоречия в Евросоюзе достаточно велики. По-прежнему актуален вопрос о лидерстве в ЕС. Этот спор идет прежде всего между ФРГ и Францией. Более того, не уменьшаются трения между малыми странами и так называемыми грандами - странами с большим экономическим потенциалом. В этом отношении конференция в Ницце способствовала урегулированию противостояния между большими и малыми странами. По договору, подписанному в Ницце, меняются правила принятия политических решений. С 2005 г. “гранды” лишаются по одному комиссару в Комиссии, общее число комиссаров увеличивается, и, таким образом, все страны получат представление в этом органе власти и уравниваются их возможности при принятии решений. В Совете Министров, где в настоящее время гранды имеют по 10 голосов, другие страны - меньше, а Люксембург - всего 2 голоса, голоса будут распределяться пропорционально населению стран-участниц ЕС. Решения Совета будут действительны, если за них проголосуют министры, представляющие более 62% населения ЕС. Чтобы облегчить порядок принятия решений, более чем в 50 различных сферах решения будут приниматься квалифицированным большинством голосов. Единогласное принятие решений будет необходимым только в порядке исключения при рассмотрении вопросов иммиграции, культуры, налогообложения, социальной сферы. На конференции в Ницце было также предусмотрено расширение состава Европарламента, были предусмотрены возможности разноскоростной интеграции. Важное значение имеет принятие политики обороны и безопасности и, в перспективе, военной интеграции. Конференция в Ницце, при всех проявившихся на ней внутренних конфликтах и тенденциях национального эгоизма и конкуренции, свидетельствует о продолжении поступательного движения Европейской интеграции не только в экономической, но и политической областях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.017 с.) |