Тема 51. Социальные конфликты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 51. Социальные конфликты



Студент должен

знать:

1. Суть социального конфликта. Природа социальных конфликтов: причины, мотивы, предметы, объекты.

2. Основные субъекты (участники) конфликта – оппоненты или противоборствующие стороны.

3. Конфликтная ситуация.

уметь: давать определения понятиям: Социальный конфликт, участник конфликта.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Классификация социальных конфликтов: по длительности, по источнику возникновения, по форме, по характеру развития, по объему, по используемым средствам, по сферам общественной жизни, по влиянию на ход общественного развития, по происхождению. Сопоставление рациональных и эмоциональных конфликтов. Дополнительные участники конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники, посредники. Стадии (этапы) конфликта: возникновение (начало), развитие (разрастание, эскалация), окончание (завершение). Инциденты (поводы) для конфликта: реальные или придуманные. Провокация конфликта. Действия участников конфликта: основные и вспомогательные, наступательные и оборонительные. Приостановление конфликта. Способы разрешения социальных конфликтов: изучение природы конфликта с целью его уменьшения или полного устранения, формирование толерантного (терпимого) отношения к интересам и позициям противоположной стороны, сведение конфликта к ненасильственной форме и максимальное использование переговорного механизма для его преодоления, осуществление эффективной государственной социальной политики.

Тема 52. Этнические общности

Студент должен

знать:

1. Понятие этноса (этнической общности).

2. Национальность как идентификация этнического происхождения.

3. Этнический состав государства. Многонациональное государство. Титульная нация. Национальное большинство. Национальное меньшинство. Диаспора.

уметь: давать определения понятиям: Этнос, племя, народность, нация, диаспора.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Признаки исторических форм этносов: племени, народности, нации. Два различных толкования нации: этнонация и согражданство. Суть национального вопроса. Соотношение различных форм этносов в современном обществе. Национальное сознание, национальный характер, национальный менталитет. Особенности этнического состава современной России.

Тема 53. Межнациональные отношения

Студент должен

знать:

1. Идеология национализма. Гражданский (государственный) национализм. Патриотизм. Национальные достоинство и гордость. Исключительный (гегемонистский) национализм. Этноцентризм. Национальная нетерпимость. Шовинизм. Дискриминация. Геноцид. Ассимиляция и аккультурация.

2. Две тенденции развития современных межнациональных отношений: сближение этносов в рамках глобализации и стремление к национальной самостоятельности.

3. Этнический сепаратизм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

уметь: давать определения понятиям: Национализм, патриотизм, этноцентризм, шовинизм, дискриминация, геноцид, ассимиляция, аккультурация.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Гуманистические принципы политики в области национальных отношений: отказ от насилия и принуждения, поиск согласия на основе консенсуса всех участников, признание прав и свобод человека важнейшими ценностями, готовность к мирному урегулированию спорных проблем. Характер межнациональных отношений в современной России.

Тема 54. Семья

Студент должен

знать:

1. Семья как социальный институт и малая группа

2. Классификации семей. Полная и неполная семья. Патриархальная и матриархальная семья. Патрелинеальная и матрелинеальная семья. Гомогенная и гетерогенная семья. Нуклеарная и расширенная (многопоколенная) семья. Однокарьерная (однодоходная) и двухкарьерная (двухдоходная) семья. Малодетная, среднедетная и многодетная семья.

3. Жизненный цикл семьи: вступление в брак – образование семьи, начало деторождения – рождение первого ребенка, окончание деторождения – рождение последнего ребенка, «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка, прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

уметь: давать определения понятиям: Семья, полная семья, неполная семья, нуклеарная семья, опека, попечительство.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Социологический и юридический подходы к определению семьи. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Специфические функции семьи: репродуктивная (рождение детей), содержание детей, воспитательная (социализация), хозяйственно-бытовая. Простое и расширенное воспроизводство детей в семье. Неспецифические функции семьи: накопление и передача собственности, социально-статусная функция (предоставление члену семьи определенного социального статуса), организация производства и потребления, духовное общение и досуг, первичный социальный контроль, обмен эмоциями, сексуальное регулирование. Иерархия функций семьи. Семейная политика государства. Семейное право. Личные имущественные и неимущественные права между супругами, между родителями и детьми. Личная и совместная собственность супругов. Режим имущества супругов. Права и обязанности супругов по отношению к детям. Юридическая ответственность за нарушение норм семейного права. Лишение родительских прав. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Принципы и традиции семейных отношений: общность супружеских отношений; справедливое распределение семейных обязанностей; дружеское расположение, взаимная забота членов семьи; любовь между супругами, а также между родителями и детьми; понимание и поощрение индивидуальных устремлений членов семьи. Особенности развития семьи в современном российском обществе.

Тема 55. Брак и развод

Студент должен

знать:

1. Брак и супружество как механизм создания семьи.

2. Специальные брачные церемонии, ритуалы и обычаи.

3. Причины тенденции к увеличению разводов в современном обществе.

уметь: давать определения понятиям: Брак, супружество, полигамия, полиандрия, алиментные обязательства, развод.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Категории браков: формальные (официальные и религиозные), неформальные (гражданские). Моногамные и полигамные браки. Полигиния и полиандрия. Правила поведения в браке. Правовая регламентация браков: порядок регистрации брака, условия действительности браков, требования к возрасту супругов, отсутствие близкого родства между вступающими в брак, согласие родителей (в некоторых национальных традициях), право признания брака фиктивным, право на развод по уважительным причинам. Брачный договор. Негативные социальные последствия разводов. Порядок расторжения браков. Алиментные обязательства. Меры ответственности за неуплату алиментов.

Тема 56. Молодежь

Студент должен

знать:

1. Молодежь как социально-демографическая группа общества.

2. Молодежный экстремизм. Понятие молодежной субкультуры.

3. Контркультурные молодежные движения и объединения.

уметь: давать определения понятиям: Молодежь, молодежный экстремизм, молодежная субкультура, социальное отчуждение.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Возрастные границы молодежи. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития. Радикализация современной молодежи. Контркультурные элементы молодежной субкультуры. Социальное отчуждение и апатия части молодежи. Государственная молодежная политика. Проблемы современной российской молодежи.

Раздел 7. Политика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.217.172 (0.006 с.)