Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы становления и развития отечественной психологии физической культуры и спорта. Вклад А.Ц. Пуни и П.А. Рудика в развитие психологии физической культуры и спорта.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первый этап (20-30-е годы XX в.) - описательно-объяснительный (познавательно-описательный) - характеризовался стремлением найти место психологии в комплексном изучении вопросов физического воспитания и спорта. В первых работах, заложивших основы становления психологии ФКиС, велось накопление и описание научных фактов, выяснялись некоторые базовые психологические закономерности физического воспитания и спорта (влияние физических упражнений и спортивных соревнований на психическую сферу человека), изучались реакции в спорте. Второй этап (30-40-е годы XX в.) - становление психологии ФКиС - связан с определением предмета, проблематики, изучением психологических особенностей спортивной деятельности (общих и в конкретных видах спорта). Разрабатывались психологические основы спортивной тренировки (физической, технической, тактической подготовки спортсменов), а также особенности спортивного соревнования и личности спортсменов. Третий этап (45-й-50-е годы XX в.) - утверждение психологии ФКиС - связан с признанием ее как учебной, научной и практической дисциплины (1952 г. - защита первой докторской диссертации на тему «Психология спорта» А.Ц. Пуни). Сформировались две научные школы: ленинградская (А.Ц. Пуни) и московская (ПЛ. Рудик). В институтах физической культуры психология ФКиС вошла в учебные планы. Первое выступление советских спортсменов на Олимпийских играх послужило толчком к изучению готовности спортсменов к соревнованиям, выделению морально-волевой подготовки в особый ее вид. Четвертый этап (56-й-80-е годы XX в.) – развитие психологии ФКиС - характеризовался стремлением к обеспечению практики спорт (начало систематической помощи сборным командам по различным видам спорта), объединением усилий психологов (1956 г., Ленинград 1 Всесоюзное совещание; 1965 г., Рим - I Международный конгресс). Началась разработка психодиагностики и социальной психологии в спорте. Определены: целостная концепция волевой подготовки, содержание психологической подготовки спортсмена; сформирована система комплексного психологического контроля и психологического обеспечения спортивной деятельности Пятый этап (с нач. 90-х годов XX а.) современное состояние - связан с переходом от психологического обеспечения к психологическому сопровождению спортивной карьеры (системе психологической помощи на всех этапах многолетней спортивной деятельности), укреплением международных связей психологов спорта. Характеризуя прикладной потенциал психологии ФКиС, можно констатировать возросший интерес к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля и создание психологической службы в сфере спорта. Вклад А.Ц. Пуни в развитие психологии физической культуры и спорта Основные профессиональные достижения и научные идеи: Основал Ленинградскую (Санкт-Петербургскую) научную школу психологии спорта, первую кафедру психологии в системе физкультурного образования страны. Разработал ряд крупных научных концепций. Защитил первую докторскую диссертацию по психологии спорта. Занимался проблемами психологических основ технической и тактической подготовки спортсменов. Установил ряд закономерностей образования двигательных навыков в спортивной деятельности и динамические соотношения осознаваемого и неосознаваемого на различных этапах его формирования. Выявил особенности мышечных ощущений, двигательной памяти, внимания, мышления (тактического). Впервые в психологии спорта (1946-1947 гг.) выявил роль представлений движений, разработав концепцию полифункциональности-полимодальности представления движений с обоснованием тренирующей функции, что легло в основу идеомоторной тренировки. Разработал концепцию волевой подготовки в спорте, раскрывающую сущность волевых усилий, действий и качеств спортсменов, обеспечивающих преодоление ими препятствий различной степени трудности. Большое внимание уделял психологической подготовке к соревнованиям, определив систему ее звеньев, признаки состояния психической готовности; выделил этапы непосредственной подготовки к исполнению спортивного действия. В научной школе А.Ц. Пуни велась разработка проблем онтопсихологии физического воспитания и спорта, предметом которой явилось развитие спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности в условиях спортивной деятельности. Основные научные труды: «Очерки психологии спорта», 1959; «Психологическая подготовка к соревнованию в спорте», 1969; «Психологические основы волевой подготовки в спорте», 1977; Вклад П.А. Рудика в развитие психологии физической культуры и спорта Развитие петербургской школы шло и в постоянномсоперничестве с московской школой психологии спорта во главе с Петром Антоновичем Рудиком (1893-1983), доктором психологических наук, профессором. Основные профессиональные достижения и научные идеи: Все его исследования в области психологических проблем физического воспитания и спорта можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся исследования общих психологических 4.Актуальные проблемы спортивной психологии на современном этапе ее развития. Спортивная психология (по терминологии II Международного конгресса 1995 г. в Москве) утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей психологии в XX в. Современный этап развития спортивной психологиихарактеризуется: 1прикладным характером развития науки, интересом к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля, занимающихся подготовкой спортсменов; 2углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категории деятельности и личности спортсмена (расширяется круги исследований, реализующих комплексную и системную методологию); 3переходом от психологического обеспечения к психологическому сопровождению спортивной деятельности. Важнейшим направлением в спортивной психологии является работа с юными спортсменами. Большое внимание уделяется этапу завершения спортивной деятельности; 4созданием системы психологических программ и их внедрения в учебно-тренировочный и соревновательный процесс («формирование психической надежности спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях», «управление психическим состоянием спортсмена» и др.); 5особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления, психологического мониторинга - регулярного наблюдения за динамикой... Но несмотря на наличие благоприятных предпосылок, психологическая служба даже на уровне сборных команд развита недостаточно. Спортивная психология еще не стала неотъемлемой частью процесса подготовки спортсменов, что обусловлено наличием ряда причин: Проблему психологического обеспечения подготовки спортсменов затрудняют особенности «социального заказа» (деятельность психолога сводится к решению экстренных проблем коррекции неблагоприятных психических состояний во время соревнований). Как правило, тренеры, спортсмены пытаются решать свои психологические проблемы, основываясь в большей степени на житейский опыт, без учета психологических закономерностей спортивной деятельности. Недостаточно изучаются вопросы формирования личности в спорте, что является ключом к решению многих психологических проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности. Спортивная психология покаеще в большей степени является психологией психодиагностики, регуляции икоррекции. Не нашла должного отражения проблема психологического здоровья и благополучия спортсменов. Спортивная психология XXI века - это, прежде всего, психология, обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой самой решать возникающие проблемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.009 с.) |