Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства.

Поиск

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства.

На начальном этапе важно выявить причины прихода в спорт. Выбор вида спорта часто обусловлен внешними, случайными обстоятельствами. Мотивация характеризуется диффузностью, неопределенностью и неустойчивостью.

Мотивы: а) эмоциональная привлекательность физических упражнений (в основе - естественная потребность в движениях); б) долженствования (по настоянию родителей); в) мотивы, связанные с условиями среды (близость секции); г) стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья); д) стремление к самоутверждению (желание быть не хуже др); е) социальные установки (мода на спорт, семейные спортивные традиции).

Этап углубленной тренировки (специализации) характеризуется устойчивым интересом к виду спорта, проявлением способностей к нему и стремлением к их развитию.

Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и достижение высоких результатов, как следствие затраченного труда. Мотивы:

а) интерес к виду спорта; б) собственно соревновательный мотив (естественное желание померяться силами); в) стремление к самоутверждению, спортивному достижению; г) общественные мотивы (долга, коллективизма, патриотизма); д) потребность в совершенствовании физических и психических качеств.

Этап высшего спортивного мастерства характеризуется стремлением поддержать и развить свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта, обеспечить свое материальное благополучие.

Мотивы: а) достижения успеха и избегания неудач; б) соперничества и соревновательной борьбы (особенно в видах спорта, где присутствует физический контакт); в) самосовершенствования; г) спортивного общения; д) материального и морального стимулирования (поощрения, призы, материальные блага).

Этап завершения спортивной деятельности характеризуется снижением спортивных результатов, пресыщением спортивной деятельностью (физическая и психическая усталость), «эмоциональным выгоранием» спортсменов. Возникает противоречие между желанием закончить активные выступления и нежеланием потерять материальные блага, свой престиж в связи со снижением спортивных результатов.

Мотивы: а)морально-волевые (психологическая усталость, потеря перспективы улучшения результата, возраст, состояние здоровья, травмы...); б) эгоистические (желание уйти непобежденным, конкуренция товарищей по команде, отношения с тренером...); в) бытовые (вступление в брак, рождение ребенка, финансовые затруднения, отношения в семье...).

Формирование мотивации имеет два механизма, в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями:

Первый - воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Формируются убеждения, интересы и положительные эмоции, изменяется система ценностей и отношений к действительности (путем сообщения определенных знаний).

Второй - воздействие на деятельностью сферу. Через специально организованные условия деятельности, хотя бы избирательно, удовлетворяются те или иные потребности, а затем через целесообразно оправданное изменение характера деятельности укрепляются старые, формируются новые, необходимые потребности.

Для эффективного формирования мотивации спортсменов важно два момента: 1. Стимулирование - побуждение человека извне, целью которого является превращение внешнего побуждения во внутреннее, т. е. в мотив. Виды стимулирования: положительное, отрицательное, моральное, материальное.

2. Поэтапное подключение мотивов по мере развития спортсмена.

На начальном этапе приоритетным должно быть проявление склонностей и развитие интересов в сфере спорта (процессуальных мотивов). Этому служат: спортивная ориентация, содержательность и эмоциональность тренировок, рассказы тренера о спорте и спортсменах, психологический климат в группе.

На этапе спортивной специализации важно продолжать обогащение сферы интересов спортсменов за счет более глубокого проникновения в суть вида спорта, тренировки, соревнований, спортивной жизни вообще. Тренер и спортсмен начинают работу «на результат». На этом этапе важно: предложить спортсмену образцы для подражания, помочь выбрать идеал в спорте (для подростка его идеалы - это прообразы жизненных целей), помочь спортсмену в осознании спорта как ценности, как важнейшей сферы, где можно проявить себя.

На этапе высшего спортивного мастерства спортсмен решает важную для себя задачу профессионального самоопределения. У него начинаются поиски индивидуального пути в спорте. В связи с этим важное значение приобретает мировоззрение спортсмена, обобщение им спортивного опыта в форме принципов спортивной жизни, постановка больших спортивных целей.

Основные задачи тренера: а) скоординировать спортивные цели и планы с их жизненными целями; не навязывая спортсмену своих взглядов, помочь в формировании мировоззрения, собственных принципов спортивной жизни, постановке реальных перспективных целей в спорте; б) учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов при использовании различных видов стимулирования.

 

11. Психологические основы физической подготовки спортсменов. Двигательные реакции в спорте и их виды.

Физическая подготовка (ФП) направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, координационных, выносливости и т.д.

Психологической основой ФП является формирование понятий, представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий. Для формирования физических качеств необходимо осознать еготструктуру,совершенствовать психические процессы и свойства личности, а также управлять психическими состояниями. В развитии физических качеств большое внимание уделяется сенситивным периодам.

Физические качества с точки зрения психологии могут быть раскрыты так:

Быстрота – отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа, ритма и амплитуды движения, способность управлять временными параметрами движения. Быстрота включает в себя: а) минимальное время начала действия в ответ на раздражитель (латентное время двигательной реакции); б) скорость отдельного движения (элементов техники); в) темп (скорость чередования повторяющихся элементов движений – шагов в беге) и ритм двигательного действия (соотношение отдельных частей движения по времени – ритм разбега в прыжках…).

Сила – отражение особенностей предельных, распределенных и дозированных мышечных усилий (МУ). Предельные МУ имеют место там, где спортсмен полностью проявляет свои силовые возможности. Сознательное управление предельными мышечными усилиями затруднено, т.к. они ограничиваются функциональными возможностями.

Выносливость – отражение величины и продолжительности мышечных напряжений и волевых усилий, развиваемых спортсменом в условиях длительного выполнения двигательных действий. Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость, при формировании положительного отношения к работе.

Координационные способности (КС) – отражение координационной сложности задания, точности и времени его выполнения. КС обеспечивают быстрое и точное овладение новыми движениями, перестройку двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Двигательные реакции (ДР) – это сознательные автоматизированные действия в ответ на определенный раздражитель (т.е. способы решения конкретной двигательной задачи в условиях жесткого лимита времени). Быстрота и точность реакций поддаются совершенствованию с помощью специальных упражнений.

3 периода реакций: 1. Предварительный (восприятие сигнала) – ожидание сигнала и подготовка к ответному действию. 2. Латентный (скрытый) – время от момента появления сигнала до начала ответного действия (осознания его).

В зависимости от направленности внимания спортсмена различают три типа реагирования: сенсорный, моторный, нейтральный. Наибольшая скорость реакции при моторном типе реагирования.

3.Исполнительный (эффекторный) – это время от начала ответного действия до его завершения (ответное действие). Реакции, как правило, очень быстротечны (тысячные доли секунды).

Виды двигательных реакций: Простая – конкретное двигательное действие на заранее известный раздражитель. В этом виде реакции отсутствует элемент поиска и основная задача заключается в том, чтобы выполнить ответное двигательное действие максимально быстро. Сложная – реакция, в которой имеют место несколько возможных раздражителей и несколько возможных ответных действий:

- реакция различения или дифференцировочная (на один сигнал надо реагировать, а на другой – нет);

- реакция выбора (выбор нужного двигательного действия из ряда возможных);

- реакция на движущийся объект (необходимо реагировать на движущийся объект и предугадать, где он окажется).

 

12. Психологические основы технической подготовки спортсмена.

Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными техническими приемами конкретного вида спорта и совершенствование качества и надежности управления движениями по параметрам пространства, времени и интенсивности прилагаемых усилий

Технической подготовкой спортсмена называется процесс овладения специальными спортивными знаниями, умениями и навыками.

Психологическими основами технической подготовки является целенаправленное и индивидуализированное совершенствование тех психических процессов (психомоторных реакций, мышечно-двигательных ощущений, специализированных восприятий, представлений, внимания, мышления и др.), которые участвуют в регуляции движений, специфических, характерных для каждого конкретного вида спорта

Не менее важно знать, осмысливать и уметь проанализировать (после выполнения) действия, их точность, оптимальность, скорость выполнения и т.д.

Следовательно, всегда необходимы не только навыки и умения, но и знания.

Знания – это чувственные, осмысленные объективные отражения в сознании предметов и явлений внешнего мира, запечатленные в памяти факты, характеристики событий, объективная информация о внешнем и внутреннем мире, выраженные в языковой форме в виде теорий, понятий, категорий, представлений и т.д.

Для спортсмена необходимы знания о сущности физических упражнений, их влиянии на состояние здоровья и его сохранение, на поддержание работоспособности.

Критериями знания являются: постижение сущности изучаемого явления, объекта, осмысленное его усвоение, т.е. системность, прочность, возможность применения на практике, возможность переноса на другие сферы деятельности, формирование на их основе новых представлений и понятий.

В спортивно-технической подготовке усваиваются знания о предметах, событиях, закономерностях спорта; представления, явления и действия, связанные с решением спортивных, в частности, двигательных задач; понятия о явлениях спортивной деятельности, о физическом воспитании, физической культуре.

Категориями подлинного знания являются:1.глубокое осознание удерживаемой в памяти информации, понимание ее сущности, места в системе других знаний; 2.аргументированность, логичность принятых утверждений; 3.способность защищать свои убеждения в полемике, разъяснять их сущность другим людям; 4.возможность пользоваться полученными знаниями на практике, выходить с их помощью на новый уровень познания; 5.возможность длительное время сохранять и при необходимости воспроизводить их в памяти.

Особая роль в процессе технической подготовки спортсменов принадлежит представлениям о движениях (идеомоторная тренировка)

С психологической точки зрения, освоить двигательное действие - значит овладеть его психической саморегуляцией, в которой важнейшую роль играет система самоконтроля.

Существует два вида самоконтроля: смысловой — это «думание» о движении (например, что и как выполнить) и перцептивный - слежение за тем, что происходит в двигательном аппарате. Он обеспечивается различными видами ощущений и специализированными восприятиями.

С изменением способа самоконтроля за исполнением действия, по мере формирования навыка, связана его автоматизация.

Все заученные двигательные действия спортсмена приобретают форму двигательного навыка. Выработка разнообразных двигательных навыков у спортсменов имеет важное значение в овладении техникой, так как навыки составляют основу техники в любом виде спорта. Навык - способность к произвольным автоматизированным действиям, выполняемым с большой точностью, экономно и с оптимальной быстротой. Навыки формируются в процессе упражнений, тренировок путем многократных (желательно осознанных) повторений необходимых действий.

Двигательные навыки в спорте характеризуются высокой степенью совершенства при выполнении всех элементов целостного двигательного действия. Выделяют следующие критерии сформированности навыка:

- автоматизированность (направленность сознания не на способ действия, а на его конечную цель); -высокое качество исполнения (правильность, легкость, эстетичность); -физиологическая экономность движения;-возможность распределения внимания на другие объекты и действия; -снижение общей напряженности; -прочность, возможность длительного сохранения; -возможность переноса; -надежность и помехоустойчивость.

13.. Психологические основы формирования двигательных навыков в спорте. Роль представлений в управлении движениями. Навык - способность к произвольным автоматизированным действиям, выполняемым с большой точностью, экономно и с оптимальной быстротой. Навыки формируются в процессе упражнений, тренировок путем многократных (желательно осознанных) повторений необходимых действий. Двигательные навыки в спорте характеризуются высокой степенью совершенства при выполнении всех элементов целостного двигательного действия. Выделяют следующие критерии сформированности навыка: автоматизированность (направленность сознания не на способ действия, а на его конечную цель); высокое качество исполнения (правильность, легкость, эстетичность); физиологическая экономность движения; возможность распределения внимания на другие объекты и действия; снижение общей напряженности; прочность, возможность длительного сохранения; возможность переноса; надежность и помехоустойчивость. Особая роль в процессе технической подготовки спортсменов принадлежит представлениям о движениях (идеомоторная тренировка). С психологической точки зрения, освоить двигательное действие - значит овладеть его психической саморегуляцией, в которой важнейшую роль играет система самоконтроля. Существует два вида самоконтроля: смысловой — это «думание» о движении (например, что и как выполнить) и перцептивный - слежение за тем, что происходит в двигательном аппарате. Он обеспечивается различными видами ощущений и специализированными восприятиями. С изменением способа самоконтроля за исполнением действия, по мере формирования навыка, связана его автоматизация. Все заученные двигательные действия спортсмена приобретают форму двигательного навыка. Идеомоторная тренировка (ИТ) - мысленная (идеальная) тренировка с помощью представления движения. Установлено, что при представлении движения в организме спортсмена происходят физиологические изменения (т. е. не заметные глазу микросокращения мышц, вызываемые образами движений и действий).

14.. Психологические основы тактической подготовки спортсмена. Особенности тактического мышления спортсмена. Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований (лыжные гонки...) или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач (фигурное катание...), в других - к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде (спортивные игры...) или к быстрому и своевременному переключению с одной системы тактических действий на другую (спортивные игры, единоборства...). В процессе тактической подготовки должны решаться задачи:1. по овладению приемами психологического воздействия на соперника и маскировке собственных намерений; 2. по формированию тактического (оперативного) мышления и непосредственно связанных с ним качеств - наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, антиципации тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника. Тактическое мышление - мышление, определяющее быструю переработку различной информации, принятие решений в различных условиях спортивной деятельности, в том числе и в сложных, экстремальных условиях соревнований. Особенности тактического мышления:1. наглядно-образный и действенный характер (связан с непосредственным восприятием действий соперников и партнеров в ситуации спортивной борьбы, мгновенной оценкой ситуации и принятием решений, направленных на выполнение целесообразных операций). 2. ситуационный характер (обусловлен постоянно меняющейся ситуацией и требованием принятия адекватных решений); 3. гибкость и быстрота (связана с жестким лимитом времени для выполнения тактических действий, с тем что спортсмен должен уметь перестраивать намеченный план тактических действий, внося поправки в принятое решение); Для тактического мышления также характерны самостоятельность, критичность, целеустремленность, широта, глубина. Таким образом, развитие тактического мышления открывает возможности для улучшения тактических действий спортсмена.

15.. Особенности проявления основных свойств нервной системы у спортсменов различных видов спорта. Можно определить выраженность типологических особенностей свойств нервной системы у представителей разных видов спорта: Фактор спортивной усп-ти: Быстродействие - один из главных факторов успешности спортивной деятельности, Виды спорта: Спринтерские (легкая атлетика, велоспорт), фехтование (рапиристы), акробатика (акробаты-прыгуны), настольный теннис и др. Сво-ва н.с.: - слабая н.с;- подвижность нервныхпроцессов;- преобладание возбуждения или уравновешенность по«внешнему» балансу. Фактор спортивной усп-ти:Выносливость и устойчивость к однообразию тренировочных нагрузок, Виды спорта: Легкая атлетика (стайеры), лыжные гонки, гребля, плавание и др. Сво-ва н.с.: - сильная или средняя сила н.с;- инертность нервных процессов;- уравновешенность или преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. Фактор спортивной усп-ти: Скоростная выносливость (терпеливость к утомлению и недостатку кислорода в крови), Виды спорта: Легкая атлетика (бег на 400 и 800 м и др.) Сво-ва н.с.: - сильная н.с;средняя подвижность нервных процессов;преобладаниевозбуждения по «внутреннему» балансу. Фактор спортивной усп-ти: Сложная координация движений, Виды спорта: Спортивная гимнастика, легкоатлетические прыжки и метания, прыжки на лыжах с трамплина и др. Сво-ва н.с.: слабая или средняя сила н.с; подвижность нервных процессов; уравновешенность по «внешнему» балансу. Фактор спортивной усп-ти: Быстрое реагирование на изменение ситуации (типология выражена хуже, многое зависит от игрового амплуа), Виды спорта: Игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, гандбол и др.). Сво-ва н.с.: преобладание в мужских командах игроков с подвижностью нервных процессов, что обеспечивает быстрое переключение с одной ситуации на другую.

16.. Особенности проявления темперамента в спорте. Индивидуальный стиль деятельности и типологические особенности личности спортсмена. Темперамент - сов-сть устойчивых, индивидуально-своеобразных св-в чел-ка, опред-щих динамику его псих. деят-сти.Хол. обожают командные и агрессивные виды спорта. Хол. нужен выплеск энергии, поэтому спорт для него важен, как разрядка. хол. в соревнованиях, будет одним из самых активных и быстрых, захочет стать капитаном команды или лидером в ней, но, он может не считаться с другими игроками команды, и проявлять ярость и зависть. Но у хол. реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Сан.– доброжелательный и спокойный, быстро думает и проявляет очень быструю реакцию. Присущи: быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сан. легко сходится людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Сан. выдержаны, целеустремленны, обладают хорошей волей. Фл.– спокойный, немного медлительный. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. интересны интеллектуальные виды спорта такие, где надо рассчитать точность удара, просчитать на несколько шагов вперед, построить многоходовую комбинацию. Мел. неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. редко занимается спортом, особенно активным. Из мел. получаются отличные яхтсмены: один на один, или, по крайней мере, всего несколько человек, с морем. В меланхолике есть уравновешенность и трезвый расчет. Любит животных. Индивидуальное своеобразие спортсменов наиболее отчетливо проявля­ется в индивидуальном стиле деятельности(ИСД), кот. компенсирует недостат­ки темпер-та и опред-тся в действиях, применяемых для осуществле­ния цели. ИСД представляет сист. индивидуально-своеобразных приемов, обеспеч-щих успешное выполнение чел-ком опред-ной деятел. Выделено несколько групп стилей спорт. деятел.1. Хар-щие предпочитаемую тактику ведения спортивной борьбы (бокс, фехтование, теннис...): атакующий - сильная, подвижная, с преобладанием возбуждения н.с; контратакующий - слабая, инертная, с пре­обладанием торможения н.с; комбинированный.2. Связанные с распределением сил на дистанции: равномерный (слабая н.с, инертность нервных процессов с преобладанием торможения); с ускоре­нием вначале (слабая н.с, подвижность, уравновешенность нервных процес­сов с преобладанием возбуждения); с ускорением в конце (сильная н.с, урав­новешенные нервные процессы).3. Стили соревновательной деятельности, основанные на двух парамет­рах: типе эмоциональной регуляции деятельности (ровная и взрывная) и типе ориентации в деятельности (внешняя и внутренняя).

17.. Понятие о надежности в спортивной деятельности. Личностные факторы надежности в соревновательной деятельности. Надежность – спо-ть действовать безошибочно, сохранять кач-ва лич-ти, необходимые для выполн. работы в экстремальных условиях. Надежность спортсмена наиболее ярко проявляется в соревнованиях. Важн. компонентом соревновательной надежности является высшая результативность действий спортсмена и устойчивость уровня подготовленности в экстремальных условиях. Надежность как сложное комплексное сво-во определяется различными факторами: биомеханическим (обеспечивает надежность техники), медико-биологическим (характеризует состояние здоровья, дееспособность нервной системы, энергетические возможности и ряд биохимических показа­телей), психологическим (включает психические процессы, психические состояния, психические свойства и социально-психологические характеристики). Псих. Надежн. Спор-на - это вероятность стабильного сохранения высокого уровня эффективной психической деятельности и положительного психического состояния в экстремальных условиях тренировки и соревнований. Личностные факторы надежности спортсмена в соревновательной деятельности. Можно выделить четыре основных качества: 1. Соревновательная эмоциональная устойчивость - стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Осн. параметром - адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления. + полюс. Ровный эмоциональный фон в выступлении, внешние события оцениваются рационально. - полюс. Большие перепады в эмоциональном фоне, внешние события вызывают сильные эмоциональные реакции, что может приводить к «перегоранию». 2. Спорт. Саморегул. способность спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах. + полюс. Умение произвольно настраивать себя перед началом, в перерывах и входе спортивной борьбы, при необходимости отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться. - полюс. Недостаточное умение настраивать себя и управлять своими эмоциями.3. В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсмена на соревновании. + полюс. Точная постановка целей и задач, выступление с эмоциональным зарядом. - полюс. Плохое, заниженное осознание собственных целей и задач, вялое выступление, неполная отдача. 4. Стабильность - помехоустойчивость характеризуется устойчивостью функционального состояния и двигательных компонентов в различных ситуациях. + полюс. Отсутствие спонтанных колебаний спортивной формы, техники. - полюс. Наличие достаточно резких колебаний спортивной формы, техники.

18.. Спец. спортивные спо-ти. Спортивные способности - индивидуально-психологические особенности личности, формирующиеся и развивающиеся в процессе овладения специфической спортивной деятельностью и являющиеся предпосылками ее успешной реализации. Успешность какой-либо деятельности, в том числе и спортивной, может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. Психологические проявления основных свойств нервной системы спортсменов рассматриваются как фактор общих способностей, их психо­физиологическая основа. Специфика спортивных способностей зависит, прежде всего, от того, какие психические функции проявляются в наибольшей мере, и в каких условиях протекает сама деятельность в данном виде спорта. Особое значение приобретает проблема изучения способностей в сложно-координационных видах спорта (гимнастика, фигурное катание...) или спортивных играх и единоборствах, где для эффективности деятельности требуется особенно сложный и многообразный комплекс качеств, которые обеспечивают оперативное принятие решений и выполнение действий в экстремальных условиях спортивной борьбы. Специальные способности определяются по показателям преимущественно сенсомоторного, интеллектуального и моторного характера:- сенсомоторные показатели включают в себя: сенсомоторные реакции и сенсомоторную координацию;- интеллектуальные показатели определяются оперативным мышлением и выбором решения в вероятностно упорядоченных ситуациях;- моторные показатели характеризуются двигательными способностями, которые представляют собой определенное сочетание совокупности индивидуальных свойств, обеспечивающих эффективность конкретной деятельности (силовой, скоростной, на выносливость).Спортивные способности - одна из существенных характеристик индивидуальности. Для эффективного развития спортивных способностей необходим индивидуальный подход в работе со спортсменами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.117.57 (0.011 с.)