Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение спортсменов к предстоящему соревнованию.

Поиск

Существует три основные формы отношения спортсменов к соревнованию: активное, пассивное и отрицательное.

При активном отношении спортсмены осознанно ставят перед собой задачи: хорошо выступить, попасть в команду, выполнить спортивный разряд, не подвести команду и мобилизовать все силы.

При пассивном отношении спортсменов отличает понимание задач соревнования, оценка сильных и слабых сторон, своих и противника, настроенность на борьбу, но в силу разных причин возможность отказа от выполнения задач, требующих больших физических и психических трат.

При отрицательном отношении задачи спортсменов не определены: «как побежится», «прокатиться». Спортсмен, находясь в таком состоянии на старте, может сойти с дистанции или ковра, если ему станет трудно.

В спортивной психологии изучение отношений также нашло свое применение при разработке методик по измерению отношения спортсменов к тренеру, товарищам по команде и спортивной деятельности.

Для оперативной диагностики отношения спортсмена к предстоящему соревнованию в различных видах спорта используется шкала ОПС - «отношение к предстоящему соревнованию», разработанная ЮЛ. Ханиным (1980). Она позволяет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации. Результаты оцениваются по четырем показателям: -

- уверенность в себе; - восприятие и оценка возможностей соперников; - желание участвовать и значимость соревнований; - зеркальная самооценка спортсмена.

виды эмоц состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.

Сост боевой готовности (воодушевления) хар-ся оптимальной степенью нервного и эмоц возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревнов деятельности. Спортсмен ощущает подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. У него обострено восприятие, особенно специализированное («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча»), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам. К старту он готовится тщательно и организованно, ясно помнит, что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. «Изъяны». может наблюдаться снижение произвольного контроля над действиями и увеличение инертности возбудительного процесса

Предстартовая лихорадка появл-ся при больш желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоци возбуждением, в эмоц сфере наблюд неустойчивость переживаний, что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание, восприятие и представления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нарушен. Внешний вид - руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений. возможности часто переоценивают, а возможности соперника недооценивают, то есть появляется самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.теряет аппетит; пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы; наблюдается потливость; иногда отмечаются пересыхание в полости рта, расстройство ЖКТ.

Предстартовая апатия. может появиться и при перетренированности спортсмена, а также когда деятельность не представляет для него интереса. Апатия сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью «собраться» к моменту старта, урежением и неравномерностью пульса.

47. Волевая подготовка к спорту. Характеристика волевых качеств спортсменов.

Воля - психич деятельность чел по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Основные волевые качества в спорте: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задачи и цели тренировки, средства и методы их достижения.

Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствий на пути к достижению цели.

Инициатива и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям.

Решительность и смелость есть выражение активности юного спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях юный спортсмен может идти и на опр риск.

Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т. е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибочных действий и поступков.

Воспитание волевых качеств у юных спортсменов требует прежде всего постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, юные спортсмены напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности и управлять своим поведением. Основным средством развития волевых качеств детей и подростков, занимающихся спортом, является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.

Развивать волевые качества у юных спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей.

При воспитании волевых качеств у спортсменов необходимо прежде всего учитывать особенности избранного вида спорта.

методических приемов: использование неблагопр метеорологических условий; вариативность трасс, площадок, мест тренировок, расположения снарядов; преодоление сверхсоревновательного времени; уменьшение площади для действий, создание мнимых усложнений; опробование соревновательных трасс, мест, снарядов, режима, соревнования с различными (сильными и слабыми) соперниками; проведение занятий в присутствии судей, гостей, зрителей; создание неожиданных препятствий различной степени трудности и др. Наряду с этим широко используются одобрение, похвала, поощрение, критика, пример, убеждения и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.113 (0.007 с.)