Лекция №7 тема: метрологические Основы контроля за технической подготовленностью спортсменов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №7 тема: метрологические Основы контроля за технической подготовленностью спортсменов.



Направления и методы контроля за технической подготовленностью.

Контроль за технической подготовленностью ведется по двум направлениям:

1. Оценка того, что умеет делать спортсмен.

2. Как он выполняет освоенные движения.

 

Различают два основных метода контроля за ТМ:

1. визуальный

2. инструментальный

 

Визуальный контроль за ТМ проводится двумя способами:

1. В ходе непосредственных наблюдений за действиями спортсмена.

2. С помощью видеомагнитофонной техники.

Инструментальный контроль за ТМ предназначен для измерения биомеханических характеристик техники (время, скорость, ускорение, усилия, положение тела и т.д.).

Для оценок ТМ спортсменов могут использоваться специальные тесты. Однако в игровых видах спорта и единоборствах по результатам этих тестов, как правило, нельзя предсказать эффективность соревновательной деятельности. Поскольку условия выполнения приемов в соревновательной обстановке резко отличаются от условий во время тестирования.

Показатели, используемые для измерения ТМ непосредственно в соревнованиях, гетерогенны: их значения во многом зависят от тактического мастерства и уровня физической подготовленности спортсменов.

Поэтому, регистрируя точность выполнения игровых действии, эффективность нанесения ударов и т.п., измеряют не столько техническое, сколько технико-тактическое мастерство.

 

Контроль за объемом техники.

Объем техники определяется общим количеством действий, которые спортсмен выполняет на тренировочных занятиях или соревнованиях.

Различают соревновательный и тренировочный объем техники. Соревновательный объем является вариативным и зависит от квалификации самого спортсмена, соперника, тактики поединка и т.д.

Тренировочный объем технических действий отражает потенциальные возможности спортсменов. Отношение соревновательного объема к тренировочному показывает реализацию этих возможностей.

 

Контроль за разносторонностью техники.

Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен. Различают соревновательную и тренировочную разносторонность. Как правило, тренировочная разносторонность выше соревновательной.

Вот некоторые примеры показателей разносторонности техники: соотношение частоты использования разных игровых приемов, в спортивных играх, в теннисе - выход к сетке; выигрыш у сетки, соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону в борьбе и т.д. Выбор одной из сторон при выполнении ассиметричных движений называются латеральным предпочтением. Коэффициент латерального предпочтения равен:

Кл.п = Число приемов, выполняемых в доминантную сторону

общее число приемов

Контроль за эффективностью техники.

Эффективность техники спортивных движений определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту.

Эффективная техника должна обеспечивать достижение максимально, возможного результата. Поэтому спортивный результат является критерием эффективности техники. Однако результат зависит от многих факторов (мотивация, уровень физической, тактической подготовленности и др.). Поэтому он не является единственным критерием эффективности техники. Не менее информативны и другие критерии, которые характеризуют абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники. Свое название он и получил и в зависимости от метода, использованного для оценки эффективности техники.

Определение абсолютной эффективности техники.

Для этого вначале регистрируют показатели техники исследуемого движения, а затем сопоставляют их значения с эталоном, выбранным на основе биомеханических, физиологических, психологических и эстетических критериев.

Например, в лыжном, конькобежном спорте, плавании, гребле абсолютная эффективность техники может оцениваться по расстоянию, преодолеваемому за гребок (шаг).

При анализе абсолютной эффективности техники в спортивных играх применяется приоритетный подход. Он предполагает, что в конкретных случаях при оценке эффективности технических приемов нужно использовать не биомеханические и физиологические критерии, а тактические или психические.

Определение сравнительной эффективности техники.

Этот метод оценки основан на сопоставлении техники движения спортсмена с техникой спортсмена высокой квалификации. В качестве образца выбирают такого выдающегося спортсмена, который по физической и психический подготовленности близок к сравниваемому или используют усредненную технику группы спортсменов высокой квалификации.

Процедура сравнения направлена на выявление дискриминативных показателей техники (т.е. таких, значения которых у спортсменов разной квалификации неодинаковы). Для этого регистрируют биомеханические показатели техники упражнения, а затем проводят сравнительный анализ.

Определение сравнительной эффективности техники в спортивных играх и единоборствах имеет свои особенности: 1) недостаточно метрологические обоснованы критерии эффективности; 2) значения критериев эффективности, которые используются на практике, очень вариативны (например, количество точных передач в матче колеблется от 60 до 100%. Поэтому нужно сравнивать показатели эффективности в серии игр или поединков).

В спортивных играх и единоборствах нельзя сопоставлять показатели техники спортсменов, выступающих в соревнованиях разного квалификационного уровня, в разных лигах и т.д.

 

Определение реализационной эффективности техники.

Методы ее оценки основаны на реализации двигательного потенциала (ДП). Сопоставляется результат спортсмена, показанный в соревновательном упражнении, с тем результатом, который он мог бы показать, обладая эффективной техникой. Методика такого подхода состоит в расчете должного результата в упражнении (соответствующего двигательным возможностям спортсмена) и сравнении его с показанным. Чем больше разница, тем менее эффективна техника.

Важным моментом является оценка двигательного потенциала по комплексу наиболее информативных физических качеств. ДП может быть представлен одним показателем (например, для прыгунов в высоту - относительной силой подошвенных сгибателей стопы, для бегунов на средние дистанции - МПК, для пловцов – силой в плавании «на привязи» и т.д.).

У группы спортсменов измеряются результаты в упражнении, технику которого хотят оценить, и результаты в тесте (ДП). По этим данным составляется уравнение регрессии у= х +в., где у - должный результат в упражнении, х – ДП, и в – коэффициенты.

Поскольку результат в упражнении определяет не одно, а несколько физических качеств, то ДП характеризуется несколькими показателями.

По уравнениям регрессии составляют специальные таблицы и номограммы, с помощью которых определяют эффективность техники.

Следует также учесть, что степень реализации ДП в конкретном двигательном движении зависит от его сложности.

 

Разновидности оценок эффективности техники.

Различают три разновидности оценок эффективности техники: 1) интегральную, когда оценивается эффективность техники упражнений в целом. Недостаток интегральной оценки - невозможность определить причину несовершенства техники; 2) дифференциальную, в ходе которой определяют эффективность некоторых элементов движения; 3) дифференциально-суммарную оценку, в этом случае оценивается эффективность техники каждого элемента упражнения, затем результаты суммируются, и выводится, общая, оценка.

Наиболее распространенной является дифференциальная оценка. Ее выведение включает следующие этапы: 1) выделяют ведущие элементы техники спортивного упражнения на основе биомеханического анализа; 2) рассчитывают коэффициент корреляции между результатом спортивного упражнения и количественными значениями элементов. Определяют наиболее информативные элементы (имеющие наибольшую корреляцию с результатом); 3) определяется эффективность техники выполнения информативных элементов.

Контроль за освоенностью техники.

С этой целью используют два критерия: 1) результат; 2) биомеханические характеристики упражнения.

Выделяют два основных направления в контроле за освоенностью движений: 1) оценку стабильности; 2) оценку устойчивости техники. Оценка стабильности техники (малой вариативности) осуществляется в привычных условиях, когда отсутствуют сбивающие факторы (на тренировочных занятиях и т.д.). Устойчивость техники определяется, когда движение выполняется на соревнованиях, в условиях утомления, при изменении внешних условий.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6]

Дополнительная литература: [1,2]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.008 с.)