Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №7 тема: метрологические Основы контроля за технической подготовленностью спортсменов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Направления и методы контроля за технической подготовленностью. Контроль за технической подготовленностью ведется по двум направлениям: 1. Оценка того, что умеет делать спортсмен. 2. Как он выполняет освоенные движения.
Различают два основных метода контроля за ТМ: 1. визуальный 2. инструментальный
Визуальный контроль за ТМ проводится двумя способами: 1. В ходе непосредственных наблюдений за действиями спортсмена. 2. С помощью видеомагнитофонной техники. Инструментальный контроль за ТМ предназначен для измерения биомеханических характеристик техники (время, скорость, ускорение, усилия, положение тела и т.д.). Для оценок ТМ спортсменов могут использоваться специальные тесты. Однако в игровых видах спорта и единоборствах по результатам этих тестов, как правило, нельзя предсказать эффективность соревновательной деятельности. Поскольку условия выполнения приемов в соревновательной обстановке резко отличаются от условий во время тестирования. Показатели, используемые для измерения ТМ непосредственно в соревнованиях, гетерогенны: их значения во многом зависят от тактического мастерства и уровня физической подготовленности спортсменов. Поэтому, регистрируя точность выполнения игровых действии, эффективность нанесения ударов и т.п., измеряют не столько техническое, сколько технико-тактическое мастерство.
Контроль за объемом техники. Объем техники определяется общим количеством действий, которые спортсмен выполняет на тренировочных занятиях или соревнованиях. Различают соревновательный и тренировочный объем техники. Соревновательный объем является вариативным и зависит от квалификации самого спортсмена, соперника, тактики поединка и т.д. Тренировочный объем технических действий отражает потенциальные возможности спортсменов. Отношение соревновательного объема к тренировочному показывает реализацию этих возможностей.
Контроль за разносторонностью техники. Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен. Различают соревновательную и тренировочную разносторонность. Как правило, тренировочная разносторонность выше соревновательной. Вот некоторые примеры показателей разносторонности техники: соотношение частоты использования разных игровых приемов, в спортивных играх, в теннисе - выход к сетке; выигрыш у сетки, соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону в борьбе и т.д. Выбор одной из сторон при выполнении ассиметричных движений называются латеральным предпочтением. Коэффициент латерального предпочтения равен: Кл.п = Число приемов, выполняемых в доминантную сторону общее число приемов Контроль за эффективностью техники. Эффективность техники спортивных движений определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника должна обеспечивать достижение максимально, возможного результата. Поэтому спортивный результат является критерием эффективности техники. Однако результат зависит от многих факторов (мотивация, уровень физической, тактической подготовленности и др.). Поэтому он не является единственным критерием эффективности техники. Не менее информативны и другие критерии, которые характеризуют абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники. Свое название он и получил и в зависимости от метода, использованного для оценки эффективности техники. Определение абсолютной эффективности техники. Для этого вначале регистрируют показатели техники исследуемого движения, а затем сопоставляют их значения с эталоном, выбранным на основе биомеханических, физиологических, психологических и эстетических критериев. Например, в лыжном, конькобежном спорте, плавании, гребле абсолютная эффективность техники может оцениваться по расстоянию, преодолеваемому за гребок (шаг). При анализе абсолютной эффективности техники в спортивных играх применяется приоритетный подход. Он предполагает, что в конкретных случаях при оценке эффективности технических приемов нужно использовать не биомеханические и физиологические критерии, а тактические или психические. Определение сравнительной эффективности техники. Этот метод оценки основан на сопоставлении техники движения спортсмена с техникой спортсмена высокой квалификации. В качестве образца выбирают такого выдающегося спортсмена, который по физической и психический подготовленности близок к сравниваемому или используют усредненную технику группы спортсменов высокой квалификации. Процедура сравнения направлена на выявление дискриминативных показателей техники (т.е. таких, значения которых у спортсменов разной квалификации неодинаковы). Для этого регистрируют биомеханические показатели техники упражнения, а затем проводят сравнительный анализ. Определение сравнительной эффективности техники в спортивных играх и единоборствах имеет свои особенности: 1) недостаточно метрологические обоснованы критерии эффективности; 2) значения критериев эффективности, которые используются на практике, очень вариативны (например, количество точных передач в матче колеблется от 60 до 100%. Поэтому нужно сравнивать показатели эффективности в серии игр или поединков). В спортивных играх и единоборствах нельзя сопоставлять показатели техники спортсменов, выступающих в соревнованиях разного квалификационного уровня, в разных лигах и т.д.
Определение реализационной эффективности техники. Методы ее оценки основаны на реализации двигательного потенциала (ДП). Сопоставляется результат спортсмена, показанный в соревновательном упражнении, с тем результатом, который он мог бы показать, обладая эффективной техникой. Методика такого подхода состоит в расчете должного результата в упражнении (соответствующего двигательным возможностям спортсмена) и сравнении его с показанным. Чем больше разница, тем менее эффективна техника. Важным моментом является оценка двигательного потенциала по комплексу наиболее информативных физических качеств. ДП может быть представлен одним показателем (например, для прыгунов в высоту - относительной силой подошвенных сгибателей стопы, для бегунов на средние дистанции - МПК, для пловцов – силой в плавании «на привязи» и т.д.). У группы спортсменов измеряются результаты в упражнении, технику которого хотят оценить, и результаты в тесте (ДП). По этим данным составляется уравнение регрессии у= х +в., где у - должный результат в упражнении, х – ДП, и в – коэффициенты. Поскольку результат в упражнении определяет не одно, а несколько физических качеств, то ДП характеризуется несколькими показателями. По уравнениям регрессии составляют специальные таблицы и номограммы, с помощью которых определяют эффективность техники. Следует также учесть, что степень реализации ДП в конкретном двигательном движении зависит от его сложности.
Разновидности оценок эффективности техники. Различают три разновидности оценок эффективности техники: 1) интегральную, когда оценивается эффективность техники упражнений в целом. Недостаток интегральной оценки - невозможность определить причину несовершенства техники; 2) дифференциальную, в ходе которой определяют эффективность некоторых элементов движения; 3) дифференциально-суммарную оценку, в этом случае оценивается эффективность техники каждого элемента упражнения, затем результаты суммируются, и выводится, общая, оценка. Наиболее распространенной является дифференциальная оценка. Ее выведение включает следующие этапы: 1) выделяют ведущие элементы техники спортивного упражнения на основе биомеханического анализа; 2) рассчитывают коэффициент корреляции между результатом спортивного упражнения и количественными значениями элементов. Определяют наиболее информативные элементы (имеющие наибольшую корреляцию с результатом); 3) определяется эффективность техники выполнения информативных элементов. Контроль за освоенностью техники. С этой целью используют два критерия: 1) результат; 2) биомеханические характеристики упражнения. Выделяют два основных направления в контроле за освоенностью движений: 1) оценку стабильности; 2) оценку устойчивости техники. Оценка стабильности техники (малой вариативности) осуществляется в привычных условиях, когда отсутствуют сбивающие факторы (на тренировочных занятиях и т.д.). Устойчивость техники определяется, когда движение выполняется на соревнованиях, в условиях утомления, при изменении внешних условий. Основная литература: [1,2,3,4,5,6] Дополнительная литература: [1,2]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.186 (0.008 с.) |