Лекция №10 Тема: Количественная оценка качественных характеристик



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №10 Тема: Количественная оценка качественных характеристик



Качественными называются показатели, не имеющие определенных единиц измерения.

Квалиметрия — это наука об измерении и количественной оценке качественных показателей.

В основе квалиметрии лежат 4 основных исходных положения:

1. Качество зависит от ряда свойств, образующих древо качества, т.е. необходимо найти составляющие элементы данного качества, их оценить, затем дать оценку всему показателю.
2. Любое качество или его элементы можно измерить с помощью экспертов, применив специально разработанные шкалы.
3. Каждое свойство (качество) определяется двумя числами: относительным показателем К и вместимостью М. Относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства, а вместимость — сравнительную важность разных показателей.
4. Сумма вместимостей свойств на каждом уровне равна 1. В свою очередь методические приемы квалиметрии делятся на 2 группы:


1) эвристические (интуитивные) основаны на экспертных оценках и анкетировании;

2) инструментальные основаны на применении технических средств.

Метод экспертных оценок

Под экспертными методиками понимают комплекс логических и математико-статистических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений.

Экспертные методы применимы в том случае, когда выбор и обоснование оценки результата не могут быть выполнены на основании точных измерений и расчетов.

Экспертной называется оценка, получаемая путем опроса мнений специалистов.

Экспертиза бывает индивидуальной и групповой. Существует несколько видов информации, используемой при работе с экспертной группой:

1. Эксперт высказывает мнение в виде соответствующего числа в предложенных рамках, т.е. дает оценку.
2. Эксперт может проранжировать участников, т.е. расставить их по местам.
3. Эксперт может разбить участников всей совокупности на отдельные подклассы.
4. Эксперт может попарно сравнивать оцениваемые объекты и сообщает какой из них лучше.


Требования, предъявляемые к экспертам: эксперт должен быть высококвалифицированным, компетентным, беспристрастным специалистом с хорошо развитой интуицией, имеющим широкие взгляды и независимость суждений.

Существует 2 подхода к выбору экспертов:

1. Проводятся специальные экзамены, применяется самооценка экспертов.
2. Определяется эффективность деятельности экспертов.


Различают абсолютную и относительную эффективность.

Абсолютная — отношение правильно высказанных мнений к общему числу высказываний эксперта.

Относительная — отношение абсолютной эффективности к средней абсолютной эффективности группы экспертов.

Проведение экспертизы включает в себя следующие этапы:

1.Формирование цели экспертизы.
2. Подбор экспертов.
3. Выбор методики проведения опроса.
4. Обработка полученной информации, в том числе проверка согласованности достоверности индивидуальных экспертных оценок.


Метод анкетирования

Анкетированиемназывается метод сбора мнений посредством заполнения анкет. Анкетирование наряду с интервью и беседой относится к методам опроса. Методы опроса позволяют получать информацию о мнениях людей, мотивах поведения, намерениях и т.д., то есть обо всем, что пока еще не может быть установлено при помощи инструментальных методов измерения. По отношению к методу экспертных оценок анкетирование играет служебную роль, но имеет и самостоятельное значение, если речь идет о сборе массовых мнений. В отличие от интервью и беседы анкетирование предполагает письменные ответы лица, заполняющего анкету — респондента (англ. respondent — отвечающий), на систему стандартизированных вопросов.

Применяется несколько вариантов анкетирования: групповое и индивидуальное, очное и заочное, персональное и анонимное.

Анкета как правило, состоит из двух частей: демографической и основной. Вопросы демографического характера рекомендуется помещать в конце анкеты. В основную часть анкеты включают следующие вопросы: открытые (свободные) и закрытые, безусловные и условные, прямые и косвенные.

От составителя анкеты требуется высокая профессиональная компетентность, безупречная грамотность, такт. Вопросы должны быть лаконичны и точны, они должны соответствовать образовательному уровню респондентов. Желательно в начале анкеты расположить нетрудные вопросы, которые могли бы заинтересовать респондентов, а основную часть вопросов "по существу" поместить в середину анкеты.

Качество анкетирования повысится, если до начала опроса подвергнуть составленную анкету экспертной оценке и усовершенствовать ее в соответствии с высказываниями экспертов.

В последнее время квалиметрические методы (экспертиза, анкетирование и др.) все чаще используются для решения оптимизационных задач (оптимизация соревновательной деятельности, тренировочного процесса). Современный подход к задачам оптимизации связан с имитационным моделированием соревновательной и тренировочной деятельности. В отличие от других видов моделирования при синтезе имитационной модели наряду с математически точными данными используется квалитативная информация, собираемая методами экспертизы, анкетирования и наблюдения. Например, при моделировании соревновательной деятельности лыжников нельзя точно предсказать коэффициент скольжения. Его вероятную величину можно оценить путем опроса специалистов по смазке лыж, знакомых с климатическими условиями и особенностями трассы, на которой будут проходить соревнования.

 

Основная литература: [1,2,3,4,5,6]

Дополнительная литература: [1,2]

 

Планы семинарских занятий

Тема 1 Введение в курс «Спортивная метрология»

Вопросник

1. Предмет и задачи спортивной метрологии.

2. Понятие об управлении в ФВ и спорте.

3. Понятие о контроле в ФВ и спорте.

4. Виды контроля.

Задания

1. Выявить основные отличия общей и спортивной метрологии.

2. Перечислить основные разделы содержания спортивной метрологии.

Тема 2 Основы теории измерений

Вопросник

1. Понятие об измерении и единицах измерения.

2. Шкалы измерений.

3. Основные, дополнительные, производные единицы СИ.

4. Понятие о точности измерений и погрешностях.

5. Виды погрешностей (абсолютная, относительная, систематическая и случайная).

6. Понятие о классе точности прибора, тарировке, калибровке и рандомизации.

Задания

1. Привести примеры физических и нефизических величин

2. Дать характеристику и привести примеры шкал измерений.

 

Тема 3 Определение основных статистических показателей (ОСП) для характеристики совокупностей

Вопросник

1. Среднее арифметическое значение.

2. Среднее квадратическое (или стандартное) отклонение.

3. Стандартная ошибка средней арифметической.

4. Коэффициент вариации.

Задания

Определить основные статистические показатели результатов прыжка в длину группы спортсменов, если данные выборки таковы: xi, см ~ 185, 171, 190, 170, 190, 178, 188, 174, 193, 178, 176, 180, 175, 176, 180, 192 (n=16).

Тема 4 Основы теории тестов

Вопросник

1. Что называется тестом.

2. Какие требования предъявляются к тесту.

3. Какие тесты называются аутентичными.

4. Что называется надежностью теста.

5. Перечислить причины, вызывающие вариацию результатов при повторном тестировании.

6. Как практически определить надежность теста.

7. В чем отличие согласованности тестов от стабильности.

8. В чем заключается эквивалентность тестов.

9. Что такое гомогенный комплекс тестов.

10. Что такое гетерогенный комплекс тестов

11. Пути повышения надежности тестов.

Задания

1. Заполнить таблицу «Разновидности двигательных тестов».

2. Дать определение надежности, информативности, стабильности, согласованности, эквивалентности тестов.

 

Тема 5 Основы теории оценок и норм

Вопросник

1. Для чего используются шкалы оценок.

2. Сформулируйте понятие шкалы оценок.

3. Что называется оценкой и оцениванием.

4. Охарактеризуйте основные задачи оценивания.

5. Перечислите и дайте характеристику основным разновидностям шкал.

6. Объясните принцип стандартных шкал.

7. Что такое перцентиль. Как используются перцентили в шкале.

8. Объясните принцип шкалы ГЦОЛИФКа.

Задания

1. Охарактеризовать способы перевода результатов тестирования в оценки.

2. Перечислить и охарактеризовать виды норм.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.011 с.)