Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психические состояния спортсменаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Состояние “угрозы отказа ” - это степень утомления, характеризующаяся осознанием невозможности продолжать работу с прежней эффективностью (типично для работы на выносливость). Динамика состояния “угрозы отказа” характеризуется следующей последовательностью фаз: 1) “отрицание” (впервые возникшая мысль о желании прекратить работу встречает внутреннее сопротивление, и спортсмен пытается убедить себя в обратном); 2) “агрессия” (спортсмен злится на себя, тренера, условия тренировки и пр.; за счет этого несколько возрастает психический тонус и субъективно становится немного легче); 3) “компромисс” (дробление цели, которое может происходить неоднократно; например, спортсмен уговаривает себя: “Ну, еще один круг” и т.п., что снова позволяет поддержать психический тонус); 4) “апатия” (резкое падение психического тонуса, ожидание любого сигнала изнутри, например, болевого ощущения, для прекращения работы); 5) отказ (прекращение работы). Состояние “мертвой точки” - это степень утомления, которое характеризуется резким снижением эффективности деятельности, уменьшением мышечной силы, темпа и амплитуды движений. Состояние “мертвой точки” возникает обычно в начале или середине работы, а на физиологическом уровне “мертвая точка” проявляется в увеличении частоты дыхания, сердцебиений, артериального давления, температуры тела, то есть, несмотря на падение интенсивности работы, энергозатраты растут. На психологическом уровне она проявляется в тягостных ощущениях удушья, “свинцовой тяжести” или “ватности” мышц, замедлении реакций, ухудшении протекания всех интеллектуальных процессов, резким падением психического тонуса Если состояния “угрозы отказа” и “мертвой точки” связаны преимущественно с физическим утомлением, то монотония и психическое пресыщение - с утомлением психическим. Эти состояния возникают под влиянием однообразия тренировочной деятельности, чаще всего при многократном повторении одних и тех же упражнений в одних и тех же условиях. Специфичным для монотонии является усиление в ходе однообразной деятельности торможения в центральной нервной системе, а также снижения психического напряжения и переживания вялости, апатии и скуки. Психическое пресыщение характеризуется, наоборот, кратковременным нарастанием возбуждения в центральной нервной системе, повышением психического напряжения и переживаниями раздражительности, злости, досады и т.п.Нередко психическое пресыщение внешне проявляется как кратковременная аффективная вспышка, переходящая в слезы. 35. Психическое напряжение и перенапряжение в учебно-тренировочном процессе. Один из важнейших факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, – уровень психического напряжения. Работа, производимая спортсменом в ходе тренировочных занятий, требует энергетического обеспечения и сохранения постоянства внутренней среды организма. В этой связи, а также для достижения успеха в спортивной деятельности спортсмену необходимо приводить в активное движение механизмы, регулирующие состояние организма спортсмена, которые обеспечивают внутренние условия осуществления определенных действий. Регуляция деятельности человека всегда протекает комплексно. Ее основу «составляют эмоционально-волевая сфера человека, вегетативные механизмы и принцип доминанты в управлении деятельностью. Механизмы доминанты, временно господствующего очага возбуждения, позволяют нам в условиях, когда поступает масса разнообразных раздражителей и сигналов, отобрать из них только имеющие значение для выполняемой деятельности. Положительная роль доминанты в управлении деятельностью спортсмена состоит в том, что свойство ее подкрепляться посторонними раздражителями и тормозить другие очаги возбуждения обеспечивает достижение цели даже в неблагоприятных условиях. Однако в ряде случаев инертность доминанты мешает спортсмену быстро и адекватно приспособиться к изменившейся ситуации, сменить план ведения поединка, изменить представление о методике тренировки и т.д. другой механизм преодоления препятствий – возникновение эмоций. В спорте эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого результата, при сильных переживаниях. Часто эмоции вскрывают дополнительные ресурсы, автоматически, неосознанно для спортсмена. Таким образом, вскрываются и реализуются в деятельности резервные возможности организма. Положительное значение эмоциональной регуляции заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, хотя это достоинство имеет и слабые стороны: такая регуляция неэкономна, расточительна, всегда содержит опасность ухода от главной цели. Волевая регуляция компенсирует слабые места эмоциональной, препятствует ее генерализации, способствуя удержанию первоначальной цели. Волевая регуляция – это факторы сознательного напряжения физических и духовных сил, направленных на повышение результатов любой деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только желание, но и долженствование, глубокое понимание необходимости преодолеть самого себя ради достижения цели. Но и волевая регуляция имеет свои недостатки: чрезмерное ограничение времени для поиска решения, что затрудняет решение новых задач, ограничивает творчество ввиду жесткого программирования деятельности. Высокое и продолжительное напряжение может оказать негативное влияние на спортсмена. В условиях современной тренировки применяются такие высокие физические нагрузки, что нередко спортсмен испытывает состояние повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение в спорте – фактор положительный, отражающий активацию всех функций и систем организма и обеспечивающий высокую продуктивность деятельности. психическое напряжение может вызывать дисгармонию функций, избыточный и неоправданный расход энергии. Слабая степень психического напряжения не оставляет последствий и исчезает через несколько дней. Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрицательные последствия даже через недели и месяцы. Отрицательные последствия обычно проявляются в неблагоприятном отношении к окружающим и в своеобразных поведенческих актах. В психологии выделяют три стадии психического перенапряжения, имеющие общие и специфические для каждой из них признаки. Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести бодрости после сна, эпизодические головные боли. Специфические признаки: Нервозность – капризность, неустойчивость настроения, внутренняя раздражительность, возникновение неприятных ощущений (в основном мышечные). Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко. Капризность: спортсмен остается дисциплинированным, организованным, как обычно, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство общением, заданием, условиями и т.д. Это проявляется в мимике, жестах, тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адаптацию к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но оставлять их без внимания нельзя. Неустойчивость настроения: проявляется в быстрой смене и неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая может быстро смениться неудовольствием всем, что окружает. Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в мимике и пантомимике, в поведенческих актах не проявляется. Неприятные ощущения: в определенной мере являются оправданием спортсмена в тех случаях, когда он отказывается выполнять какие-либо задания или неудачно выступает в соревнованиях. Прочная стеничность – нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей. Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера, совершенно случайных людей; некоторое время он еще пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызения совести; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей. Эмоциональная неустойчивость, т.е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности. Внутреннее беспокойство, т.е. напряженное ожидание неприятностей, которое выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы то, что раньше казалось ему естественным, само собой разумеющимся. Астеничность – общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность. Общий депрессивный фон настроения – это подавленность, угнетенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности. Тревожность – это нарушение внутреннего психического комфорта, беспокойство или страх в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена. Высокая ранимость, сенситивность – свойства психики, приводящие к тому, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство во взаимоотношениях, на изменение режима тренировочных занятий или задач соревнований. Зная признаки психического перенапряжения, тренер может вносить коррективы в тренировочный процесс спортсмена сообразно с динамикой его психического состояния.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.011 с.) |