Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психоэмоциональных проявлений спортсменовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе тренировочной и соревновательной деятельности на спортсмена действуют различные стрессоры, связанные с максимальной нагрузкой, травмой и заболеванием, утомлением, эмоциональным возбуждением и т. п. Спортивные психологи предлагают различные классификации, с помощью которых можно было бы определить виды стрессов, характерные для того или иного вида спорта. Ниже приводится классификация по Б. Бергер (1970). 1-я категория: виды спорта, в которых из-за пространственной и временной неопределенности от спортсмена требуется быстрота реакции и предугадывание действий соперника (например, борьба, теннис), и виды спорта, в которых спортсмен сам контролирует большую часть своих движений (например, гимнастика, толкание ядра). Те виды спорта, в которых спортсмен не контактирует с противником (например, плавание, бег), относятся к промежуточной категории. 2-я категория отражает вероятность получения травмы в конкретном виде спорта. Исходя из этого все виды спорта делятся на две группы - с выраженной опасностью получения травмы (например, борьба) и минимальной опасностью (например, теннис). 3-я категория. Виды спорта с непосредственным контактом с соперником (например, бокс, футбол) и косвенным контактом. Чтобы точнее прогнозировать вероятность получения травм спортсменами в зависимости от психоэмоциональных воздействий в различных видах спорта, возьмем за основу приведенную выше классификацию. Во многих видах спорта имеется свой минимальный вероятностный уровень возможности получения травмы. Это прежде всего относится к таким видам спорта, как легкая атлетика, плавание, лыжный и конькобежный спорт, где спортсмены не имеют непосредственного физического контакта с соперником (рис. 14). У них наряду с типичными спортивными травмами встречаются случайные травмы, которые могут быть связаны с повышенным эмоциональным возбуждением, тревожностью соревновательной атмосферы и т. п.
На психику спортсмена перед соревнованиями влияют сама обстановка предстоящих соревновании, их масштаб и значимость, состояние, связанное со страхом поражения и последующей социальной оценкой, установки тренеров и спортивных руководителей только на победу, предполагаемый серьезный соперник, перенесенные травмы и заболевание, которые могут вызвать неуверенность в своих силах, и т.п. Непосредственно же во время соревнований психоэмоциональное воздействие, приводящее к травме, могут вызвать неудобное время и неблагоприятные условия их проведения, неудачная жеребьевка, неспортивное поведение соперника и его тренера, отрицательная реакция зрителей, неудачная попытка, поражение, тенденциозное судейство и т. п. Помимо чисто спортивных аспектов на психическое состояние спортсменов в предстартовой и соревновательной обстановке могут влиять и личные бытовые моменты (неурядицы в семье, на работе, в школе или институте, болезнь близких людей, плохие взаимоотношения в коллективе). Все это в конечном итоге сказывается на психоэмоциональном состоянии спортсмена, что может привести к возникновению травмоопасных ситуаций. Более высокая вероятность получения травмы имеется у спортсменов игровых видов спорта, где технические приемы и тактические действия выполняются в условиях активного противодействия соперника. Противодействие соперника приводит к постоянному изменению условий игры (притом, что задуманные, запланированные действия отдельного игрока и команды в целом заставляют выполнять технические приемы в сложных, иногда рискованных ситуациях). Все спортивные игры делятся на группы со схожими признаками: с непосредственным соприкосновением с соперником и без такового, с поощрением агрессивности игроков и с ее ограничением. К группе с малой вероятностью получения травмы можно отнести такие спортивные игры, как настольный теннис, теннис, бадминтон, волейбол. В них спортсменам запрещено непосредственно соприкасаться друг с другом, и во время игры их разделяет сетка. Однако игрок имеет право нанести сильный и точный удар мячом по сопернику, находящемуся в неудобном положении. К группе со средней вероятностью получения травмы относятся те спортивные игры, в которых спортсмены могут непосредственно соприкасаться друг с другом (футбол, баскетбол, ручной мяч - гандбол, хоккей с мячом, водное поло). В них игроки могут вступать в единоборство, оказывая силовое давление на соперника. В этих видах спорта правилами строго ограничивается грубый физический контакт между соперниками. Но даже в рамках существующих правил соперники имеют возможность осуществлять определенные формы физической агрессивности. Например, в гандболе удар мячом весом 475 г, который летит со скоростью свыше 100 км/ч и наносится нападающим двухметрового роста с расстояния 7-9 м, может вызвать серьезную травму. При этом возможность получения такой травмы является сильным психоэмоциональным воздействием. К группе с большой вероятностью получения травмы относятся такие спортивные игры, как регби и хоккей с шайбой, где отдельные игровые моменты носят характер жесткого единоборства и требуют от спортсменов большого физического напряжения и особых психических усилий. Так, правилами игры хоккеистам разрешается применять силовые приемы: остановку (толчок) противника грудью, толчок противника плечом и верхней частью бедра и т. п. Потому игрок должен быть готовым к столкновениям, падениям, ушибам. К этой же группе относятся бокс, все виды борьбы и фехтование. В них осуществляется постоянный непосредственный контакт между соперниками с проявлением физической агрессивности, который является обязательным компонентом спортивного поединка. В пределах существующих правил спортсмены вступают в единоборства, оказывая на соперника жесткое силовое давление, совершают толчки и наносят удары, используют различные приемы психологического воздействия. В видах спорта с непосредственным контактом между соперниками особое внимание должно уделяться психологической подготовке спортсменов, которая способствует эффективной реализации их физических возможностей и в значительной мере снижает риск получения травмы. И все же самая высокая психоэмоциональная напряженность присуща видам спорта, связанным с риском получения тяжелой травмы, - акробатике, гимнастике, прыжкам на лыжах с трамплина, прыжкам в воду, горнолыжному спорту, альпинизму, авто- и мотоспорту, велоспорту. Здесь в большей степени выражена травматическая тревожность, т. е. боязнь получить травму. Для уменьшения психоэмоциональных воздействий, связанных с этим явлением, применяются самые различные приемы, методы и средства. В их основе должны лежать строго определенная последовательность в овладении двигательными навыками, оптимальный подбор подводящих упражнений, страховка и другие меры обеспечения безопасности (применение поролоновых подушек в местах приземления, страховочные ремни и специальные тренажерные устройства, исключающие срывы и падения), которые до минимума сокращают возможность возникновения травмы и тем самым способствуют воспитанию уверенности в своих силах и помогают преодолеть чувство страха (рис. 15).
Тренер, используя сверхсложные упражнения, должен развивать у спортсмена способности к правильной оценке своих возможностей, к овладению таким двигательным действием, которое содержит элемент опасности. Достаточный уровень необходимых физических качеств, правильно созданных и закрепленных двигательных навыков способствует развитию специфического мышечного чувства, точной пространственной ориентации спортсмена, являющихся залогом бесстрашных действий. У некоторых спортсменов очень устойчивые и острые формы чувства страха появляются на фоне мысли о возможности возникновения тяжелой травмы во время исполнения упражнения с элементами риска. Это характерно не только для спортсменов. Так, народный артист СССР, известный клоун Ю. В. Никулин в своей книге "Почти серьезно" пишет: "На лонже, удерживающей артиста от падения при выполнении им трюков, я мог даже выполнить передний и задний сальто-мортале. Но у меня за секунду перед прыжком возникала вредная мысль: "А может, не прыгать?" Это самое страшное, когда акробат начинает перед выполнением трюка раздумывать: делать или не делать? Это все. Верная дорога к травме. И я перестал прыгать". Да, действительно, ситуация очень сложная. Она еще больше усложняется, если страхи связаны с неудачным приземлением или травмой, происшедшей при выполнении упражнения с коэффициентом повышенной трудности. Важнейшие условия успешного преодоления чувства страха - анализ и объективная оценка таких упражнений в тот момент, когда они выполняются другими спортсменами. Это помогает быстрее и легче настроиться на выполнение сверхсложного упражнения. Особое значение для достижения успеха в выполнении упражнений, вызывающих опасения и чувство страха, имеет сосредоточенность и устойчивость внимания. К. С. Станиславский в книге "Работа актера над собой" отмечает, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. В качестве примера он приводит индусскую сказку: "Магараджа выбирал себе министра. Он решил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, их пугали, их отвлекали, и они проливали молоко. "Это не министры" - говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. "Стреляйте!" - крикнул повелитель. Выстрелили, но и это не помешало претенденту на пост министра. - Это министр! - сказал магараджа. - Ты слышал крики? - спросили его. - Нет! - Ты видел, как тебя пугали? - Нет. Я смотрел на молоко. - Ты слышал выстрелы? - Нет, повелитель! Я смотрел на молоко". Конечно, не каждый человек обладает такой сосредоточенностью и устойчивым вниманием, но то, что они поддаются тренировке, несомненно. Именно систематической тренировкой можно развить способность сосредоточиваться и научиться поддерживать высокую степень концентрации внимания достаточно долго. Умение концентрировать внимание на технике исполнения того или иного упражнения и контроль за собственными действиями позволяют спортсменам избавиться от мыслей, что они могут сорваться, упасть, ушибиться, и это ослабляет, а иногда и совсем устраняет чувство страха. Психологические методы воздействия на спортсмена, помогающие при подготовке к соревнованиям, должны базироваться на информации о всех сильных и слабых сторонах его психики, знании особенностей ее проявления в условиях уже прошедших соревнований. Чтобы уменьшить чувство тревожности и страха, спортсмену должна даваться объективная информация об условиях соревнований, складывающейся обстановке, сильных и слабых сторонах соперника. Ни в коем случае нельзя недооценивать и переоценивать его силы. Свои же собственные силы и веру в победу необходимо укреплять и поддерживать. Волевые усилия как важное свойство сознания человека играют еще большую роль в психоустройчивости спортсмена при систематическом и правильном обучении преодолению чувства страха. При этом прежде всего должна воспитываться решительность и смелость, а вслед за ней основные качества воли - инициативность, активность, дисциплинированность, стойкость. Все это помогает преодолеть чувство страха, которое, как уже говорилось, в большинстве случаев является причиной травм. Нарушения дисциплины во время тренировок и соревнований У новичков и спортсменов низших спортивных разрядов нарушения дисциплины происходят из-за невнимательности к указаниям тренера, поспешности, азартности и т. п. А это, в свою очередь, ведет к травматизму. Поэтому так важно знать юным спортсменам нормы и правила поведения, предусматриваемые спортивной этикой. Идейно-воспитательную работу нельзя сводить только к беседам, лекциям, экскурсиям и т. п. В основе воспитания спортсменов должны лежать коммунистические принципы поведения, познаваемые в процессе тренировок и соревнований. Для спортсменов высшей квалификации характерны нарушения дисциплины, связанные с умышленной грубостью. Во многих видах спорта правилами соревнований оговорено применение запрещенных приемов. Так, в вольной и классической борьбе и борьбе самбо запрещены удушающие захваты, упоры руками и ногами в лицо соперника, надавливания локтем или коленом на любую часть тела, загибание руки за спину, проведение болевых приемов на кисть и др., в футболе - подножки, толчки в спину, хваты соперника руками и т. п. Все это приводит к травмам. Движущим мотивом в поведении спортсменов является честолюбие. Но иногда из-за ошибок в воспитательной работе желание победить во что бы то ни стало приводит к нарушению спортивной этики и, как следствие к травмам. Таким образом, в спорте дисциплина должна стать синонимом корректного, уважительного отношения к соперникам, судьям, тренерам и др. Спортсмен должен легко переносить любые трудности и спокойно относиться к своим успехам, должен быть полон решимости, ни при каких обстоятельствах не терять самообладания и чувства меры, проявлять волю и упорство в достижении стоящих перед ним задач.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.209.144 (0.008 с.) |