Периодизация психического развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация психического развития личности



Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): 0-3 года раннее детство, 3-5 лет дошкольный возраст, 6-12 лет начальное школьное образование, 12-16 лет обучение в средней школе,17 и старше высшее или университетское образование

2) П.П.Блонский признак - появление и смена зубов: 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство, 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов, 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

1) З.Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения

- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике.

- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.

- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет). 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

4) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

0 - 1 год - раннее младенчество; социальное качество - надежда

Нормальная линия (НЛ): доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями

Аномальная линия (АЛ): недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст); социальное качество – воля

НЛ: самостоятельность, уверенность в себе

АЛ: сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет - возраст игры; социальное качество- целеустремленность

НЛ: инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения

АЛ: чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство; социальное качество- компетентность

НЛ: стремление к достижению, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков

АЛ: чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков,

конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность; социальное качество- верность

НЛ: эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение, поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения

АЛ: диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость; социальное качество – любовь

НЛ: интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей

АЛ: изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество – забота

НЛ: творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими

АЛ: застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе,

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития (ССР) - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие "ведущая деятельность" (ВД) было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование (Н) - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Младенчество - 0-1

ВД - эмоциональное общение ребенка со взрослым, Н - ходьба, первое слово, ССР - Освоение норм отношений между людьми

Ранний возраст - 1-3

ВД - предметная деятельность, Н – "внешнее Я сам", ССР – Усвоение способов деятельности с предметами

Дошкольный возраст - 3-6(7)

ВД - ролевая игра, Н – произвольность поведения, ССР – Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми

Младший школьный возраст - 6(7)-10(11)

ВД - учебная деятельность, Н – произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта, ССР – Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.

Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15)

ВД - интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности, Н – чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке", ССР – Освоение норм и отношений между людьми

Старший школьник (ранняя юность) - 14(15) - 16(17)

ВД – учебно-профессиональная деятельность, Н – профессиональное и личностное самоопределение, ССР - Освоение профессиональных знаний, умений

Поздняя юность или ранняя зрелость - 18-25

ВД – Трудовая деятельность, профессиональная учеба., ССР - Освоение профессионально-трудовых умений

Зрелость

20-50 лет – зрелость; 50-75 - поздняя зрелость; 75-.. - старость



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.007 с.)