Потребность как источник активности и развития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребность как источник активности и развития личности.



Потребность–состояние чела, опр. нуждой, необходимостью в чем-либо. Одно из проявлений направленности личности. Это субъективное состояние личности, отвечающее объективной нужде в чем-л., не принадлежащем ей. Активность личности проявл-ся в процессе удовлетворения потребностей

Можно описать как периодич. сост. напряжения в ор-ме жив. сущ-в. У чела возникновение данного состояния вызвано нехваткой к-л в-ва / отсутствие необходимого для индивида предмета. Это состояние объектной нужды в ч-л. что лежит вне индивида, но составляет условие сущ-я, норм ф-ционирования и наз. потребностью.

Потребности бывают: биологические/органические (вода, пища, O2) соц. (потр. в контакте с др. людьми, во внеш. впечатлениях, познават. потебность). Появл. в самом раннем возрасте и сохр. на протяжении всей Ж.

Свойства потребности. П. предметна, т.е. на что-то направлена, отражает нужность предмета, хотя это св-во нек-рое время может быть скрыто, пока П. не найдет свой реал. предмет. П. активирует деят-ть, материальную и духовную, явл-ся ее источником П. обладает способностью удовлетворения и воспроизводства. Деят-ть по удовл-ю потр-й – некий базис нашей Ж. П. динамична, изменчива: - изменение (сужение/расширение) поля предметов, удовл-щих П. (вопросы-«почемучки» -> книги); - изменение способов удовл-я (развитие техники).

Развитые человеческие П. специфичны: Они имеют соц., историч. хар-р, даже физиологич. потребности социализированы (хотя раньше биологич. и соц. П. противопоставлялись). Чел сам производит предметы, удовл-щие нек-рые его П., причем иногда сам предмет задает потребность (Леонтьев: мы едим шоколад не потому, что нуждаемся в нем, а потому что сам факт его существования ведет к появлению потребности). П. могут быть осознаны, а значит относительно стабильны. Отсюда отн-ное постоянство поведения личности. П. образуют иерархию, системное соподчинение, взаимодействующую структуру, в кот. выделяется какая-то П., кот. на опред. время соподчиняет себе остальные. Л.С.Выготский: иерархия П. возникла в филогенезе, сначала биологические П. – для поддержания жизни, позже целью жизни стало осуществление активности. Создалось единство биологических, социальных и психических потребностей. см. Маслоу пирамида потребностей. Кроме иерархии, П. хар-ся широтой, интенсивностью, устойчивостью, действенностью, осознанностью и т.д. С.Л.Рубинштейн: в потребностях заключен весь чел. Понять чел. – значит понять его П. 2 этапа форм-я каждой потребности: 1) период до первой встречи с предметом, к-рый удовл. потребность. 2) этап после этой встречи. Чел. может испытывать чувство напряжения, но он не может сказать, чем оно вызвано. В ходе поисковой д-ти происх. встреча потребности с ее предметом. Процесс узнавания потребности ее предмета – опредмечивание потребности. В акте опредмечивания рожд. мотив. С появлением мотива потребность получает свою конкретизацию и становится понятной субъекту. Вслед за опредмеч-ем потреб. и возникнов-ем мотива поведение чел. резко мен. С появл. мотива оно получ. свое оформление. Мотив – то, ради чего соверш. д-вие. Сов-ть д-вий, вызванных одним мотивом, наз-ся д-тью. Д-ть, как правило, совершается ради комплекса, а не одного мотива. Полимотивированность чел. д-вий – типичное явление. Но 1 из мотивов всегда ведущий, другие – второстепенные. Второст. мотивы – мотивы стимулов. Они дополнительно стимулир. д-ть. Выделяют: осознаваемые мотивы (жизн. цели) и неосознав. мотивы (до опр. возраста все мотивы неосознав.). Неосознав. мотивы проявл. через эмоции – отражение отношения рез-та д-ти к ее мотиву. Если с т.з. мотива д-ть протекает успешно, то эмоции +, если нет, то эмоции -. Эмоции выступают в кач-ве первичных регуляторов д-вия чел. Мотив связан с определенной потребностью и является побуждением к деят-ти, напр. на ее удовлетворение. Актуальные мотивы и потребности определяют мотивац. сферу человека. Классификация мотивов осуществляется: по видам потребностей, по степени их осознанности. Выделяются системы мотивов: интересы; неосознанные побуждения (установки, влечения). Для формирования мотивов важен результат индивидуализации способов удовлетворения потребностей. Например, потребность во власти можно удовлетворять, заставляя сына по десять раз переписывать домашние работы, а можно — отдавая приказы уничтожить поселки и города. Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. внутренние вознаграждения — достижение результата, содержание и значимость работы, общение в процессе работы (дружба, взаимопомощь и т. д); внешние вознаграждения — зарплата и дополн. выплаты, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание. Мотивация – различ. по длит-ти и силе проявления, к-рые актуализируются под влиянием особ-ти ситуации, внеш. условий, побуждая чел. д-вать в опр. направлении. Типич. особенностями ситуации, к-рые мотивируют д-ть, явл.: 1) интенсивность; 2) необычность; 3)новизна стимула. Мотив побуждает к д-ти, определяет направленность д-ти (цель и задачи). Цель – осознанный образ предвосхищенного рез-та, на достиж-е к-рого направлено д-вие чел. Целью мотива явл.: предмет, явление или действие (научиться плавать). Задача – заданная в опр. условиях цель д-ти, к-рая должна быть достигнута путем преобразования согласно опр. процедуре. Любая задача вкл. в себя: Любая задача вкл.: 1) треб-я, к-рые надо достичь; 2) условия (известное); 3) искомое (неизвестное); 4) конкр. цель. см. Виды мотивов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.004 с.)