Возрастные периоды, их основные характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные периоды, их основные характеристики



Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст б) социальная зрелость в) эмоциональная зрелость В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 - 1 год)

Психологическая характеристика

Ребенок обладает чувствительностью: различает вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового (2-3 нед.) и зрительного сосредоточения (3-5 нед).

Ведущая деятельность - эмоциональное общение со взрослым.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи -"комплекс оживления"(1 мес). знаменует собой появление первой социальной потребности - в общении.

10-11 мес. - появляются первые функциональные действия, позволяющие верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

Развитие речи:
В 1 полугодии формируется речевой слух, Во 2 полугодии возникает лепет с выразительной жестикуляцией, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания. К концу года ребенок понимает 10-20 слов, и сам произносит одно или несколько своих первых слов.

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

Предметная деятельность как ведущая.

В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Усвоение речи.
К 3 г. - 1000-1500 слов.
К трем годам речь - полноценное средство общения.
другие психические функции – восприятие (доминирует), мышление (наглядно-действенное), память и внимание (непроизвольны). элементарные формы воображения (предвосхищение)

Проявление личности в раннем возрасте

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. С удовольствием занимается новым делом.

Зарождается в самосознание. В 2 г. ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Ребенок называет себя - сначала по имени, в 3 лице. Потом, к 3 годам, появляется местоимение "я".

Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет)

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого. Виды деятельности ребенка.
Игра - ведущий вид деятельности. желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Структура сюжетно-ролевой игры:

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Наиболее благоприятный для развития памяти. Память непроизвольна. Мышление наглядно-образное.

Речь. Завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится родным. Интенсивно растет словарный состав речи. В 6 лет - 2500-3000 слов. Словотворчество.

Мотивационная сфера. Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Осознание своих переживаний: Для этого периода характерна половая идентификация, представление о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя во времени.

Развитие психики младшего школьника (6-7 —10-11 лет)

Учебная деятельность становится ведущей.

Мышление.

Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Формирование теоретического мыщления. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением.

Восприятие недостаточно дифференцированно. к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Мотивационная сфера

Мотивы учения:

А) Внутренние мотивы: познавательные мотивы

мотивация достижения успеха. Мотивация избегания неудачи.

Б) Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение

Психологические особенности подростка

Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
Общение включает 2 противоречивых потребности: в принадлежности к группе и в обособленности (внутренний мир). Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

Продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности.

Особенности личности подростков

1. Новообразование подростничества - "чувство взрослости".

2. Формирование "Я-концепции" (согласованные представления о себе, образов "Я")
3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
6. Заметное развитие волевых качеств.
7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Период повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.

Психологические особенности старшего школьного возраста

Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. новый уровень развития самосознания.

· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, "Я - лично отвечаю за это!"

Учебная деятельность становится учебно-профессиональной. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.

Формирование мировоззрения. Формирование жизненных планов (конечный результат + способы его достижения). В содержании планов существует ряд противоречий. Цели нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе.

Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.017 с.)