Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные отечественные концепции учения (Гальперин, Занков, Ительсон, Рубинштейн, Эльконин)

Поиск

 

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания граж­данской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях.

В отечественной психологии существуют несколько подходов к анализу проблем учения. Один из этих теоретических подходов состоит в рассмотрении учения как усвоения учащимися знаний и формирования у них приемов умственной деятельности (Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский и др.). В его основе лежит положение, согласно которому усвоение школьниками знаний определяется внешними обстоятельствами и в то же время является результатом активности самого школьника.

Психолого-педагогическая концепция Гальперина о поэтапном формировании умственных действий является одной из наиболее разработанных в современной психологии.

Идея интериоризации как поэтапного процесса перехода внешних, материальных действий в план внутреннего, психического, умственного отражения.

Авторская идея последовательных этапов интериоризации, которые отличаются характером или формой отражения действия, степенью его воспроизведения (исполнения), а также систематическими преобразованиями формируемого действия по особой системе параметров.

утверждение необходимой преемственности, четкой последовательности, планомерности и тщательной управляемости выделенных этапов интериоризации.

Процесс обучения реализует методологию, принципиально отличающуюся от традиционных теоретических и методических подходов. Ее суть заключается в том, что, по мнению Гальперина, действие нужно целенаправленно строить, а не просто наблюдать, фиксировать его самопроизвольные изменения и в лучшем случае их корректировать.

Гальперин формулирует оригинальную авторскую трактовку состава всякого действия, в котором выделяются 2 части: ориентировочная: реализует

- познавательную дея-ть, те реализующую процесс построения субъективного образа мира.

- планирующую деят-ть, посредством которой обеспечивается программа будущего действия

- контрольную, в которой заключена функция осознания, внимания к ходу и качеству выполняемого действия.

Исполнительная часть действия – целенаправленное преобразование исходного материала, те предмета действия.

Психологические уровни выполнения действий:

прослеживание чужого действия в поле восприятия

материальное действие с материальными предметами

действие в плане громкой речи (без материальных предметов)

внешняя речь «про себя»

внутренняя речь

Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова

Занков выдвинул гипотезу, согласно которой изменение причин, обусловливающих ход общего развития школьников, явл существенным фактором их умственного развития и эффективности обучения.

Основной принцип концепции развивающего обучения Занкова – обучение на высоком уровне трудности, организация учебной деятельности таким образом, чтобы в ходе ее осуществления перед школьниками возникали препятствия, которые им нужно преодолевать. Для повышения объективности в определении степени трудности заданий Занков ввел понятие «мера трудности», которая позволяет оценивать их в соответствии с познавательными возможностями учащихся каждой возрастной группы. Он считал, что, если трудности на пути осмысления учебного материала будут слишком значительными, то ученик не сможет в нем разобраться и вынужден будет пойти по пути механического запоминания.

Он исключает из своей системы многократные и однообразные повторения, считая, что быстрый темп учебной деятельности также является психологически важной и оправданной хар-кой обучения на высоком уровне трудности.Принцип сознательности обучения заключается в обращении учащихся на протекание учебной деятельности. Реализовать принцип сознательности учения – значит раскрыть перед учащимися основания необходимости изучения данного материала.

С.Л. Рубинштейн так раскрывает суть учения: "Основная цель учения, применительно к которой приноравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества; осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготавливается к собственной трудовой деятельности. Этот процесс учения протекает не стихийно, не самотеком. ".

Ительсон Л.Б.: "Учение - деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, направленная на научение, имеющая своей целью научение, именуется учением".

Учение включает в себя:

усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации интеллектуально и практической деятельности,

освоение самих приемов и операций, из которых складывается эта деятельность,

овладение способами использования этой информации для правильного выбора и контроля этих приемов и операций в соответствии с поставленной целью".

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность является:

общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);

общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);

общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.116 (0.006 с.)