Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы деятельности и их виды.

Поиск

Мотив – побуждение к совершению поведенч. акта, порожденное системой потребностей чела и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им. В процессе совершения актов мотивы могут изм-ся. Мотивация - 2 психич. явл-я: 1) сов-ть побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность 2) процесс образ-я, форм-я мотивов, хар-ка процесса, к-рый стимулирует и поддерживает поведенч. активность на опр. ур. Виды мотивации: внешн. (не связ. с содерж-м опр. деят-ти, но обусловленная внешн. по отн-ю к субъекту обстоят-ми) и внутр. (связ. с самим содержанием деят-ти). Есть несколько концепций взаимосвязи мотивации деят-ти (общения, поведения). Теория каузальной атрибуции-истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения др. людей и развитие способности предсказывать их будущее поведение. Мотивацион. явления, повторяясь, становятся чертами личности чела. К таким чертам м. отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также опр. локус контроля, самооценку, ур. притязаний. Интернальный локус контроля–поиск причин поведения и ответственности в самом челе; экстернальный локус контроля–локализация таких причин и ответственности вне чела, в окр. среде, судьбе. Выявлено: а) чел. объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение др.; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логич. нормам; в) чел. склонен объяснять неудачи своей деят-ти внешн., а удачи – внутр. факторами. Самооценка–оценка личностью самой себя, возможностей, кач-в, достоинств и недостатков, места среди др. Ур.притязаний–желаемый ур. самооценки личности, макс. успех в деят-ти, к-рого рассчитывает добиться чел. Мотивы - осознанные и неосознанные. Осознан.: 1) интересы - мотивацион. состояние познават. хар-ра. Избират. отн-е Л к объектам, к-рые приобрели значимость. Содержание интереса опр-ся общ. ценностью объектов познават. деят-ти. Широта интереса либо ограничивается 1 узкой областью / И распределены м/у разл объектами. Непосредственные интересы (к самому процессу деят-ти)/опосредованные (интересы результата). Интерес–один из ведщих мотивов учеб. деят-ти, побуждают чела к приобретению знаний, поэтому пед. задача–развитие И у учеников. 2) убеждения: система осознанных потр. Л, к-рые побуждают ее поступать в соответствии с ее взглядами, принципами, мировоззрением. Когда знания чел. о мире приобретают вид системы, то говорят о мировоззрении. Мировоззрение регулирует поведение чела, придает стойкость, определенность личности, необходимо для опр-я своего места в Ж. 3) стремления: мотивы поведения, в к-рых выражается потребность в усл-х, к-рых нет в данной ситуации, но к-рые м.б. созданы в процессе опр. деят-и личности. Это активный и устойчивый мотив, кот побуждает чела ставить цели и выбирать ср-ва их достижения. Стремления к результату деят-ти; к самой деят-ти; Стремления получить общ. оценку своей деят-ти и личности. Стремления, при к-рых челом осознаются усл-я и ср-ва удовлетворения потребностей, принимают хар-р намерений. Стремления проявл-ся в форме мечты, страсти, идеала (стремление подражать), вкусов. Неосозн. мотивы: 1) влечения: побуждения к деят-ти, недостаточно ясно осознанная потребность. В - этап форм-я мотивов поведения. Ему на смену приходит этап хотения. Хотение возникает в результате сознат. решения последовать побуждению. Влечения не остаются неизменными и не явл-ся врожденными, а форм-ся в различных видах деят-ти. Исследователь В - Фрейд, к-рый пытался свести все влечения к проявлению полового инстинкта. 2) установка: неосознанное Л состояние готовности к опр. деят-ти. Установлено: челу давали 2 шара 10-12 раз, но 1 был тяжелее др., потом ему дают 2 одинаковых, но чел продолжает думать, что 1 шар тяжелее. Установка возникает в ЦНС, м.б. познават., а может носить личностный хар-р. М.б. позитив. и негатив. и проявл-ся в неосознаваемых предубеждениях. Одни люди им более повержены, чем др. Установка м. влиять на оценки, к-рые 1 чел дает др. исходя из внешн. признаков. 1 из форм установки-конформизм (неосознан. установка, к-рая опр-ся мнением гр., в к-рую входит чел, соответствие к-л признанному стандарту). Ант.Нонконформизм (чел отстаивает свою т.зр.). К конформизму склонны люди: беспокойные, неуверенные в себе, склонные к догматизму и морализированию, авторитарности. 3) фрустрации: м. проявл-ся в форме агрессии, депрессии, безразличие. Если это состояние повторяется, оно м. определять черты хар-ра. Фрустрации связаны с переживанием успеха/неуспеха личности, ур. притязаний (опр-ся целями). Ур. притязаний м.б. завышен (чел выбирает слишком трудную задачу) / занижен. Противоп-ть Фр – толерантность (способность переносить фрустрации спокойнее, сдерживание нежелательных реакций) 4) коллективные мнения: верования, стереотипы-готовые представления, к-рыми чел оперирует неосознанно. 5) когнитивный диссонанс: если мы получаем сообщение, не соотв. нашим представл. о предмете, то это вызывает отриц. эмоции, к-рые разрушают внутр. равновесие чела. Недовольство собой, несоответствие взглядов имеющихся и полученных называется когнитивным диссонансом. Наблюдается взаимодействие осознан. и неосознан. мотивов. Ведущими явл-ся осознан. Наша деят-ть полимотивирована. Мотивы д-ти: 1) Мотив самоутверждения связан с чувством собств. достоинства, честолюбием, самолюбием. 4) Процессуально-содержательные мотивы-побуждение к активности процессом и содержанием деят-ти, а не внешн.факторами. Челу нравится выполнять эту деят-ть, проявлять свою Интел. / физ. активность. 5) Стремление к саморазвитию побуждает нас работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. 6) Мотив достижения успеха. 7) Мотив избегания неудачи. Учеба под влиянием такого мотива приобретает хар-р защитного действия и явл-ся принудительной. 8) Аффилиация–стремление чела быть в об-ве др.людей, наладить с ними эмоц.-положительные добрые взаимоотн-я. Антипод мотиву аффилиации-мотив отвергания, к-рый проявл-ся в боязни быть отвергнутым. 9) Идентификация 10) Мотив власти. 11) Альтруизм, антипод – эгоизм.12) Агрессивность–стремление чела нанести физ., морал. / имущ. вред др. людям, причинить им неприятность. Личностный смысл – др. форма проявл. мотивов в сознании. Под личн. смыслом подразумевается переживание, повыш. субъектив. значимость предмета деят-ти, события, оказавшегося в поле д-вия вед. мотива. Ведущий мотив обладает смыслообразующей ф-цией. 1. Вопрос о связи мотива и Л. Мотивы, выступающие в кач-ве источника деят-ти чел., хар-ют его Л. образуют стр-ру, к-рая у разных людей различна. По иерархии мотивов можно опр. Х чел. 2. Вопрос о мех-мах развития мотивов. Дв-е от потребностей к мотивам и от цели к деят-ти. В ходе деят-ти рождаются новые мотивы и потребности. У реб. огранич. набор потребностей, но в процессе деят-ти он расширяется. Сдвиг мотива на цель – превращение цели в мотив. Цель, ранее побуждаемая к ее осущ-ю мотивом, со временем приобретает самостоят. побудит. силу. Происходит, если достижение цели сопровождается + эмоциями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.221 (0.007 с.)