Основные подходы к классификации потребностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к классификации потребностей.



Иерархическая теория потребностей. Маслоу выявил принципы мотивации чела: мотивы имеют иерархич. стр-ру; чем выше ур. мотива, тем менее жизненно необх. явл-ся соотв. потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; пока не удовл. низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, они теряют мотивирующую силу; с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Ступени: 1) физиол. потребности – низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите. 2) потр. в надежности – потребности в физ. и соц. безопасности, защите, стабильности. 3) потр. в принадлежности – потр. в общении, любви, принадлежность к гр.. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного чела удовлетворяют немногие контакты с др. людьми, в др. челе эта потр. в общении выражается сильно. 4) потр. в уважении, осознании собств. достоинства – престиж, соц. успех. 5) потр. в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиол. потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для чела ведущими. Но если базовые потребности удовл., то у чела могут проявл-ся высшие потребности. "Самоактуализирующейся личности" присуще: полное принятие реальности и комфортное отн-е к ней; принятие др. и себя; проф.увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; автономность, независимость от соц. среды, самостоят-ть суждений; способность к пониманию др., внимание, доброжелательность; постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; различение цели и средств, зла и добра; спонтанность, естественность поведения; юмор; саморазвитие, проявление способностей, потенц. возможностей, тв-во в работе, любви, Ж; готовность к реш-ю новых проблем, к осознанию трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

Теория ERG (CCP). Альдерфер сделал попытку согласовать теорию А. Маслоу с результатами своих исследований. Он выделил 3 иерархич. ур.: Потребности существования. Данный ур. объединяет физиол. и иные материал. потребности чел. Связующие потребности. Потр. в межлич. взаимодействии, отн-х и оценке. Потребности роста. Потр. развития и саморазвития. Автор не согласен с Маслоу в том, что послед.ур. начинает мотивировать поведение чела только после удовл-я потребностей предыдущего. По мнению Альдерфера, одновременно для одного и того же человека актуальными могут быть нес-ко уровней потребностей.

Теория потребностей Д. Мак Клелланда. Он считал, что людям присущи 3 осн. потребности: 1) потребность власти; желание контролировать, влиять и направлять др.людей. 2) потребность в достижениях; Высокую мотивацию достижения обеспечивают: 1. Персональная ответственность за решение проблемы / исполнения задания. 2. Наличие обратной связи о результатах исполнения. 3. Наличие выполнимой задачи, т. е. задачи достаточно сложной, но не слишком. 3) потребность в причастности (аффилиации). Люди с высокой потребностью в аффилиации стараются быть дружелюбными, предпочитают ситуации, предполагающие сотрудничество, придают большое значение взаимопониманию.

Теория X и теория Y (процессуальная теория). Д. Мак Грегор описывает традиц. взгляд на чел. фактор на производстве как “Теорию X”, к-рая включает несколько тезисов, касающихся среднестатистич. чела. 1. Он ленив по природе — работает так мало, как только возможно. 2. У него нет амбиций, он не любит ответственности, предпочитает быть управляемым. 3. Он очень эгоцентричен, равнодушен к интересам организации. 4. По своей природе он склонен сопротивляться изменениям. 5. Он легковерен, не очень сообразителен, готов быть обманутым любым шарлатаном. Современной ситуации в большей степени соответствует теория Y. В основе этой теории предположение, что работники любят работать, творчески подходят к делу, ищут ответственности и могут направлять свою деятельность самостоятельно. Люди по своей природе не пассивны, они становятся такими лишь в результате работы в конкретной организации. Руководители несут ответственность за то, чтобы люди могли развивать в себе присущие им хорошие качества. Важная задача — создать в организации такие условия, при к-рых люди могли бы легче достигать как собственной цели, так и цели организации.

Когнитивная теория мотивации. Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко работ Л.Фестингера (1957). Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал нек-рое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру. Состояние диссонанса между когнициями X и Y возникает тогда, когда из когниции X следует не Y. Состояние консонанса между X и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из X следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция X), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: 1) изменить одну из когниций (в данном случае перестать есть шоколад или прекратить диету); 2) снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота - не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки в весе); 3) добавить новую когницию (например, вспомнить, что хотя шоколад и увеличивает вес, но зато благотворно влияет на умственную деятельность). К. Обуховский рассматривал две группы потребностей: физиологические (потребности в сне, пище, сексуальные потребности и т. п.) и ориентировочные (потребности в интеллектуальном познании мира, в эмоциональном контакте, в смысле жизни). Б. Ф. Ломов выделил базовые потребности: а) в материальных условиях и средствах жизни, б) в общении, познании, деятельности и отдыхе. Потребности второго порядка, по его мнению, являются производными от базовых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.044 с.)