Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к классификации потребностей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Иерархическая теория потребностей. Маслоу выявил принципы мотивации чела: мотивы имеют иерархич. стр-ру; чем выше ур. мотива, тем менее жизненно необх. явл-ся соотв. потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; пока не удовл. низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, они теряют мотивирующую силу; с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Ступени: 1) физиол. потребности – низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите. 2) потр. в надежности – потребности в физ. и соц. безопасности, защите, стабильности. 3) потр. в принадлежности – потр. в общении, любви, принадлежность к гр.. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного чела удовлетворяют немногие контакты с др. людьми, в др. челе эта потр. в общении выражается сильно. 4) потр. в уважении, осознании собств. достоинства – престиж, соц. успех. 5) потр. в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиол. потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для чела ведущими. Но если базовые потребности удовл., то у чела могут проявл-ся высшие потребности. "Самоактуализирующейся личности" присуще: полное принятие реальности и комфортное отн-е к ней; принятие др. и себя; проф.увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; автономность, независимость от соц. среды, самостоят-ть суждений; способность к пониманию др., внимание, доброжелательность; постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; различение цели и средств, зла и добра; спонтанность, естественность поведения; юмор; саморазвитие, проявление способностей, потенц. возможностей, тв-во в работе, любви, Ж; готовность к реш-ю новых проблем, к осознанию трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей. Теория ERG (CCP). Альдерфер сделал попытку согласовать теорию А. Маслоу с результатами своих исследований. Он выделил 3 иерархич. ур.: Потребности существования. Данный ур. объединяет физиол. и иные материал. потребности чел. Связующие потребности. Потр. в межлич. взаимодействии, отн-х и оценке. Потребности роста. Потр. развития и саморазвития. Автор не согласен с Маслоу в том, что послед.ур. начинает мотивировать поведение чела только после удовл-я потребностей предыдущего. По мнению Альдерфера, одновременно для одного и того же человека актуальными могут быть нес-ко уровней потребностей. Теория потребностей Д. Мак Клелланда. Он считал, что людям присущи 3 осн. потребности: 1) потребность власти; желание контролировать, влиять и направлять др.людей. 2) потребность в достижениях; Высокую мотивацию достижения обеспечивают: 1. Персональная ответственность за решение проблемы / исполнения задания. 2. Наличие обратной связи о результатах исполнения. 3. Наличие выполнимой задачи, т. е. задачи достаточно сложной, но не слишком. 3) потребность в причастности (аффилиации). Люди с высокой потребностью в аффилиации стараются быть дружелюбными, предпочитают ситуации, предполагающие сотрудничество, придают большое значение взаимопониманию. Теория X и теория Y (процессуальная теория). Д. Мак Грегор описывает традиц. взгляд на чел. фактор на производстве как “Теорию X”, к-рая включает несколько тезисов, касающихся среднестатистич. чела. 1. Он ленив по природе — работает так мало, как только возможно. 2. У него нет амбиций, он не любит ответственности, предпочитает быть управляемым. 3. Он очень эгоцентричен, равнодушен к интересам организации. 4. По своей природе он склонен сопротивляться изменениям. 5. Он легковерен, не очень сообразителен, готов быть обманутым любым шарлатаном. Современной ситуации в большей степени соответствует теория Y. В основе этой теории предположение, что работники любят работать, творчески подходят к делу, ищут ответственности и могут направлять свою деятельность самостоятельно. Люди по своей природе не пассивны, они становятся такими лишь в результате работы в конкретной организации. Руководители несут ответственность за то, чтобы люди могли развивать в себе присущие им хорошие качества. Важная задача — создать в организации такие условия, при к-рых люди могли бы легче достигать как собственной цели, так и цели организации. Когнитивная теория мотивации. Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко работ Л.Фестингера (1957). Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал нек-рое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру. Состояние диссонанса между когнициями X и Y возникает тогда, когда из когниции X следует не Y. Состояние консонанса между X и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из X следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция X), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: 1) изменить одну из когниций (в данном случае перестать есть шоколад или прекратить диету); 2) снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота - не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки в весе); 3) добавить новую когницию (например, вспомнить, что хотя шоколад и увеличивает вес, но зато благотворно влияет на умственную деятельность). К. Обуховский рассматривал две группы потребностей: физиологические (потребности в сне, пище, сексуальные потребности и т. п.) и ориентировочные (потребности в интеллектуальном познании мира, в эмоциональном контакте, в смысле жизни). Б. Ф. Ломов выделил базовые потребности: а) в материальных условиях и средствах жизни, б) в общении, познании, деятельности и отдыхе. Потребности второго порядка, по его мнению, являются производными от базовых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.01 с.) |