Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности дошкольников.



Сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка, она строиться на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник - это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей - одна из характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Дети сами выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением. Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. С возрастом мотив игры изменяется. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре - проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (храбрость, честность и др.). Таким образом, игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются, изменяются, преобразовываются. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

 

49. Изобразительная деятельность дошкольников как форма отражения социального опыта.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает

в себе общественно-исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи

взрослого ребенок не может. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то

не получается. Но самое главное: ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Каждый ребенок может проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа. Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема

может быть определена самим ребенком или предложена ему. Второй этап - процесс создания изображения. Деятельность требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации. Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ позволяет осмыслить результат собственной деятельности.

 

50. Представления детей дошкольного возраста о труде взрослых в структуре психологической подготовки детей к труду.

Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей в различных сферах. Знания о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданными людьми. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей - важнейший компонент психологической готовности к труду. Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он может наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремиться подражать взрослым. Поощрение этого интереса создает условия для получения максимального объема такой информации. Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий - приводит к возникновению у них нового типа поведения, складываются представления о трудовых функциях людей, об отношении к труду и к друг другу. Дети старшего воз-та в основном правильно представляют структуру трудового процесса, дети легко называют трудовые действия, раскрывая последовательно весь процесс труда. Трудность представляют знания, которые нельзя сообщить непосредственно в жизненной ситуации. (Пример: д ети, живущие в городе, имеют недостаточные знания о труде и жизни людей в деревне.). Чем старше ребенок, тем больше у него опыт собственной трудовой деятельности, чем выше его интерес к труду взрослых. Таким образом, основными ср-ми формирования психологической готовности дошкольников к труду явл. ознакомление с трудом взрослых, его результатами, и организация доступной детям трудовой деятельности соответствующей возрасту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.006 с.)