Л.С.Выготский о развивающем обучении и зоне ближайшего развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л.С.Выготский о развивающем обучении и зоне ближайшего развития.



Выготский считал, что в процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Психические функции являются продуктом культурно-исторического развития. Он выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Только в процессе обучения ребенок способен овладеть различными средствами(орудия труда, знаки, символы), перестраивают его психику. Высшие психические функции функцианируются в совместной деятельности со взрослыми и в общение с другими людьми, а следовательно в процессе обучения. ЗАР(зона актуального развития)-это такой уровень развития ВПФ(высших психических функций) при котором ребенок сам справляется с поставленной задачей. ЗБР(зона ближайшего развития)-такой уровень развития ВПФ, при котором ребенок справляется с поставленной задачей лишь с помощью взрослых. При обучении Взрослый должен опираться на ЗБР, т.к. ребенок хочет узнать что-то новое. У детей с одинаковым ЗАР могут быть разные ЗБР, поэтому при обучении мы не должны искусственно забегать в перед. Ребенок развивается обучаясь.

28. Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов о развивающем обучении.

Леонид Владимирович Занков - советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-ых г. ХХ ст. разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. Они поставили задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников. В системе Занкова урок имеет гибкую структуру. На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактические игры, самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения и т.д. Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Предложенная Занковым дидактическая система оказалась эффективной, однако она остается до настоящего времени нереализованной. Концепция Василия Васильевича Давыдова и Даниил Борисович Эльконина. В 60-е гг. XX в. научный коллектив под руководством Давыдова и Эльконина пытался установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что начальное образование не обеспечивает полноценного развития, не создает в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые возникли и начали развиваться в дошкольном возрасте. Обучение должно быть направлено на создание зон ближайшего развития, которые превращались бы в психические новообразования. В основе теории речь идет об усвоении материала происходящем в форме специфической учебной деятельности. Приступая к овладению учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала. Мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Пример: дети получают представления о растениях, деревьях, цветах и т.д. Это первая ступень результатом которой является познание чувственно-конкретного. После этого дети приступают к изучению отдельных органов цветкового растения, их строения и функций. На этой ступени познания формируются абстракции. На следующем этапе, в мышлении теоретически воспроизводится весь растительный мир. Это уже понятийно-конкретное воспроизведение. Концепция развивающего обучения Давыдова и Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее время.

29. Психическая активность ребёнка как фактор психического развития.

Психическая активность человека многогранное явление, в которое входят разнообразные психические проявления, механизмы их образования, различные состояния психической активности и их особенности, первопричина приводящая в движение психику человека. Проявления психической активности выражаются в чувствовании, эмоциях, мыслях, образах, волевых побуждениях и поступках. Самым первым проявлением психической активности человека является чувствование, ощущение получаемое человеком от внешнего мира и соответствующая ответная реакция. Человек слышит и поворачивает голову в направлении звука, что-то видит и фокусирует на этом зрение и т.п. На основании чувств и эмоций рождаются мысли. Мысли - это деятельность ума, который обрабатывает информацию и выдаёт её в виде логического компонента - мыслей, либо в виде образов (образное мышление). Об активности судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания.

30. Развитие Высших Психических Функций.

Вопрос о природе человеческой психики решался на протяжении веков. Крайние точки зрения: - человек биологическое существо; - человек социален и духовен.

Одна из концепций принадлежит Л.С. Выготскому. В одном из положений сказано, что в процессе овладения природой человек научился также овладевать своей психикой. Появились произвольные формы Деятельности, особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями», которые полностью отсутствуют у животных. ВПФ - эти функции составляют высший уровень психики человека. ВПФ: произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление, восприятие, речь - формируются в ходе социальных взаимодействий. Свойства ВПФ: (1) произвольные по протеканию (по свойствам); (2) опосредованные по строению (с помощью средств); (3) соцальны по происхождению; (4) осмысленны; (5) вербализация (включение речи).

Для объяснения этого понятия необходимо сравнить культурно-историческое развитие человека и онтогенез (Выготский считает, что эти два процесса имеют сходство). В начале процесс развития интерпсихический (межличностный), затем эти отношения превратились в отношения с самим собой – интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации (было введено франц. пси - ми Пиаже и Жане). В онтогенезе Выготский выделяет следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. На втором этапе ребенок обнаруживает, что Деятельность имеет сигнальное значение для окружающих. Третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, ребенок интериоризует эти сигналы, с помощью этих сигналов начинает управлять самим собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.006 с.)