Детство как психологическая проблема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детство как психологическая проблема.



Детство как психологическая проблема.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера „Душа ребенка“. В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания. Задача понимания ребенка стала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно — только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. В психологию идеи генетического лова исследования проникли очень давно. В этой области работали: Дж. Уотсон, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.

Однако, исследуя один и тот же объект — психическое развитие — генетическая и детская психология представляют собой две разные психологические науки. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов, но сами дети их не интересуют. Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление — такова основная стратегия генетической психологии. Детская психология изучает возраст или период развития. В отличие от генетической, детская психология — учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. В настоящее время предмет детской психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

 

Предмет и задачи детской психологии.

Детская психология – наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности. Предметом изучения является психическое развитие ребёнка от рождения до 6-7 лет. Задачи дет. псих.: 1. Изучить особенности психического развития ребёнка от рождения до 6-7 лет. 2. Изучить факторы влияющие на формирование личности ребёнка. 3. Изучить условия и движущие силы развития ребёнка 4. Изучить особенности взаимоотношений детей с их сверстниками и со взрослыми. 5. Изучить специфику детского мироощущения и внутреннего психологического мира ребёнка.

Механизмы социализации.

Социализация человека происходит посредством сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. В широком спектре механизмов социализации наиболее принятыми являются внушение, убеждение, подражание, имитация, идентификация, эмпатия.

Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемых моделей поведения, опыта значимых других людей, почерпнутого из иных источников.

Внушение – неосознаваемое, некритичное усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими.

Убеждение – осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д. Идентификация – отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которого осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения. Эмпатия – эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим. Очень многие социальные отношения могут быть представлены в модели «родитель – ребенок». Ведущее значение данный механизм имеет в процессе взросления человека. Ребенок, подражая родителям, имитирует их слова, жесты, мимику, действия и поступки. Выделяют также механизм полоролевой идентификации, или типизации. Сущность её состоит в усвоении субъектом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления соматических о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

В качестве еще одного механизма социализации выступает оценка желаемого поведения, осуществляемая в процессе социального контроля, на основе изученного З.Фрейдом принципа удовольствия – страдания чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. К числу механизмов социализации относятся также конформность и негативизм.

Кризисные периоды развития

1-го г.(начинают ходить-(новообразование)

3 лет (в речи появляется слова «я - сам », с этого момента ребенок-личность).

6-7 лет (произвольность псих.. процессов, игра заменяет учебную.деятельность)

 

Детство как психологическая проблема.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера „Душа ребенка“. В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания. Задача понимания ребенка стала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно — только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. В психологию идеи генетического лова исследования проникли очень давно. В этой области работали: Дж. Уотсон, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.

Однако, исследуя один и тот же объект — психическое развитие — генетическая и детская психология представляют собой две разные психологические науки. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов, но сами дети их не интересуют. Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление — такова основная стратегия генетической психологии. Детская психология изучает возраст или период развития. В отличие от генетической, детская психология — учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. В настоящее время предмет детской психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.251.194 (0.006 с.)