Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения. С какой целью автор фельетона использует официально-деловой стиль. Что способствует созданию комического эффекта в данном тексте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения. С какой целью автор фельетона использует официально-деловой стиль. Что способствует созданию комического эффекта в данном тексте.



Как допускается порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях.

Но с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

(О.Любченко)

5*. Перескажите известную вам детскую сказку в официально-деловом стиле, в форме репортажа с места событий, в форме криминальной хроники, в форме разговора двух кумушек-соседок, в форме интервью с одним из действующих героев [4] .

Проанализируйте данные предложения. Какому стилю соответствует каждое из них? В чем особенность слова трещала? Подберите синонимы к данному слову, соответствующие стилю и значению его в контексте. Составьте предложения, в которых употребление слова трещала в различных его значениях было бы уместно и стилистически оправдано.

Медсестра записала в карточке больного: «У пациента трещала голова, выдано лекарство».

Из сводки погоды: «В центральных областях России трещат морозы до сорока градусов».

Записка лектору: «Не трещите, пожалуйста, мы не успеваем записывать».

 

7*. Прочтите отрывок из книги Э. Успенского «Колобок идет по следу». Знаете ли вы, что такое словесный портрет? В каком стиле речи составляется словесный портрет? Составьте словесный портрет одного из своих знакомых, соблюдая стилистические особенности этого вида описания внешности.

-Колобок, Колобок, - сказал мужской голос, - у нас пропала собака.

Колобок подвинул к себе печатную машинку:

-Дайте словесный портрет.

-Чей?

-Собаки, разумеется.

-Собака породы овчарка,- начал голос,- высокая, средней лохматости. По окраске брюнето-шатенка. Повышенной зубастости. Имеет шесть медалей. Охраняла здание вместе со сторожем. Кличка Рекс. Сторож тоже пропал.

Колобок все это быстро напечатал.

-Дайте словесный портрет.

-Чей?- спросил голос.

-Сторожа.

-Высокий с уклоном в лысизм. Зовут дядя Коля. Характер рязанский, покладистый. Имеет сына десяти лет…

(Э. Успенский «Колобок идет по следу»)

 

III. Изучаем самостоятельно

Виды речевой деятельности. Понятие о речевой ситуации. Основные компоненты речевой ситуации.Языковые средства выразительности.

Текст как произведение речи. Целостность и связность как основные признаки текста.

Тема, основная мысль, проблематика текста. Средства и виды связи предложений в тексте.

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

Абзац как средство смыслового членения текста, как композиционно-стилистическая единица текста.

 

IV. Проверяем уровень владения материалом: решаем тесты, применяя полученные знания

Вариант 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1—5.

(1)С чего начинать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

(3)Россия велика. (4)На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

(6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7)Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

(По Б. Короткову)

1. Сколько микротем в данном тексте?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

2. К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к официально-деловому

3. Каков тип речи текста?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование

4) повествование с элементами рассуждения

4.С каким предложением связано 6-е предло­жение текста?

1) с 5-м

2) со всеми предыдущими предложениями

3) с 1-м

4) с 3-м

5. В каком ряду перечислены только те средст­ва выразительности, которые используются в этом тексте?

1) вопросительные предложения, ряды одно­родных членов, контекстные антонимы

2) ряды однородных членов, метафора, ги­пербола

3) контекстные синонимы, антитеза, синек­доха

4) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1—5.

(1)Образовательное учреждение осуществ­ляет образовательный процесс на трех ступе­нях:

1-я ступень — начальное образование (срок освоения 3—4 года);

2-я ступень — основное общее образование (срок освоения 5 лет);

3-я ступень — среднее полное общее обра­зование (срок освоения 2—3 года).

(2)Учебный год в общеобразовательном уч­реждении начинается с первого сентября.

(З)Продолжительность учебного года в первых классах — 30 недель, во 2—11 клас­сах — не менее 34 недель. (4)Продолжитель­ность каникул устанавливается в течение учебного года не менее тридцати календар­ных дней, летом — не менее восьми недель. (5)Для обучающихся в первых классах в те­чение учебного года устанавливаются допол­нительные недельные каникулы. (б)Календарный учебный график разрабатывается общеобразовательным учреждением само­стоятельно.

(Из «Положения об общеобразовательномучреждении»)

1. Предположим, что вы проучились 34 учеб­ных недели в году. На сколько недель меньше проучился ваш брат, который закончил первый класс?

1) он учился столько же недель, сколько и вы

2)на1

3) на 5

4) на 4

2.Какое из словосочетаний текста неверно ис­толковано?

1) общеобразовательное учреждение — шко­ла

2) образовательный процесс — план работы школы

3) третья ступень образовательного процес­са — старшие классы

4) обучающиеся в первом классе — перво­классники

3.К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к официально-деловому

4.С помощью какого языкового средства свя­зано с последующим 2-е предложение?

1) лексический повтор

2) личное местоимение

3) синоним

4) антоним

5. Какие из перечисленных языковых особен­ностей свойственны данному тексту?

1)специальная терминология, эмоциональ­ность речи, книжные словосочетания

2) глаголы несовершенного вида, специаль­ная терминология, отвлеченные существительные

3) отвлеченные существительные, глаголы несовершенного вида, образность

4) книжные словосочетания, отвлеченные существительные, экспрессивность

 

Вариант 3.

Прочитайте текст и выполните задания 1—5.

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (З)Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со временем представления о красоте?

(5)Часто мы называем красивым то, что со­ответствует нормам и идеалам нашего време­ни. (б)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвраща­ется. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и един­ство с природой церкви Покрова на Hepли... (9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фра­зу: «На вкус и цвет товарищей нет...» (10)Как раз обратное — удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

(По Л. Мигдалу)

1.Какое из высказываний вы бы выбрали в ка­честве эпиграфа к этому тексту?

1) Красота — не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

(О.Мандельштам)

2) Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить...

(В. Высоцкий)

3) Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

(Ф.Тютчев)

4) Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам...

(О.Мандельштам)

 

2.К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к официально-деловому

3.Каков тип речи текста?

1) описание с элементами рассуждения

2) рассуждение

3) повествование

4) повествование с элементами описания

4.С помощью какого языкового средства свя­заны 6-е и 7-е предложения?

1) лексический повтор

2) противительный союз

3) личное местоимение

4) частица

5.Какие средства выразительности не исполь­зуются в этом тексте?

1) фразеологизмы

2) ряды однородных членов

3) ряд вопросительных предложений

4) метафора

 

Вариант 4.

Прочитайте текст и выполните задания 1—5.

(1)Бывают любимые женщины, чьи глаза, в силу какого-то случайного сочетания их сияния и формы, воздействуют на нас не впрямую, а посредством взрыва всего накопленного сияния, который происходит позже, когда бессердечного существа уже нет подле нас, волшебная световая пытка продолжает­ся... (2)Какие бы ни были на самом деле гла­за у Лизы Пниной, они лишь тогда предста­вали в своей водно-алмазной сущности, есливы вызывали их в памяти. (3)И тогда этот плоский, невидимый, влажный аквамарино­вый блеск становился вдруг пристальным и трепещущим, точно капельки солнца и моря попали вам между ресницами. (4)В жизни глаза ее были прозрачные и светло-синие, оттененные чернотою ресниц, с белками, розо­вевшими в уголках, и они удлинялись к вискам, где от них по-кошачьему хищно, веера­ми расходились морщинки.

(По В. Набокову)

1. Какие качества любимых глаз, описанных автором, позволяют им воздействовать не напря­мую? (Укажите номер предложения, где говорит­ся об этом.)

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

2.Каков тип речи этого текста?

1) рассуждение

2) описание с элементами рассуждения

3) повествование с элементами описания

4) повествование

3.С помощью каких языковых средств связа­ны 2-е и 3-е предложения?

1) союз

2) наречие, частица

3) указательное местоимение

4) союз, наречие, указательное местоимение

4.В каком предложении текста все слова упо­треблены в их прямом значении?

1)1

2) 2

3) 3

4) таких предложений в тексте нет

5.Какое из средств языковой выразительности не используется в этом тексте?

1) метафора 3) однородные члены

2) олицетворение 4)сравнение

 

Вариант 5.

Прочитайте текст и выполните задания 1—5.

(1)Олег Меньшиков — первый русский ак­тер, удостоенный премии имени Лоуренса Оливье. (2)Эта премия была вручена ему в Лондоне в апреле 1992 года за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала», где Олег играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв. (З)Эта престижная ежегодная премия — нечто вроде американского «Оскара» у кинематографистов. (4)Она представляет собой достаточно тяжелый бюст Оливье в костюме Генриха V и диплом в рамке под стеклом. (5)Никаких долларов к перечисленным ак­сессуарам не прилагается, но престиж, раз­умеется, дороже любых денег, тем более для актера, получившего эту награду впервые.

(Из газеты)

1.Кто удостаивается премии имени Лоуренса Оливье?

1) танцовщики

2) театральные актеры

3) оперные певцы

4) кинематографисты

2.К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к официально-деловому

3.Каков тип речи текста?

1) описание с элементами рассуждения

2) рассуждение

3) повествование
4)описание

4.С помощью каких языковых средств связа­ны 1-е и 2-е предложения?

1) указательное местоимение

2) лексический повтор

3) синоним

4) указательное местоимение и лексический повтор

5.Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) вводные слова

2) метафора

3) эпитет

4) разговорные выражения

 

Вариант 6.

Прочитайте текст и выполните задания 1—5.

(1)В организме человека насчитывается около 200 типов различных клеток. (2)С мо­мента своего возникновения ведущим мето­дом изучения клетки остается микроскопия. (З)Большинство компонентов клеток проз­рачны, поэтому в микроскоп не видны. (4)Чтобы сделать их видимыми, клетки окра­шивают, предварительно обработав специ­альными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. (5)Клетки можно рассматри­вать и живыми. (6)Для этого на микроскоп монтируют специальное устройство, которое особым образом преобразует видимый свет.(7)Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо.

(Из энциклопедии)

1.Какое суждение противоречит содержанию текста?

1) Микроскопия — ведущий метод изучения клетки.

2) Большинство компонентов клеток непроз­рачны.

3) Клетки можно рассматривать живыми.

4) Человеческий организм представляет со­бой сочетание клеток различного типа.

2.Какова цель автора этого текста?

1) Сообщить теоретические сведения, пред­ставляющие интерес для ученого-биолога.

2) Выразить личное отношение к описывае­мым фактам.

3) Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения клетки.

4) Доступно изложить научные факты.

3.Какая из характеристик не свойственна дан­ному тексту?

1) Текст рассчитан на широкий круг читате­лей.

2) Научная информация в тексте упрощена.

3) Незначительное количество терминов.

4) Лексика текста может быть понятна толь­ко специалисту.

4.С помощью каких языковых средств связа­ны 1-е и 2-е предложения?

1) указательное местоимение

2) лексический повтор

3) синоним

4) антоним

5.Какая из характеристик языковых особен­ностей этого текста неверна?

1) Все слова в тексте употреблены в прямом значении.

2) В тексте использованы слова стилистиче­ски нейтральные, общенаучные и термины.

3) В тексте мало прилагательных, все они имеют точное значение.

4) Тексту свойственна нечастая повторя­емость ключевых слов.

 

Вариант 7.

Прочитайте текст и выполните задания 1—5.

(1)В юности мы бываем жестоки к непохо­жести. (2)Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (З)Есть такой набор тестов, по кото­рым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4)Но есть ведь и другие тесты, по кото­рым определяют настоящего человека.

(5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6)А «косая сажень», открытый взгляд и широ­кая улыбка несут в себе исключительно поло­жительный заряд.

(7)В жизни как раз не все совпадает. (8)И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой ма­ской, которая, в зависимости от обсто­ятельств, то растягивается в улыбку, то соби­рается в кулак.

(А. Гербер)

1.Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

1) Не место красит человека, а человек место.

2) Мал золотник, да дорог.

3) Не все золото, что блестит.

4) Муравей невелик, а горы сворачивает.

2.К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к официально-деловому

3.Каков тип речи текста?

1) описание с элементами рассуждения

2) рассуждение

3) повествование с элементами описания
4)описание

4.Какое из средств связи предложений не ис­пользуется в первых двух абзацах данного текста?

1) союз

2) синонимы

3) личное местоимение и лексический повтор

4) союз и частица

5. В каком ряду перечислены все средства вы­разительности, которые используются в послед­нем абзаце текста?

1) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза

2) метафора, антонимы, синонимы

3) эпитеты, фразеологизм, антонимы

4) разговорные выражения, эпитеты, гипер­бола

 

Вариант 8.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)3везды еще только начали выцветать... (2)Сам воздух казался подсвеченным и стек­лянистым. (З)Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4)3а следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и черная бабочка опустилась, танцуя, на каме­нистую осыпь. (5)Тропинка уже сузилась и постепенно исчезла среди толчеи валунов...

(6)Он опустился на траву и вдохнул яркий воздух. (7)3апыхавшийся пес улегся в его но­гах.

(По В. Набокову)

1.В каком значении в тексте употреблено сло­во яркий (воздух)?

1) сияющий всеми красками, красочный

2) солнечный, так как поднялось солнце

3) резкий по чистоте и свежести

4) теплый

2.К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к художественному

3.Каков тип речи текста?

1)описание

2) рассуждение

3) повествование

4) повествование с элементами описания

4.С помощью каких языковых средств связа­ны 3-е и 4-е предложения?

1) указательное местоимение

2) лексический повтор

3) синоним

4) указательное местоимение и лексический повтор

5.Какое из языковых средств выразительнос­ти используется в 1, 3, 4-м предложениях этого текста?

1) антитеза

2) метафора

3) эпитет

4) олицетворение

Вариант 9.

Прочитайте текст и выполните задания 1—5.

(1)Иван Кулибин — талантливый русский изобретатель. (2)Первый русский телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями, гениальные проекты деревянных мостов — все это великие изобрете­ния Кулибина.

(3)Но была у этого человека настоящая страсть — часы. (4)Русских часовщиков в России тогда почти не было. (5)Часами зани­мались немцы, и они всячески распространя­ли мнение, что русский человек не может постигнуть сложного часового механизма.

(б)Любовь к часам, бесстрастно выстуки­вающим время, появилась у Кулибина с дет­ства и осталась навсегда. (7)Что бы он ни де­лал, что бы ни изобретал, мысли его неиз­менно возвращались к часам. (8)Он делал непохожие на все остальные, необыкновен­ные, небывалые часы, которым и сейчас не­возможно не подивиться.

(Из газеты)

1.В каком предложении заключена основная мысль текста?

1) в 1-м 2) в 3-м 3)в5-м 4) в 7-м

2.К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к деловому

3.Каков тип речи текста?

1) описание с элементами повествования

2) рассуждение

3) повествование

4) описание

4.С помощью каких языковых средств связа­ны 7-е и 8-е предложения?

1) указательное местоимение

2) лексический повтор

3) синоним

4) частица

5.Какое средство выразительности использо­вано в 8-м предложении?

1) метафора 3) гипербола

2) градация 4) сравнение

 

Примерная тематика рефератов

Реферат – (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) —письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.Реферат рассматривается как самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды по излагаемой проблеме.

Прежде чем выбрать тему реферата, предлагаемую преподавателем, студенту необходимо определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить, какая проблема (вопрос) для него наиболее интересен.

Работая над рефератом, студент должен проанализировать 10-15 источников по теме, собрать информацию, выделить наиболее важную, структурно ее систематизировать. Как правило, в структуре реферата должен быть следующие элементы:

- титульный лист;

- план работы;

- введение (формулируется суть проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, указываются цель и задачи реферата);

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (не обязательно).

По усмотрению преподавателя возможно публичное выступление студента на занятии по теме реферата[5].


Примерные темы рефератов

Проблемы экологии языка.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Роль языка в формировании личности и национального характера.

Выдающиеся ученые-русисты.

Языковые средства выразительности.

Функциональные стили речи и их особенности.

Функционально-смысловые типы речи.

Благозвучие русской речи.

Русское словесное ударение, его особенности.

Возникновение письменной речи.

История возникновения русской азбуки.

Этимология как наука, предмет ее изучения.

Синонимы, антонимы, омонимы, их типы.

Паронимы, особенности их употребления.

Формирование лексики современного русского языка.

Заимствования в русском языке.

Лингвистические заповедники русского языка – диалекты.

Молодежные и профессиональные жаргоны в современном языке.

Ключевые слова русской культуры.

Происхождение фразеологизмов русского языка.

Основные типы образования слов в русском языке.

Состав слов и изменения в составе как результат исторического развития слов.

Спорные вопросы в морфологии.

Изменение категории рода в связи с развитием языковой системы.

Склонения в русском языке. История вопроса.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Разряды имен прилагательных.

История числительных как отражение истории языка и культуры народа.

Культурные традиции в употреблении личных и притяжательных местоимений.

Инфинитив как начальная форма глагола, его особенности.

Понятие о предложении.

Понятие об односоставных и двусоставных предложениях.

Понятие об осложнениях простого предложения.

Однородные члены предложения, их признаки.

Предложения с обособленными членами.

Национально-исторические особенности использования обращений по отношению к лицам мужского и женского пола.

Сложносочиненное предложение, его виды.

Сложноподчиненное предложение, его виды.

Бессоюзное сложное предложение, его виды.

Знаки препинания на стыке союзов.

Способы передачи чужой речи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., последнее издание.

2. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2013.

3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., любое издание.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., последнее издание.

5. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

6. Граудина Л.К. Словарь грамматических вариантов русского языка / Ин-т рус. Яз. Им. В.В. Виноградова РАН; Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – 3-е изд. – М.: Астрель: АСТ, последнее издание.

7. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: орфография: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010.

8. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: пунктуация: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2011.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).

10. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. (Справочники русского языка)

10. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. (Любое издание).

11. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. (Любое издание).

12. Розенталь Д.Э. Строчная или прописная? Опыт словаря-справочника, 2010.

13. Современный словарь иностранных слов. (Любое издание).

Дополнительная литература [6]

Бессараб М.Я. Владимир Даль. – М., 2000.

Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 2001.

Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М., 1999.

Власенков А.И. Русская словесность: Интегрированное обучение русскому языку и литературе. 10-11 классы. – М., 1999.

Галь Н. Слово живое и мертвое. – М., 2011.

Горшков А.И. Русская словесность. – М., 1997.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание).

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М., 1980.

Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы спецкурса. – М., 1992.

Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1998.

Колесов В.В. Лев Владимирович Щерба. – М., 1987.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1997.

Левонтина И.Б. Русский со словарем. М., 2012.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

Мурашов А.А. Личность и речь: эпоха кризисов. – М., Воронеж, 2995.

Норман Б.Ю. Игра на гранях языка. – М., 2006.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1997.

Русский язык. Энциклопедия. – М., 1999.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 2001.

Шанский Н.М. В мире слов. Пособие для учителей. – М., 1999.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. Пособие для учителя-словесника. – М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРЫ ЗАПИСИ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА С ПОМОЩЬЮ ЭКОНОМИЧНЫХ СПОСОБОВ

Пример 1. Схема



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.525 с.)