По предмету «налоги и налогообложение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По предмету «налоги и налогообложение»



По предмету «Налоги и налогообложение»

 

1. Налоги и бюджетный процесс. 3

2. Понятие налога и сбора. 5

3. Функции налогов. 6

4. Классификация налогов. 7

5. Принципы налогообложения. 10

6. Элементы налогообложения. 12

7. Правовое значение элементов налога. 14

8. Субъект налогообложения. 19

9. Объект и предмет налогообложения. 21

10. Масштаб налога и единица налога. 21

11. Налоговая база. 22

12. Налоговый период. 23

13.Ставка налога и метод обложения. 24

14.Налоговая льгота и виды налоговых льгот. 25

15.Порядок и способы исчисления налога. 26

16.Порядок и способы уплаты налога. 27

17.Сроки уплаты налога. 28

18.Понятие налоговой системы. 28

19.Основные характеристики налоговой системы. 29

20.Организационные принципы налоговой системы. 31

21.Направления развития налоговой системы РФ. 32

22.Понятие налогового права. 32

23.Принципы налогового права. 33

24.Отношения налогового права с другими отраслями права. 35

25.Система российского налогового законодательства. 37

26.Налоговый кодекс РФ и его значение. 39

27.ФНС РФ, права и обязанности налоговых органов. 39

28.Права и обязанности налогоплательщика. 43

29.Участники отношений в сфере налогообложения. 44

30.Понятие и виды налоговой ответственности. 46

31.Состав налоговых правонарушений. 47

32.Понятие налогового контроля. 48

33.Формы и виды налогового контроля. 50

34.Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. 51

35.Защита налогоплательщиком своих прав. 54

36.НДС: сущность, назначение, основные элементы. 55

37.Порядок исчисления и уплаты НДС. 56

38.Акцизы: сущность, назначение, основные элементы. 57

39.Порядок исчисления и уплаты акциза. 58

40.Налог на доходы физических лиц: сущность, назначение, основные элементы. 60

41.Порядок исчисления и уплаты НДФЛ. 62

42.ЕСН: сущность, назначение, основные элементы. 65

43.Порядок исчисления и уплаты ЕСН. 67

44.Налог на прибыль организаций: сущность, назначение, основные элементы. 69

45.Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. 72

46.Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): сущность, назначение, основные элементы. 73

47.Порядок исчисления и уплаты НДПИ. 75

48.Водный налог: сущность, назначение, основные элементы. 76

49.Порядок исчисления и уплаты водного налога. 77

50.Налог на имущество предприятий: сущность, назначение, основные элементы. 78

51.Порядок исчисления и уплаты налога на имущество предприятий. 80

52.Налог на игорный бизнес: сущность, назначение, основные элементы. 81

53.Порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес. 81

54.Транспортный налог: сущность, назначение, основные элементы. 82

55.Порядок исчисления и уплаты транспортного налога. 84

56.Земельный налог: сущность, назначение, основные элементы. 85

57.Порядок исчисления и уплаты земельного налога. 87

58.Налог на имущество физических лиц: сущность, назначение, основные элементы. 89

59.Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. 90

60.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. 91

61.ЕСХН: сущность, назначение, основные элементы. 91

62.Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. 92

63.ЕНВД: сущность, назначение, основные элементы. 94

64.Порядок исчисления и уплаты ЕНВД. 95

65.Упрощенная система налогообложения: сущность, назначение, основные элементы. 96

66.Порядок исчисления и уплаты налога по упрощенной системе налогообложения. 97

67.Государственная пошлина, особенности исчисления и уплаты. 98

68.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. 99

 

 

 


Налоги и бюджетный процесс.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы. Ведущее звено финансовой системы – государственный бюджет.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.

Бюджет включает доходы и расходы государства.

Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований.

Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию; за счет доходов государственных предприятий и других объектов государственной собственности и т. д.

Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства, как и всего того, что с ним связано.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взымаемый с организаций и физических лиц (ФЛ) в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и / или муниципальных образований (МО).

Налоги в рыночной экономике необходимо рассматривать не только с позиций государственных (фискальных) интересов, но и как важный инструмент воздействия на рынок.

О сновные задача и цель налогов – обеспечение доходов бюджета, стимулирования (ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.

Налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные

1. Прямые налоги (взимаются непосредственно с физических и юридических лиц):

- подоходный налог с населения (впервые введен в США в 1913 г.);

- налог с прибыли предприятий (взимается с Первой мировой войны);

- имущественный налог (налог на постройки и т. п., уплачиваемый как физическими, так и юридическими лицами);

- налог на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций);

- налог с наследства.

2. Косвенные налоги (взимаются непосредственно с товаров и услуг):

- акцизы;

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- таможенные пошлины (экспортные и импортные).

Бюджетный процесс – совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного и муниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса:

• по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• контролю за их исполнением;

• составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета.

Признаки бюджетного процесса:

- целенаправленность и юридическая результативность;

- закрепление полномочий участников;

- цикличность, непрерывность, стадийность.

Принципы бюджетного процесса:

• последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти);

• ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: "прозрачности" бюджетной деятельности, эффективности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития);

• публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати);

• специализация бюджетных показателей (состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов – по целевому назначению и направлениям деятельности).

Задачи бюджетного процесса:

- выявление материальных и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой экономической программой, а также осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется:

-Бюджетным кодексом РФ;

-соответствующим законом субъекта РФ;

-соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса:

1.Президент Российской Федерации;

2.органы законодательной (представительной) власти;

3.органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4.органы денежно-кредитного регулирования;

5.органы государственного и муниципального финансового контроля;

6.государственные внебюджетные фонды;

7.главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8.иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

9.бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль над исполнением бюджетов.

Распорядителем бюджетных средств является орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов и контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель, или бюджетное учреждение, – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.).

Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

3. Исполнение бюджета;

4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

Составление проекта бюджета основывается на:

-Бюджетном послании Президента РФ;

-прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

-основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

-прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

-плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

 

Понятие налога и сбора.

I. Налог как правовая категория, понятие, признаки, функции.

Понятие налога было введено Поленовым в 19 в. До этого были термины «полюдье» и «привоз». Николай II ввёл промысловый налоги и налог на недвижимое имущество. Во времена диктатуры пролетариата велась продразвёрстка, в период НЭПа – продналог. В 1991 г. были введены НДС, НДФЛ…

Основоположники российской налоговой науки – Тургенев…

1998 г. – принята 1 часть налогового кодекса (НК).

Согласно ст. 8 НК налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взымаемый с организаций и физических лиц (ФЛ) в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и / или муниципальных образований (МО).

Признаки налога:

1) Обязательность (ст. 57 Конституции обязывает уплачивать налоги).

2) Индивидуальная безвозмездность.

3) Денежная форма уплаты.

4) Взымается путём отчуждения (как уплата, так и принудительное изъятие) принадлежащего налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве денежных средств.

5) Цель налога – финансовое обеспечение деятельности государства и\или МО.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке.

Функции налога:

1. Фискальная: с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих функций.

2. Регулирующая: налоги оказывают значительное влияние на производство или потребление определённых видов товаров, работ и услуг, стимулируя или сдерживая их рост

- стимулирующая подфункция: предоставление льгот определённым видам деятельности, приоритетным направлениям экономики;

- дестимулирующая подфункция: через повышение налоговых ставок позволяет ограничить отдельные виды деятельности, не поощряемых государством;

- воспроизводственная подфункция: позволяет аккумулировать средства для восстановления использованных природных ресурсов.

II Понятие и признаки сбора.

Согласно п. 2 ст. 8 НК сбор – это обязательный взнос, взымаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления (ОМС) иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаки сбора:

1) Обязательность: в отличие от налога, является обязательным только после того, как плательщик обращается за совершением юридически значимых действий.

2) Уплата сбора связана с совершением в отношение конкретного плательщика со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями понимают конкретное жизненное обстоятельство, указанное в гипотезах правовых норм, наступление которых влечёт юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Виды сборов:

1. Государственная пошлина.

2. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

III Элементы налога и сбора.

Раскрывая понятие «законно установленные налоги и сборы» Конституционный суд РФ высказал следующие правовое позиции:

1. Установить налог или сбор можно только законом.

2. Установить налог или сбор не значит только дать ему название. Необходимо определить в законе все существенные элементы налогового обязательства. Т.о., обязанность по уплате конкретного налога или сбора закрепляется в законе как система элементов, точно определяющих обязанное лицо, размер налогового платежа, а так же порядок исполнения обязанности.

Юридический состав (конструкция) налога или сбора – это средство юридической техники, универсальная модель, элементы которой подлежат законодательному определению при установлении и введении конкретных налоговых платежей.

Общие условия установления налогов и сборов определено п. 1 ст. 17.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Эти элементы называют обязательными, основными элементами налога.

Наряду с обязательными элементами в актах законодательства о налогах и сборах могут быть предусмотрены дополнительные элементы, к которым в настоящее время относятся только налоговые льготы и основания для их использования (п. 2 ст. 17 НК). Их называют факультативными элементами.

При установлении сборов их плательщики и элементы обложения устанавливаются применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК).

 

Функции налогов.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов:

-фискальную;

-регулирующую;

-социальную;

-контрольную.

Фискальная функция налогов вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Регулирующая функция налогов имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот – сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Регулирующая функция налогов направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц – на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов.

Контрольная функция налогов создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику. Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств – контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

 

Классификация налогов.

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность. Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).

Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. В целом классификационные признаки универсальны.

Классификация налогов.

А) по способу их изъятия:

1. Прямые налоги - те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.

а) реальные и б) личные;

2. Косвенные налоги - те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг.

а) индивидуальные, б) универсальные, в) фискальные монополии, г) таможенные пошлины;

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества. Окончательными плательщиками прямых налогов является владелец имущества (дохода). Они подразделяются на реальные и личные. Реальные прямые налоги уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Им облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, ценные бумаги).

Прямой налог личный - важнейшая форма прямого обложения, при котором налогом облагается доход налогоплательщика, с учетом представляемых льгот, т.е. они уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (услуги). Косвенные налоги подразделяются в зависимости от объектов взимания. Так косвенными индивидуальными налогами облагаются строго определенные группы товаров.

Косвенными универсальными налогами облагаются в основном все товары и услуги.

Фискальные монополии - ими облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.

Таможенными пошлинами облагается товар и услуги при совершении экспортно-импортных операций. Пошлина является обязательным взносом, взимаемым таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза.

Б) по субъекту уплаты:

1. налоги с физических лиц;

2. налоги с юридических лиц.

В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяет следующие категории налогоплательщиков: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. В гражданском праве - термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений.

Физические лица - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Юридическое лицо - предприятие (организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком а суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В) по объектам налогообложения:

1) имущество (движимое, недвижимое);

2) доход (прибыль) от экономической деятельности;

3) операции по реализации товаров, работ, услуг;

4) ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);

5) отдельные виды экономической деятельности;

6) отдельные объекты.

Под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или иной натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с вышеназванными главами Налогового кодекса РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальными предпринимателями признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Г) по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:

1) собственные (закрепленные налоги);

2) регулирующие налоги.

Собственные (закрепленные) налоги, те налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги - разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

Д) по принадлежности к уровню власти и управления:

1) федеральные;

2) региональные;

3) местные.

Федеральные (общегосударственные) налоги - элементы данных налогов определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней.

Отличительной чертой региональных налогов является то, что налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном уровне.

Е) по методу исчисления (от налоговой техники):

1) регрессивные;

2) прогрессивные;

3) пропорциональные;

4) линейные;

5) ступенчатые;

6) твердые (в абсолютной сумме).

Ж )по срокам уплаты:

1) срочные;

2) периодично-календарные.

Плательщики срочного налога уплачивают его в течение определенного срока установленного налоговым законодательством, после совершения какого-либо действия.

Периодично-календарные подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.

З) по порядку введения:

1) общеобязательные;

2) факультативные.

Общеобязательные налоги, те, которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают

Факультативные налоги предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных образований, где они введены.

И) по целевой направленности:

1) абстрактные;

2) целевые.

Абстрактные (общие) налоги, предназначены для формирования доходной части бюджета в целом.

Целевые (специальные) налоги - налоги или сбор, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Поступления от них обычно зачисляются не в государственный бюджет, а в специальные внебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий

К) по порядку и способу исчисления налога:

1) налогоплательщика;

2) налогового агента;

Исчисление налога может осуществляться по:

1) некумулятивной системе

2) кумулятивной системе.

При первой системе обложение налогооблагаемой базы предусматривается по частям, при кумулятивной системе исчисления налога производится нарастающим итогом с начала года. Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов, также их сочетание.

Данная классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы, в составе доходного источника консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов и налоговых групп с показателями, характеризующими финансовое состояние как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизации учета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров.

 

Принципы налогообложения.

Общие принципы налогообложения теоретически разработал и сформулировал
А. Смит, в экономическом учении которого находится аргументация для всех школ современной западной экономической мысли. Взгляды А.Смита в отношении принципов установления налогов изложены в монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов». В качестве основных начал, которыми следует руководствоваться для установления налогов, А.Смит назвал четыре правила, получившие название классических принципов в теории и практике налогообложения.

Первое правило А.Смита требует справедливого распределения налогов в обществе, соразмерности налогов с имуществом или доходом каждого. Поданные государства должны содействовать содержанию правительства в соответствии со своим имуществом, т.е. пропорционально доходу, которым каждый из них пользуется под защитой государства. Другими словами, справедливость обложения по А.Смиту означает всеобщность и пропорциональность в обложении доходов.

Второе правило А.Смита предписывает строгую определенность налога, который должен быть точно определен, а не произволен. Время, вид, способ платежа, сумма – все это должно быть ясно как налогоплательщику, так и другому лицу.

Третье правило А.Смита требует удобности налогообложения для плательщика. Каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, чтобы плательщику было легче внести его.

Второе и третье правила А.Смита не оспаривают приоритета государственных интересов при взимании налогов, а лишь смягчают неизбежное недовольство налогоплательщиков государственным кнутом принуждения, направленного на ограничение их индивидуального потребления.

Четвертое правило ставит целью минимизацию издержек при взимании налогов. Затраты по сбору налогов должны быть многократно меньше, чем сумма налогов.зимании налогов.имизацию издержек ринуждениях интересов при взимании налогов, а лишь смягчают неизбежное недовольство налогопла

Классические принципы налогообложения используются при построении налоговых систем в налоговом законодательстве, но не напрямую, а в различных правилах при установлении, взимании и отмене налогов, при осуществлении мероприятий налогового контроля и применении мер ответственности к налогоплательщикам за несоблюдение налогового законодательства. В этой связи классические принципы преломляются в ряд конкретных принципов, по которым непосредственно строится налоговая методология. Их реализация зависит от налоговой политики правительства.

Используемые в налоговой практике России принципы налогообложения в зависимости от направленности действия и решаемых задач можно разделить на три группы, т.е принципы обеспечивающие:

1) реализацию Конституции РФ;

2) права налогоплательщиков;

3) интересы субъектов государственной власти РФ исходя из федеративного устройства государства.

1. К первой группе относят принципы публичности, приоритетности государственных интересов, законности.

Принцип публичности. В соответствии с этим принципом налоги устанавливаются, открыто и гласно. Налоговая политика должна быть понятна и одобряема обществом, а налоги – иметь общественно-возмездный характер. Цивилизованное государство не может и не должно иметь потребности, отличные от потребностей общества, и не должно расходовать налоговые поступления на антиобщественные цели.

Принцип приоритетности государственных интересов. Целью налогообложения является получение государством дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат, а не принуждение налогоплательщиков к определенному поведению. Каждый гражданин общества имеет право на получение индивидуального дохода, а участие посредством налогов в финансировании государственных расходов представляется одновременно экономией индивидуальных затрат, поскольку финансирование некоторых сфер более эффективно централизованно через государственный бюджет, а не посредством рыночного механизма.

Принцип приоритетности государственных интересов прямо закреплен в Конституции РФ посредством ст. 57, устанавливающей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Принцип законности. Данный принцип также вытекает из ст. 57 Конституции РФ и косвенно отражен в первой части Налогового кодекса РФ (НК РФ). Фактически в нем воплотились основные классические правила налогообложения. Статья 5 НК РФ регулирует вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах, конкретный порядок установления, изменения или отмены налогов и сборов определен законами.

2. Во вторую группу объединены принципы нейтральности, защищенности налогоплательщика, экономического равенства налогоплательщиков, соразмерности налогового бремени.

Принцип нейтральности. Он заключается в правовом равенстве налогоплательщиков и не допускает установления дополнительных или повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика. В России этот принцип закреплен законодательно. Статья 3 НК РФ определяет, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.113 с.)