ТОП 10:

Реформы центрального государственного управления



 

В течение первого десятилетия царствования Александра I было проведено преобразование органов центрального управления. Сенат был восстановлен в качестве верховного органа империи, сосредоточившим в себе высшую административную, судебную и контрольную власть. Он получил право возражать царю против тех его указов, которые будут противоречить существующим законам. Однако первая такая попытка вызвала резкое недовольство императора, а Сенату было указано, что он может делать возражения лишь по ранее изданным законам, а не по настоящим и будущим.

Была проведена министерская реформа. Старые коллегии, созданные еще Петром I уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной. Коллективная ответственность приводила к безответственности, дела в коллегиях скапливались тысячами.

В 1802 г. было учреждено 8 министерств:

· военно-сухопутных сил,

· морских сил,

· внутренних дел,

· иностранных дел,

· юстиции,

· финансов,

· коммерции,

· народного просвещения.

В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. На министерские посты были назначены представители старой екатерининской знати (А.Р. Воронцов, Г.Р. Державин, П.В. Завадовский и др.). Товарищами (заместителями) министров стали «молодые друзья» императора – А.Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, П.А. Строганов.

Первоначально структура и функции министерств еще не были четко определены. Они были утверждены в 1811 г. К этому времени их число увеличилось до 12-ти (добавились министерство полиции, Главное управление путей сообщения, Главное казначейство и др.). Закон точно устанавливал разграничение компетенции министерств, единые принципы их структуры, общий порядок прохождения в них дел и др. В своих действиях министры были подчинены только императору и только перед ним несли ответственность.

Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование аппарата управления.

 

6. План государственных преобразований М.М. Сперанского

 

Михаил Михайлович Сперанский родился в семье бедного сельского священника Владимирской губернии. Он получил основательное образование в Главной духовной семинарии в Петербурге. Он хорошо знал математику, философию, владел 6-ю иностранными языками. Его отличали жесткая логика, систематизация полученных знаний и умение передать их в лаконичной, четкой форме. Самым ценным качеством был глубокий, необычайно подвижный и гибкий, истинно государственный ум.

М.М. Сперанский начинал свою карьеру в качестве домашнего секретаря генерал-прокурора Сената кн. А.Б. Куракина. В 1802 г. он переходит в Министерство внутренних дел. В 1806 г. произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Во время болезни министр, граф В.П. Кочубей стал посылать своего помощника с докладами по министерству к императору. Александр I заинтересовался талантливым чиновником, обладавшим блестящими познаниями и гибким умом. К концу 1807 г. М.М. Сперанский стал одним из ближайших советников императора. Он был назначен товарищем (заместителем) министра юстиции, а затем государственным секретарем. В 1808 – 1811 гг. М.М. Сперанский был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики.

В конце 1808 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому составить план государственный преобразований России. Ему были переданы материалы Негласного комитета, другие проекты и записки, им были изучены конституции и государственное устройство ряда передовых стран. Сперанский часто встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана. Через год проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был готов. Большое влияние на него оказал Гражданский кодекс Наполеона I, несколько лет назад введенный во Франции.

Во введении своего проекта М.М. Сперанский подчеркивал Неотложность преобразований, указывая на революционные потрясения во Франции и других странах. Цель плана заключалась в том, чтобы модернизировать на европейский лад государственное управление путем введения буржуазных норм, но при сохранении самодержавной власти императора.

В основу реформ был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при верховенстве власти императора. План предполагал четкую структуру всех ветвей власти на разных уровнях. В низших административных единицах – волостях, - созывались, по проекту Сперанского, Волостная дума, в которую избирались представители от владельцев недвижимой собственности, а также казенных крестьян. В центре округов (предполагалось в каждой губернии образовать от 2 до 5 округов, которые становились альтернативой уездному делению) создавались Окружные думы из состава Волостных дум, которые, в свою очередь, выбирали депутатов в Губернскую думу, а та – в Государственную думу – центральный законодательный орган. Император назначал Председателя Гос.думы, имел право ее распустить. Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала законодательной инициативой, что существенно ограничивало ее функции и значение. Только император мог вносить на ее обсуждение законопроекты.

На основе принципа выборности формировались первые три инстанции исполнительной власти – Волостные, Окружные и Губернские правления, а также судебной власти - Волостные, Окружные и Губернские суды. В первых трех судебных инстанциях вводились суд присяжных заседателей и гласное судопроизводство. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет, члены которого не избирались, а назначались императором.

Проект М.М. Сперанского разделял все население страны на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга). Политические права предоставлялись только тем, кто владеет недвижимой собственностью, т.е. лицам первых двух сословий. Гражданскими правами наделялись все жители страны. Под ними Сперанский подразумевал личную свободу, право выбора занятий, свободу передвижений и др. наказания могли налагаться только по суду. В проекте обходился молчанием вопрос о существовании крепостного права, однако по другим запискам М.М. Сперанского видно, что он выступал за постепенную его отмену.

Таков был общий замысел преобразований, являющий собой разработку идей самого Александра I. Однако реализовать его оказалось нелегко. В 1810 г. был учрежден Государственный совет в качестве высшего законосовещательного органа при императоре. В его функции входило обсуждение внесенных в него законопроектов, разъяснение смысла уже изданных законов, рассмотрение годовых отчетов министров и т.п. рассмотренные законопроекты вступали в силу закона только после утверждения их императором. В состав Гос.совета входили по должности все министры, а также назначенные пожизненно императором лица из числа высших сановников. В таком виде Государственный совет просуществовал до 1906 г., окончательно он был упразднен в 1917 г. Учреждением Гос.совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов центрального управления в начале XIX в.

Дальнейшие планы реформ встретили мощное противодействие со стороны консервативного дворянства. Противником дальнейших преобразований выступил только что образованный Государственный совет. Реформа Сената не была осуществлена, хотя долго обсуждалась. При этом, ни одна из проведенных реформ не затрагивала политических основ феодально-абсолютистского строя.

Негативное восприятие готовившихся преобразований было спровоцировано рядом частных законов, разработанных М.М. Сперанским и ущемлявшими интересы широких слоев дворянства, чиновничества, аристократии. Недовольство вызвали закон 1809 г. «О чинах», а также финансовая реформа. По первому закону, в целях повышения грамотности и профессионального уровня чиновников требовалось, чтобы, начиная с VIII класса «табели о рангах» (чин коллежского асессора) чины присваивались только при наличии университетского образования или сдаче экзамена в объеме университетского курса. Реализация указа отстраняла от «доходных» мест множество безграмотных чиновников, открывая путь к карьере молодым людям с университетским образованием.

Из-за почти непрерывных войн, которые вела Россия в начале XIX в. ее финансы находились в расстроенном состоянии. Александр I поручил М.М. Сперанскому оздоровление финансовой системы. Были сокращены государственные расходы, повышены налоги, проданы в частные руки часть казенных имений. Кроме того, Сперанский пошел на введение налога на помещичьи имения. Осуществление этих крайне непопулярных мер дало положительные результаты. В 1812 г. государственные доходы увеличились более чем вдвое. Но недовольство личностью М.М. Сперанского сильно возросло. В столичных кругах ходили самые невероятные сплетни о нем.

Недовольство дворянства преобразованиями М.М. Сперанского и вообще политикой Александра I нашло выражение в составленной в 1811 г. Н.М. Карамзиным записке на имя царя «О древней и новой России». В ней автор доказывал, что судьба России и ее величие зависят от могущества самодержавия. Карамзин писал, что «в России государь есть живой закон». Он протестовал против «излишней любви к государственным преобразованиям», требовал защиты прав и привилегий дворянства, как важнейшей опоры самодержавной власти.

Дворянская оппозиция представляла реальную угрозу для Александра I, кроме того, грядущая война с Наполеоновской Францией заставляла его идти на уступки дворянству ради сохранения политической стабильности. В марте 1812 г. Сперанский без суда был сослан в Нижний Новгород, а затем Пермь. Лишь в 1816 г. он был прощен. В последнее десятилетие царствования Александра I Сперанский занимал должности пензенского губернатора, Генерал-губернатора Сибири. В 1821 г. он был возвращен в Петербург, где стал членом Государственного совета. Из ссылки Сперанский вернулся с иным политическим опытом и убеждениями.

 

Тема 3: Внешняя политика России в 1801 – 1812 гг.

План:

1. Русско-французские отношения. Участие России в антифранцузских коалициях.

2. Европейское направление во внешней политике России в 1808 – 1811 гг.

3. Восточный вопрос во внешней политике России в начале XIX в.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.006 с.)