Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восшествие на престол Александра I↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Восшествие на престол Александра I В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. произошел последний в истории России дворцовый переворот. Недовольные деспотическим правлением заговорщики из числа высшей знати убили императора Павла I. Его старший сын и приемник на престоле Александр I знал о готовящемся заговоре (но не убийстве), но не воспрепятствовал ему. Александр I вступил на престол в возрасте 23 лет. Он получил основательную по тем временам подготовку к управлению государством. Его воспитанием руководила сама Екатерина II. Большое влияние на его взгляды и жизненные ценности оказал приглашенный из Швейцарии учитель Ф.С. Лагарп, приверженец идей просвещения, республиканец по взглядам. Необходимость лавирования между взаимно враждовавшими императрицей Екатериной II и ее наследником Павлом Петровичем, развила в нем такие качества характера, как скрытность, недоверчивость в людям, осторожность. Он обладал приятными манерами, умел очаровывать собеседников, расположить к себе людей различных взглядов и убеждений. В политике Александр I, по словам шведского дипломата Г. Лагербьелке, был «тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская». Вместе с тем, современники также отмечали его упрямство, подозрительность, большое самолюбие, а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирожденного самовластия». Наряду со всем сказанным необходимо признать, что стиль управления Александра I отличался демократическими тенденциями. По вступлении на престол Александр I в своем манифесте заявил, что будет править «по законам и по сердцу… августейшей бабки нашей Екатерины Великой». Были восстановлены действия «Жалованных грамот» дворянству и городам, дворянство было освобождено от телесных наказаний, введенных Павлом I, была упразднена Тайная экспедиция Сената. Объявлялась амнистия политическим ссыльным, отменен запрет на ввоз из-за границы иностранных книг и журналов и т.п. Александр I торжественно провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Все эти заявления имели большой общественный резонанс.
Крестьянский вопрос
Наличие в России крепостного права было одним из главных препятствий либеральных преобразований. Однако большинство помещиков было заинтересовано в сохранении крепостного права. Свое личное отношение к крестьянской проблеме Александр I продемонстрировал сразу по вступлению на престол. Он прекратил раздачу государственных крестьян частную собственность, что широко практиковалось ранее. Однако это не означало, что казенные крестьяне впредь были гарантированы от перевода их на положение крепостных. Государственные крестьяне продавались в частные руки, их сдавали в аренду, переводили в разряд удельных, приписывали к казенным фабрикам и заводам, обращали в военных поселян. В 1801 г. вышло несколько царских указов по крестьянскому вопросу. Было запрещено публиковать в печати объявления о продаже крепостных без земли и с дроблением семей. Также было разрешено купцам, мещанам и государственным крестьянам приобретать в собственность ненаселенные земли. Тем самым разрушалась монополия дворянства на земельную собственность. Это положило начало буржуазному землевладению в России. Более существенным шагом по пути решения крестьянского вопроса стал указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Он предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп по обоюдному согласию с помещиком. Крестьяне выкупали как свою личность, так и земельные наделы, которыми они пользовались. При этом указ не имел обязательной силы; он не обязывал помещиков, а призывал их освобождать своих крепостных крестьян. Изданием данного указа Александр I рассчитывал на добрую волю помещиков, на их заинтересованность (они могли получить от крестьян больший выкуп за землю, чем при продаже их в другие руки). Освобожденные на основании этого указа крестьяне, которые получали наименование вольных хлебопашцев, не выходили из податного сословия: они по-прежнему уплачивали подушную подать, несли другие государственные повинности, включая и рекрутскую. Однако владельцы крепостных крестьян отнеслись к этому указу настороженно, т.к. увидели в нем проявление государственного вмешательства в их наследственные права. За все время царствования Александра I на волю выкупились 47 тыс. душ мужского пола крестьян или менее 0,5% от всего количества. Были также изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Запрещалось продавать крепостных на ярмарках (1808 г.), отменялось право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. В 1804 – 05 гг. был проведен начальный этап аграрной реформы в Латвии и Эстонии. Крестьяне, имевшие земельные наделы, объявлялись их пожизненными и наследственными держателями, но при этом они были обязаны помещику отбывать барщину и платить оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами.
4. Преобразования в области просвещения и цензуры Наиболее плодотворными были усилия верховной власти в области образования. В начале XIX в. просвещение понималось в смысле воспитания «новой гражданственности» посредством школы. В соответствии с представлениями эпохи Просвещения Александр I и передовая общественность полагали, что образование народа способно привести к прогрессивным преобразованиям или подготовить их. Распространение просвещения имело и другую цель. В начале XIX в. безграмотность в России была распространена не только в низших сословиях, но и среди духовенства, купечества, чиновничества и провинциального дворянства. Требовались подготовленные чиновники для обновленного государственного аппарата, а также квалифицированные специалисты для промышленности и торговли. В течение 1803 – 04 гг. проводилась реформа народного просвещения. В основу образовательной системы были положены принципы бессословности, преемственности учебных программ между различными ступенями образования. В стране вводилась следующая система учебных заведений: · начальная школа – одногодичные приходские училища в сельской местности и трехклассные уездные училища в городах; · средняя школа – шестиклассные гимназии, в губернских городах – губернские училища; · высшая школа – университет. Наряду с существующим Московским университетом в начале XIX в. был восстановлен университет в Дерпте (совр. Тарту), а также открыты новые в Вильно, Харькове, Казани. Был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Каждый университет получил Устав, по которому ему предоставлялась широкая автономия: выборность ректора и профессуры, невмешательство полиции и администрации, собственный университетский суд. Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых Попечителями, которых назначал император. Попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. Наряду с государственными открывались частные, как правило, привилегированные средние учебные заведения – лицеи и пансионы (в Ярославле – Демидовский лицей, в Одессе – Ришельевский, а также лицей в Царском селе). Кроме того, было положено начало высшему специальному образованию – открыты Институт инженеров путей сообщения в Петербурге и коммерческое училище в Москве. В 1804 г. был принят Цензурный устав, который считается самым либеральным в России XIX в. Он гласил, что цензура служит «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Авторы и издатели получали право обжалования действий цензоров. Цензурные послабления в первые годы царствования Александра I способствовали расширению издательской деятельности. Появился ряд новых журналов, увеличилось издание переводов иностранной литературы. В это время были изданы произведения известных западноевропейских просветителей – Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, А. Смита и других, которые оказали большое влияние на формирование будущих декабристов. Однако вскоре последовали изменения в цензурной практике в сторону ужесточения. Появившиеся в 1810 г. министерство полиции взяло на себя некоторые цензурные функции.
Бородинское сражение. Генеральное сражение Кутузов решил дать у села Бородино, в 120 км. от Москвы. Выбранная позиция позволяла на узком фронте перерезать две основные дороги на Москву – Новую и Старую Смоленскую. Пересеченный характер местности затруднял противнику осуществить широкий маневр или обход российской армии, позволял удачно установить артиллерию и скрыть часть войск. Кутузов рассчитывал на подход крупных подкреплений. Ближайшей его задачей было приостановить дальнейшее продвижение французских войск на Москву. Наполеон с первых дней войны искал генерального сражения с российской армией. Он не думал о возможной неудаче, считал, что Москва будет конечной точкой русской компании, где он продиктует Александру I победоносный мир. При Бородине он рассчитывал сбить российские войска с занятых позиций, отбросить их в «мешок» при слиянии рек Колочи и Москвы и разгромить. Французская армия при Бородине насчитывала 130 – 135 тыс.чел-к (у Троицкого – 133,8 тыс.) при 587 орудиях. Российская армия насчитывала около 150 тыс. человек (у Троицкого – 154,8 тыс.)[2][4] и 640 орудий, при этом около 40 тыс. приходилось на ополченцев и казаков. Обещанное генерал-губернатором Москвы Ф. В. Ростопчиным крупное подкрепление не прибыло. Т.о., у Бородина силы противников были примерно равны. План сражения. Кутузов расположил свои силы следующим образом. На правом фланге, вдоль р. Колочи, стояли войска 1-ой армии, которые закрывали Новую Смоленскую дорогу. Левый фланг и центр находились на открытой местности. Поэтому для их укрепления сооружались земляные стреловидные сооружения – Семеновские флеши (по названию с. Семеновское). В центре была поставлена укрепленная артиллерийская батарея (Раевского). Впереди позиции находился Шевардинский рейдут, который, по всей видимости, должен был задержать продвижение и перегруппировку сил противника. 24 августа находящиеся здесь российские войска взяли на себя первый удар противника, после чего были вынуждены отступить. Бородинское сражение произошло 26 августа (7 сентября) 1812 г. Наступательная инициатива в нем принадлежала Наполеону. Ему удалось создать на всех пунктах атаки численное превосходство, заставляя россиян отражать атаки вдвое, втрое превосходящих сил. Главный удар был нанесен на левом фланге. Дважды Семеновские флеши переходили из рук в руки. После смертельного ранения генерала Багратиона, российские войска были отведены. В то же время происходила борьба за находящуюся с центре батарею Раевского, которая также переходила из рук в руки. Ее последний захват наполеоновскими войсками был отсрочен рейдом в тыл французов российской кавалерии Ф.П. Уварова и казаков М.И. Платова. К исходу дня резервы были исчерпаны. Российские войска отступили на 1 км., но прорвать их оборону французским частям не удалось. Они прекратили сражение и были отведены на исходные позиции. Итоги сражения. Потери обеих сторон в Бородинском сражении были огромны. Французы потеряли около 35 тыс. человек, российская армия – 35 тыс. Ни Наполеон, ни Кутузов не достигли поставленных целей. Французский император не добился разгрома российской армии и победоносного завершения войны. Кутузов не смог отстоять Москву. Это не помешало обеим сторонам объявить о победе в сражении. Тем не менее, Бородинское сражение стало моральной победой российской армии. 1. Было разрушено представление о непобедимости Наполеона. При Бородине были разбиты лучшие его силы, благодаря чему, в дальнейшем, был подготовлен переход инициативы в руки российских войск. 2. Поднялся боевой дух российской армии. 3. рухнули надежды французских солдат на скорое окончание этой изнурительной войны вдали от дома, усилилось недовольство длительностью похода и, в целом, бесконечными войнами.
Восшествие на престол Александра I В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. произошел последний в истории России дворцовый переворот. Недовольные деспотическим правлением заговорщики из числа высшей знати убили императора Павла I. Его старший сын и приемник на престоле Александр I знал о готовящемся заговоре (но не убийстве), но не воспрепятствовал ему. Александр I вступил на престол в возрасте 23 лет. Он получил основательную по тем временам подготовку к управлению государством. Его воспитанием руководила сама Екатерина II. Большое влияние на его взгляды и жизненные ценности оказал приглашенный из Швейцарии учитель Ф.С. Лагарп, приверженец идей просвещения, республиканец по взглядам. Необходимость лавирования между взаимно враждовавшими императрицей Екатериной II и ее наследником Павлом Петровичем, развила в нем такие качества характера, как скрытность, недоверчивость в людям, осторожность. Он обладал приятными манерами, умел очаровывать собеседников, расположить к себе людей различных взглядов и убеждений. В политике Александр I, по словам шведского дипломата Г. Лагербьелке, был «тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская». Вместе с тем, современники также отмечали его упрямство, подозрительность, большое самолюбие, а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирожденного самовластия». Наряду со всем сказанным необходимо признать, что стиль управления Александра I отличался демократическими тенденциями. По вступлении на престол Александр I в своем манифесте заявил, что будет править «по законам и по сердцу… августейшей бабки нашей Екатерины Великой». Были восстановлены действия «Жалованных грамот» дворянству и городам, дворянство было освобождено от телесных наказаний, введенных Павлом I, была упразднена Тайная экспедиция Сената. Объявлялась амнистия политическим ссыльным, отменен запрет на ввоз из-за границы иностранных книг и журналов и т.п. Александр I торжественно провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Все эти заявления имели большой общественный резонанс.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 3186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.123 (0.011 с.) |