Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Негласный комитет и Непременный советСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вступив на престол, Александр I не имел четкой программы политических действий. Необходимо было не только устранить последствия деспотического правления Павла I, но и усовершенствовать государственный строй в новой исторической обстановке, когда приходилось считаться с идеями Просвещения и Великой французской буржуазной революции. Либеральные идеи разделял и сам Александр I. Необходимо было определить приоритетность государственных преобразований, создать благоприятное отношение к ним дворянства. В первые годы правления Александра I разработкой политической программы занимались два совещательных органа – Непременный совет и Негласный комитет. Первый из них был образован в марте 1801 г. по списку, который составил сам император. В него вошли 12 сановников екатерининской эпохи. Этот орган должен был олицетворять верность политическому курсу Екатерины II. В отличие от Непременного совета Негласный комитет не был официальным учреждением. Однако в первые годы царствования Александра I он имел значительный вес и в основных чертах определял программу преобразований. Он состоял из молодых друзей императора – В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А.Е. Чарторыйского. Этот дружеский кружок сложился еще в 1797 г. Участники кружка рассуждали о необходимости устранения деспотизма в России, отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республики. С воцарением Александра I тон их разговоров несколько изменился. Обсуждали состояние управления империей, крестьянский вопрос, систему образования и вопросы внешней политики. При этом исходили из основ незыблемости самодержавия. Негласный комитет продолжал свою деятельность до 1803 г. включительно. Летом 1801 г. Негласный комитет обсуждал т.н. «Жалованную грамоту Российскому народу», которую предполагалось обнародовать в день коронации Александра I. Документ, с одной стороны, подтверждал привилегии дворянства, с другой, провозглашал демократические свободы (мысли, исповедания, слова, неприкосновенность личности). Несмотря на свою противоречивость, «Грамота» могла стать историческим документом, декларирующим соблюдение прав личности. В документе также заявлялось о намерении верховной власти облегчить положение крепостных крестьян и упорядочить систему управления. Однако, Александр I и некоторые участники Негласного комитета посчитали «Грамоту» несвоевременной. Эти изменения могли, по их мысли, подорвать устои самодержавной власти, чего император не хотел допустить. В 1801 г. на рассмотрение Непременному совету император предложил законопроекты, ограничивающие злоупотребления помещиков их властью над крепостными крестьянами. Однако, отрицательное отношение дворянства, в том числе высшей аристократии, привели к тому, что эти законопроекты были отклонены. В целом, обсуждения в Негласном комитете и Непременном совете вопросов внутренней политики, а также реформы начала царствования Александра I свидетельствовали о намерении верховной власти продолжить, взятый еще в XVIII в., курс на превращение России в передовую европейскую страну. Император и его советники полагали, что достигнуть прогресса можно посредством политических реформ, а также с помощью развития просвещения и политической культуры населения. Поэтому первоначально преобразования велись в этих направлениях.
Крестьянский вопрос
Наличие в России крепостного права было одним из главных препятствий либеральных преобразований. Однако большинство помещиков было заинтересовано в сохранении крепостного права. Свое личное отношение к крестьянской проблеме Александр I продемонстрировал сразу по вступлению на престол. Он прекратил раздачу государственных крестьян частную собственность, что широко практиковалось ранее. Однако это не означало, что казенные крестьяне впредь были гарантированы от перевода их на положение крепостных. Государственные крестьяне продавались в частные руки, их сдавали в аренду, переводили в разряд удельных, приписывали к казенным фабрикам и заводам, обращали в военных поселян. В 1801 г. вышло несколько царских указов по крестьянскому вопросу. Было запрещено публиковать в печати объявления о продаже крепостных без земли и с дроблением семей. Также было разрешено купцам, мещанам и государственным крестьянам приобретать в собственность ненаселенные земли. Тем самым разрушалась монополия дворянства на земельную собственность. Это положило начало буржуазному землевладению в России. Более существенным шагом по пути решения крестьянского вопроса стал указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Он предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп по обоюдному согласию с помещиком. Крестьяне выкупали как свою личность, так и земельные наделы, которыми они пользовались. При этом указ не имел обязательной силы; он не обязывал помещиков, а призывал их освобождать своих крепостных крестьян. Изданием данного указа Александр I рассчитывал на добрую волю помещиков, на их заинтересованность (они могли получить от крестьян больший выкуп за землю, чем при продаже их в другие руки). Освобожденные на основании этого указа крестьяне, которые получали наименование вольных хлебопашцев, не выходили из податного сословия: они по-прежнему уплачивали подушную подать, несли другие государственные повинности, включая и рекрутскую. Однако владельцы крепостных крестьян отнеслись к этому указу настороженно, т.к. увидели в нем проявление государственного вмешательства в их наследственные права. За все время царствования Александра I на волю выкупились 47 тыс. душ мужского пола крестьян или менее 0,5% от всего количества. Были также изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Запрещалось продавать крепостных на ярмарках (1808 г.), отменялось право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. В 1804 – 05 гг. был проведен начальный этап аграрной реформы в Латвии и Эстонии. Крестьяне, имевшие земельные наделы, объявлялись их пожизненными и наследственными держателями, но при этом они были обязаны помещику отбывать барщину и платить оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами.
4. Преобразования в области просвещения и цензуры Наиболее плодотворными были усилия верховной власти в области образования. В начале XIX в. просвещение понималось в смысле воспитания «новой гражданственности» посредством школы. В соответствии с представлениями эпохи Просвещения Александр I и передовая общественность полагали, что образование народа способно привести к прогрессивным преобразованиям или подготовить их. Распространение просвещения имело и другую цель. В начале XIX в. безграмотность в России была распространена не только в низших сословиях, но и среди духовенства, купечества, чиновничества и провинциального дворянства. Требовались подготовленные чиновники для обновленного государственного аппарата, а также квалифицированные специалисты для промышленности и торговли. В течение 1803 – 04 гг. проводилась реформа народного просвещения. В основу образовательной системы были положены принципы бессословности, преемственности учебных программ между различными ступенями образования. В стране вводилась следующая система учебных заведений: · начальная школа – одногодичные приходские училища в сельской местности и трехклассные уездные училища в городах; · средняя школа – шестиклассные гимназии, в губернских городах – губернские училища; · высшая школа – университет. Наряду с существующим Московским университетом в начале XIX в. был восстановлен университет в Дерпте (совр. Тарту), а также открыты новые в Вильно, Харькове, Казани. Был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Каждый университет получил Устав, по которому ему предоставлялась широкая автономия: выборность ректора и профессуры, невмешательство полиции и администрации, собственный университетский суд. Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых Попечителями, которых назначал император. Попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. Наряду с государственными открывались частные, как правило, привилегированные средние учебные заведения – лицеи и пансионы (в Ярославле – Демидовский лицей, в Одессе – Ришельевский, а также лицей в Царском селе). Кроме того, было положено начало высшему специальному образованию – открыты Институт инженеров путей сообщения в Петербурге и коммерческое училище в Москве. В 1804 г. был принят Цензурный устав, который считается самым либеральным в России XIX в. Он гласил, что цензура служит «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Авторы и издатели получали право обжалования действий цензоров. Цензурные послабления в первые годы царствования Александра I способствовали расширению издательской деятельности. Появился ряд новых журналов, увеличилось издание переводов иностранной литературы. В это время были изданы произведения известных западноевропейских просветителей – Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, А. Смита и других, которые оказали большое влияние на формирование будущих декабристов. Однако вскоре последовали изменения в цензурной практике в сторону ужесточения. Появившиеся в 1810 г. министерство полиции взяло на себя некоторые цензурные функции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.177.180 (0.007 с.) |