Основные факторы формирования российского рынка труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы формирования российского рынка труда



Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведения обследований населения), российский рынок труда во многом еще не сложился, в нем слабо действуют рыночные регуляторы и движущие силы, он остается разбалансированным по основным параметрам.

Главная причина - сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов.

Одно из обстоятельств, затрудняющих формирование рынка труда, - существование многих градообразующих предприятий. Их в настоящее время в России насчитывается более 400, подавляющая часть которых относится к оборонному комплексу, испытывающему особые экономические трудности.

Разбалансированность рынка труда усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспективных, с точки зрения сбыта продукции, отраслей (угольная промышленность, частично сельское хозяйство и легкая промышленность). Другим аспектом несбалансированности рынка труда является завышенная потребность населения в рабочих местах в силу низких доходов и отсутствия денежных накоплений (количественный аспект), а также обусловленный такой потребностью повышенный приток на рынок труда лиц пенсионного возраста, женщин с детьми, что ухудшает состав занятых, и несоответствие профессионально-квалификационных характеристик экономически активного населения структуре рабочих мест и тенденциям ее изменения (качественный аспект).

В современный период перехода к рыночной экономике рынок труда в России неоднороден. Его можно подразделить на «открытый» и «скрытый».

Открытый рынок труда состоит из официально организованной и неофициальной частей, охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторе. Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в Федеральной службе занятости, и ученические места - в системе формального профобразования. Неофициальная часть - учебные места для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не пользуются услугами органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Их взаимоотношения осуществляются путем прямых контактов с работодателями и различного рода посредническими негосударственными структурами.

Скрытый рынок труда - это работники, сохраняющие статус занятых на условиях договора или контракта, но имеют большую вероятность потерять работу, а также избыточный резерв рабочей силы на предприятиях в предкризисный период.

Психологическая неподготовленность к происходящим переменам работников и работодателей породили ситуацию, когда при относительно незначительном росте открытого рынка труда происходит колоссальное непропорциональное увеличение объема скрытого труда. Они соотносятся на сегодня как 1:5.

Правительство стремится минимизировать рамки официального рынка труда в условиях, когда ограничены возможности финансовой и материально-технической базы. Оно пытается переложить часть функций по смягчению социальных последствий перехода к рынку на администрацию предприятий и трудовые коллективы. Последние используют для этого разнообразные методы: сохранение рабочего места с временной приостановкой оплаты труда или частичной выплатой заработной платы, организация переподготовки кадров на производстве и т.д.

Вследствие недостаточного со стороны государства регулирования процессов общественного воспроизводства (создания новых рабочих мест, структурной перестройки, стимулирования мелкого производства, закрытия нерентабельных предприятий) объем скрытого рынка увеличивается и носит застойный характер.

В условиях дальнейшего спада производства и падения уровня жизни населения в любой момент может произойти спонтанный выброс рабочей силы со скрытого рынка труда и переполнение ею открытого в силу неподготовленности инфраструктуры последнего к обеспечению людей работой, возможностью переобучения или получения пособия.

Российскому рынку труда присуще явление вторичной занятости. Одной из причин вторичной занятости является низкий уровень жизни населения. Вторичная занятость наиболее характерна для мужчин, работников более молодых возрастов, а также лиц с более высоким образовательным уровнем, т.е. для работников с повышенной профессиональной и трудовой мобильностью.

Сравнительно невысокая доля занятых дополнительной работой объясняется ограниченными возможностями многих желающих увеличить свой доход. Около 40% занятых не в состоянии работать дополнительно в силу ряда причин: отсутствие свободного времени, психофизиологического потенциала, стартового капитала, знаний, образования.

В качестве фактора, предопределяющего характер и формы занятости работников, их трудовую активность, выступает трудовая мотивация, отношение к труду.

Структура мотивации в последнее время изменилась: уменьшилась доля работников с высоким уровнем мотивации, которая характерна в основном для высококвалифицированных специалистов, значительно увеличилась доля работников, рассматривающих труд как источник средств к существованию (около 60%). Однако экономические реформы влияют на мотивацию труда не столь однозначно: несмотря на негативные изменения в структуре мотивации труда, значительно расширились возможности самореализации и проявления самостоятельности. Причем повышение инициативы характерно на только для собственников предприятий, но и для миллионов участников малого бизнеса. Проявление повышенной социально-экономической и трудовой активности в большей степени характерно для сферы торговли и обслуживания. Рост трудовой активности и изменение мотивации труда являются одной из важнейших причин, снижающих негативные последствия социально-экономического кризиса.

Основными причинами повышения трудовой мотивации граждан являются: во-первых, появление сфер деятельности, где можно больше заработать. Во-вторых, увеличение трудовой активности связано с появлением возможности иметь дополнительный доход, который можно без труда реализовать в отсутствии товарного дефицита. Низкий уровень жизни, в том числе неразвитость сферы услуг, является третьей причиной изменения трудовой активности населения. Однако, несмотря на снижение уровня жизни, даже обнищание части населения страны за последние годы, трудовая активность населения в целом по стране остается невысокой.

Наиболее бедные слои населения, не проявляют стремления к росту трудовой активности из-за наличия объективных факторов: ограниченной трудоспособности (особенно характерной для лиц предпенсионных возрастов), сложности совмещения работы с воспитанием детей - что присуще многодетным, а также неполным семьям.

Что касается среднего класса, то повышение его трудовой активности регламентируется, с одной стороны, недостаточностью образовательного и профессионального уровня, не соответствующих спросу на рынке труда, отсутствием накоплений, необходимых для обеспечения самозанятости, психологической неподготовленностью. С другой стороны, - отсутствует личная материальная заинтересованность в связи с несоответствием размера заработной платы стоимости издержек воспроизводства рабочей силы.

Практические задания по теме 2

Задание 1. Дайте сравнительный анализ различных моделей рынков труда при совершенной и несовершенной конкуренции. Выделите их достоинства и недостатки. Имеют ли место эти модели на рынке труда в России? Перечислите эти модели и назовите их характеристики. Далее дайте их анализ, руководствуясь следующим примером.

Например. Существуют различные модели рынка труда. Модель монопсонии – это такая модель, при которой имеется один крупный показатель рабочей силы.

Недостаток этой модели – фирма диктует свою ставку заработной платы, как правило, низкую, так как наемному работнику больше некому предложить свой трудотовар. При этом фирма максимизирует свою прибыль за счет сокращения затрат на оплату труда, у работодателя нет стимула улучшать организацию труда, условия труда, механизировать труд и т.д. В России эта модель имеет место в шахтерских поселках, закрытых городках военно-промышленного комплекса, населенных пунктах Дальнего Востока и пр.

Задание 2. Сделайте небольшой доклад на тему: «Как найти свое место на рынке труда» по следующей схеме:

- понятие рынка труда

- особенности трудотовара

- механизм формирования цены на трудотовар

- какие качества необходимы человеку, чтобы преуспеть на рынке труда

- по каким критериям следует выбирать профессию

- как следует относиться к переобучению

Задание 3. Дайте сравнительный анализ рынка труда в России и в странах с развитой рыночной экономикой по схеме:

- особенности рынка труда в России, не присущие развитым странам

- какие модели рынка труда присущи России

- какие перспективы дальнейшего развития российского рынка труда

Вопросы для самоконтроля по теме 2

1. Что такое рынок труда?

2. Основные субъекты рынка труда?

3. Как формируется цена на товар «рабочая сила»?

4. В чем отличие внутренних рынков труда от внешних?

5. Назовите характерные особенности рынка труда при совершенной конкуренции

6. Каковы характерные особенности рынка труда при несовершенной конкуренции?

7. Назовите основные модели рынка труда при несовершенной конкуренции.

 

Тесты по теме 2

Тест 1.Как изменяется цена товара «рабочая сила» при превышении спроса над предложением

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменится?

 

Тест 2. О какой модели рынка труда идет речь в случае, когда ни предприниматели, ни рабочие не имеют возможности влиять на ставку заработной платы

а) рынок труда при совершенной конкуренции;

б) рынок труда при несовершенной конкуренции;

в) внутренний рынок?

 

Тест 3. О какой модели рынка труда идет речь, когда количество работающих на данной фирме составляет основную часть занятых конкретным видом труда

а) монопсония;

б) монополия;

в) двусторонняя монополия?

 

Тест 4. Какой из типов рынков труда в большей степени обуславливает безработицу

а) внутренний;

б) внешний;

в) комбинированный?

 

Тест 5. Имеют ли место факты монопсонии на рынке труда в России

а) имеют;

б) не имеют;

в) имеют частично?

 

Тема 3. Занятость населения и пути ее регулирования

Цель данной темы - ознакомить студентов с основными теоретическими положениями в области регулирования занятости населения.

После изучения данной темы студент должен знать:

- принципы отнесения граждан к экономически активному и экономически неактивному населению

- критерии, формирующие понятие «занятость»

- какие категории населения относятся к занятым гражданам

- модели управления занятостью и пути ее регулирования

План темы:

1. Понятие занятости. Формы занятости

2. Модели управления занятостью

3. Пути регулирования занятости

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.015 с.)