Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГЛАГОЛ Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов Распределить глаголы по следующим семантическим группам: глаголы конкретного физического действия, созидания, разрушения,, восприятия, физического состояния, психического состояния, изменения состояния, проявления и становления признака, отношения, бытия, рода деятельности лица, обладания и принадлежности, глаголы движения, размещения в пространстве, звучания, речи, мысли, волеизъявления, желания, поведения и т.д.). Отметить глаголы, у которых в связи с лексической многозначностью изменяется семантическая группа. Белить, блестеть, болеть, глохнуть, говорить, грустить, дремать, жалеть, заботиться, идти, краснеть, мечтать, мокнуть, ненавидеть, охать, петь, плавать, плясать, презирать, прибежать, просыпаться, рассветать, сидеть, спать, стариться, уважать, думать, полагать, понимать, видеть, беспокоиться, стоять, журчать, булькать, плотничать, белеть, любить, боготворить, озорничать, приказать, построить, распилить, сшить, помышлять, сообщать, существовать, ютиться, бодрствовать, сердиться, раскрыть. Выделить в предложениях неопределенную форму глагола, определить синтаксическую роль этой формы. Выделить формообразующие элементы в неопределенной форме глагола. 1. Родить – трудно, научить человека добру еще труднее (М.Горький). 2. [Долохов] поднял пистолет и стал целиться (Л.Толстой). 3. Тут я встал и давай шагать (М.Горький). 4. Ты знаешь, я владеть стрелою могу (Лермонтов). 5. Соседи … ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон (Пушкин). 6. Яков-то, того … помирать хочет (М.Горький). 7. Охота странствовать напала на него (Грибоедов). 8. Они уговорились встретиться назавтра (Павленко). 9. На станичном сборе старики решили отправить его на службу за счет войска (Шолохов). 10. Тьма еще была непроглядная в лесу, но идти уже стало легче (Семенов). 11. Ночью будешь кипятить отвар да греть руку (Иванов). 12. Только уважая учителя, можешь сам стать учителем (Пословица). 13.Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь (Заболоцкий). 14. Хлеб надо беречь как святыню (Буков). 15. Чичиков ушел в комнату одеться и умыться (Гоголь). Определить спряжение глаголов, дописать окончания. Определите, что является показателем спряжения глаголов, данных в предложениях. 1. Вот уж снег последний в поле та…т, теплый пар восход…т от земли. И кувшинчик синий расцвета…т, и зовут друг друга журавли (А.Толстой). 2. Кто говорит, тот се…т, кто слуша…т, тот собира…т (Пословица). 3. Смотр…т все, вид…т немногие (Пословица). 4. Если люб…шь и вер…шь, все дороги ясны, океаны измер…шь, долет…шь до луны (Островой). 5. Словами, что листьями, стел…т, а делами, что иглами, кол…т (Пословица). 6. Только что пойманные синицы бьются отчаянно: они меч…тся, кричат, шипят, пробу…т выломать спицы, клювом долбят дерево клетки (С.-Ценский).7. Еще в полях беле…т снег, а воды уж весной шумят – бегут и будят сонный брег, бегут, и блещ…т, и гласят….(Тютчев). 8. На час опозда…шь – годом не наверста…шь (Пословица). 9. Хоч…шь есть калачи, так не сиди на печи (Пословица). 10. Кругом расстила…тся вода. Вот вид…шь, как на островке суетятся зайцы, становятся столбиками, замира…т (Песков). 11. Вот бега…т дворовый мальчик…(Пушкин). 12. Снегири, как и воробьи, держ…тся зимой около дома (Песков). 13. Там ветер маш…т вольными крылами… (Лермонтов) 14. Тучи без конца, дождик так и льется, лужи у крыльца. (Плещеев). 15. Та..т, сия…т луна в облаках (Бунин). 16. Долго на листьях лежит ночи мороз, и сквозь лес холодно как-то гляд…т ясность прозрачных небес… (Майков). Две основы глагола. Классы глаголов Выделить в глаголах основы инфинитива, прошедшего времени, настоящего (будущего) времени. Отметить случаи, когда основа инфинитива не совпадает с основой прошедшего времени, когда основа инфинитива совпадает с основой настоящего времени. Заполнить таблицу. Беречь, беспокоиться, бледнеть, брести, везти, вести, влюбляться, грести, гулять, деть, заняться, зимовать, кончить, лезть, написать, отвыкнуть, отбить, отпереть, охрипнуть, пасти, петь, погаснуть, подмигнуть, полоскать, прицелиться, прогреть, растереть, ржаветь, скрести, сохнуть, сплести, стричь, украсть, шить.
5. а) Определить, от какой глагольной основы образованы глагольные формы: пишут, писал, напиши, прочитай, пишущий, читающий, читаемый, читая, споете, спела, спой, учиться, выучив, пробегу, пробежавший, рисованный, рисуемый, отбивший, отобьет, испекся, отзовись, разотрут, гребут. б) Установить, сколько глаголов и сколько основ каждого глагола использовано при образовании данных форм: сидя, сел, садись, севший, сидит, садящийся, сиди, сядет, сидящий, садясь, сидим, сядем, сядь; ляжет, ложись, лежит, лежа, ляг, лежащий, лежал, ложился, ложась, ложусь, ложившийся, лежи. Категория вида Категория наклонения
19. Определить наклонение глаголов. Определить значения и особенности образования форм наклонения. I. 1. Когда роешься в книгах – время течет незаметно (М.Горький). 2. Встает заря во мгле холодной; на нивах шум работ умолк; с своей волчихою голодной выходит на дорогу волк… (Пушкин). 3. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой (Пушкин). 4. Ранними летними росами выйдем мы в поле гулять… Будем звенящими косами сочные травы срезать (Блок). 5. Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако (Короленко).6. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат: пусть солдаты немного поспят (Фатьянов). 7. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (Пушкин). 8. Пусть пылает лицо, как поутру заря (Кольцов). 9. Ударь в свои струны, певец, зови свою музу… (Дрожжин). 10. Давайте работать до седьмого пота над поднятием количества, над улучшением качества (Маяковский). 11. Ну, теперь пойдемте в гостиную, - ласково проговорил Радилов (Тургенев). 12. Да здравствуют музы, да здравствует разум! (Пушкин). 13. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. 14. Хотят ли русские войны? Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей (Евтушенко). 15. Не плачьте же, я не хочу, чтобы вы плакали, - сказала Настенька, быстро вставая со скамейки, - пойдемте, встаньте (Достоевский). II. 1. Скорей! Пошел, пошел, Андрюшка! (Пушкин). 2. Хоть убей, следа не видно; сбились мы (Пушкин). 3. Щепотки волосков лиса не пожалей – остался б хвост у ней (Крылов). 4. Знай я ремесло – жил бы в городе (М.Горький). 5. Добряга, чего не попроси – даст (М.Горький). 6. Ты бы не читал, а спал, - заботливо советовал он (М.Горький). 7. Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы! Учились бы, на старших глядя (Грибоедов).8. Я пошутила, а ты и плакать сейчас же (А.Толстой). 9. Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? (Грибоедов). 10. Послушайте меня: докажем, что и в лесах есть добрые сердца (Крылов). 11. Случись тут Мухе быть. Как горю не помочь? Вступилась: ну жужжать во всю мушину мочь (Крылов). 12. Не ходить по рельсам! Запрещено… (Чехов). 13. Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? (Грибоедов). 14. Едем домой, Лиза. Домой! (М.Горький). Образование временных форм. Значения форм времени ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Указать тип каждого деепричастия и определить его соотнесенность во времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым. Определить, от какого глагола образованы употребленные в предложениях деепричастия. 1. Даша слушала молча, не перебивая, часто закрывая глаза (Горбатов). 2. Лишь Терек в теснине Дарьяла гремя нарушал тишину (Лермонтов). 3. Знай, этот пламень с юных дней таяся жил в груди моей (Лермонтов). 4. Степан шел согнувшись, опустив голову, стараясь ни на кого не смотреть (Горбатов). 5. Здесь Олег залег, дожидаясь темноты (Фадеев). 6. Радист, ощущая важность момента, даже напружинился весь и покраснел от натуги. Он отчетливо выстукивал каждую букву, боясь ошибиться (Горбатов). 7. Быв приятель покойному родителю Ивана Петровича, я почитал долгом предлагать и сыну свои советы (Пушкин). 8. И жажаду вечную поя, как лед, холодная струя журча вливалася мне в грудь (Лермонтов). 9. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу (Лермонтов). 10. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (Пушкин). 11. И на холму, там, где белея, руина замка вдаль глядит, стояла та, младая фея, на мшистый опершись гранит, ногой младенческой касаясь обломков груды вековой; и солнце медлило, прощаясь с холмом, и замком, и тобой (Фет). 12. Вот, море кругом обежавши, высунув язык, мордку поднявши, прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой упираясь, мысля: дело с Балдою сладит (Пушкин). НАРЕЧИЕ 34. Выделить наречия, определить разряд по значению и способ их образования. 1. Жена была очень элегантна и заманчива, беспокоящее красива (Л.Толстой). 2. Нет, это я его маленько ушиб второпях, - ответил Тихон глупо громко и шагнул в сторону (М.Горький) 3. Тулин заказал шашлык по-карски и соответствующим образом подмигнул обоими глазами Остапычу (Гранин). 4. Позавчера уже нету. И завтра нету. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым. (Гранин). 5. Небо стояло необычно высоко (Федин).6. Трофимов шагнул вперед и снова застыл навытяжку (Кетлинская). 7. В лесу этом зверя всякого видимо-невидимо (Пришвин). 8. Одет он был по-дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эренбург). 9. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А.Тостой). 10. Кое-как и как-нибудь до добра не доведут (Пословица). 11. Как-то весь воскрусный день я охотился. Захотелось пить. Я знал, что тут где-то был ручей. (Мальцев). 12. Детство и юные годы поэта были очень тяжелыми и неоткуда было ждать ему помощи. Долго не мог юноша никуда устроиться (Францман). 13. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? (Пушкин). 14. Я никак не могу вспомнить, откуда попала мне в голову эта легенда (Чехов). 15. И пусть бывает в жизни нелегко, и не всегда судьба тебе послушна, живи красиво, вольно, широко, люби людей – светло и простодушно (Островой). 16. Тише едешь – дальше будешь (Пословица). 17. От походов по родному краю вы станете духовно крепче и богаче, а телом сильней и здоровей (Чехов). 19. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему (Булгаков). 20. Строжайше запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столице (Грибоедов). СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДЛОГИ СОЮЗЫ ЧАСТИЦЫ МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА 51. Найти модальные слова, определить разряд модальных слов по значению, указать способ образования. 1. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов). 2. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во-первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите или, если хотите, переверните несколько страниц…(Лермонтов). 3. Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу (Пушкин). 4. По моему сужденью, пожар способствовал ей много к к украшенью (Грибоедов). 5. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона (Крылов). 6. Сосна, несомненно, одно из древнейших деревьев (Соколов-Микитов). 7. Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица – это скворец (Соколов-Микитов). 8. Вы, верно, молодой человек, нездоровы? (Куприн). 9. Правда, Касьян не велел появляться своей Натахе (Носов). 9. Никак, ты заболел? (Гранин). 10. Словом, он был коренной русский барин (Пушкин). 11. Я летчик, понимаете, я должен летать (Полевой). 12. Настоящее, значит, наступило тепло, ели принялись таять глубокие снега (Солоухин). 13. Пестрые леса на склонах вдоль дороги не только не гасли под косыми лучами вечернего солнца, а, наоборот, разгорались еще ярче, чем днем (Гончар). 14. Теперь он научился хорошо править лодкой и, случалось, по целым дням пропадал на реке (Канивец). МЕЖДОМЕТИЯ. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 54. Найти междометия, охарактеризовать их с точки зрения значения и образования. 1. Ох, отец мой, и не говори об этом! – подхватила помещица. (Гоголь). 2. Чш! Экие косолапые медведи – стучат сапогами (Гоголь). 3. Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал – подарок приятеля – все исчезло (Лермонтов). 4. Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! (Пушкин). 5. Ой, как страшно! (Шолохов). 6. Эй, птицы, все сюда (Михалков). 7. Ба! Знакомые все лица! (Грибоедов). 8. Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить (Грибоедов). 9. Тьфу, к черту! Экая дрянь! И как можно наполнять письма эдакими глупостями (Гоголь). 10. Чу, сверчок за печкой затрещал… чу, вздохнул кто-то (Салтыков-Щедрин). 11. Э-ге-ге, думаю, значит, ты тут и вправду заночуешь (Куприн). 12. Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! (Чехов). 13. Караул! Режут! – закричал он (Чехов). 14. Стоп! Не будем с тобой нынче ссориться (Арбузов). 15. Ура! Мы ломим, гнутся шведы (Пушкин). 15. Ау! Где вы? – донесся издалека голос Натки (Гайдар). 16. До свидания, Москва, здравствуй БАМ! (Карпенко). ГЛАГОЛ Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов Распределить глаголы по следующим семантическим группам: глаголы конкретного физического действия, созидания, разрушения,, восприятия, физического состояния, психического состояния, изменения состояния, проявления и становления признака, отношения, бытия, рода деятельности лица, обладания и принадлежности, глаголы движения, размещения в пространстве, звучания, речи, мысли, волеизъявления, желания, поведения и т.д.). Отметить глаголы, у которых в связи с лексической многозначностью изменяется семантическая группа. Белить, блестеть, болеть, глохнуть, говорить, грустить, дремать, жалеть, заботиться, идти, краснеть, мечтать, мокнуть, ненавидеть, охать, петь, плавать, плясать, презирать, прибежать, просыпаться, рассветать, сидеть, спать, стариться, уважать, думать, полагать, понимать, видеть, беспокоиться, стоять, журчать, булькать, плотничать, белеть, любить, боготворить, озорничать, приказать, построить, распилить, сшить, помышлять, сообщать, существовать, ютиться, бодрствовать, сердиться, раскрыть.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.153.50 (0.011 с.) |