Об искусстве спора, диспута, полемики, дискуссии, лекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об искусстве спора, диспута, полемики, дискуссии, лекции



Данные формы общения отличаются друг от друга организацией, структурой, композицией, механизмом обмена аргументацией, целями (обмен мнениями, обучение, передача информации, обзор и т. п.), но по существу между ними есть много общего.

Может быть, кому-либо покажется странным, но спор, диспут, полемику, дискуссию и лекцию целесообразно рассматривать как некоторые системы, т. е. видеть в этих процессах целостный набор элементов (участников), объединенных (связанных) между собой прямыми и обратными связями так, чтобы достигались желаемое функционирование и поставленная цель. Нарушение и отсутствие каких-либо элементов и связей не позволит достичь желаемого результата. Здесь имеются в виду, конечно, научно-организованные спор, диспут, полемика, лекция, в которых все участвующие соблюдают правила культурного общения.

Среди законов развития подобных систем прежде всего отметим психологические, риторические и объективные специфические законы, соответствующие теме (предмету, тезису) спора, диспута, полемики, дискуссии, лекции.

Методы принятия решений для достижения желаемого результата, естественно, многообразны, и выбор их зависит от места, времени, цели и сути (темы) и, конечно, от лица, принимающего решения. Некоторые из методов принятия решения обособились в отдельные дисциплины и часто граничат с искусством. Укажем на такие из них, как логика, риторика, ораторское искусство, аргументация, эвристика, инверсология и др.

Если в логике (элементарной, традиционной, классической, математической) достаточно строго определены законы рассуждения (логики) и ее часто определяют как науку о законах правильного мышления, то многие другие методы содержат лишь наборы полезных рекомендаций и советов, и обучение им происходит на полезных примерах. Целостные наборы таких примеров могут учить не меньше, чем теоремы, т. к. содержат в себе в неявном виде основные закономерности, правила и советы, которые трудно поддаются формализации. Так, например, для изучения риторики предлагается постановка дыхания, произношения, артикуляции, а главное, - длительная упорная тренировка речи и мышления, овладение советами, осмысление примеров великих мастеров-ораторов.

Труднопостижимы законы эвристики и инверсологии, т. к. они по сути являются запредельными исключениями (отклонениями) от логики.

Можно много дискутировать о том, какой должна быть лекция, но научить читать лекцию очень трудно. Часто обучение лекторов подменяют тем, что рекомендуют структуру лекции (план лекции, выступление, ход, завершение) в то время как это противоречит функционально-структурному подходу, так как в заданную структуру часто нельзя «вдохнуть» желаемую функцию.

Изложенная концепция (системный подход – законы развития – принятия решения) позволяет глубже осмыслить проблемы спора, диспута, полемики, дискуссии, лекции и способствовать их качественной реализации.

Действительно, рассматривая, например, лекцию (информационно-познавательный процесс) или доклад как замкнутую систему, необходимо выделить в ней такие элементы:

· место (особенности помещения: акустика, наличие эха, размещение слушателей и лектора, освещение, вентиляция, температура окружающего воздуха, шумы, посторонние отвлекающие проявления среды и т. п.);

· состояние и подготовка слушателей, их заинтересованность, условия для их активного участия;

· осуществление обратной связи слушатель-лектор, доступность (доходчивость) зрительной и звуковой информации для задних и боковых рядов;

· время и длительность лекции;

· содержание лекции, ее план, построение, динамика развития и заключение, запланирован ли контакт с аудиторией, вопросы слушатель-лектор для обратной связи, возможность конспектирования и контроль понимания; нужна ли именно эта лекция, ее связь с другими лекциями и т. п.;

· внешность лектора, его манеры, дикция, ораторские способности, атмосфера общения в аудитории.

Без этого лекция как активный информационно-познавательный процесс часто превращается в ущербную пассивную одностороннюю процедуру. Другое дело, когда талант лектора способен создать вместе со слушателями в аудитории творческую атмосферу «рождения идеи» (метода, закона).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.004 с.)