Еще раз об искусстве решения проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Еще раз об искусстве решения проблем



Известный американский ученый Р. Акофф, взявший в союзники и общеметодологический, и математический подходы к решению проблем, остается на точке зрения, что даже в совокупности общая методология и научные методы не могут обеспечить вполне удовлетворительного подхода к решению проблем, т. к. он содержит элементы искусства, т. е. элементы творчества.

Для достижения этих целей целесообразно использовать «системный подход — законы развития — методы принятия решений» как способ формирования мышления в процессе обучения. При таком принципе обучения весь изучаемый материал выстраивается в стройную систему: определить область закономерностей данного вопроса и развить эту мысль применительно к конкретному случаю.

Как научиться работать творчески и увеличивать эффективность самообразовательного процесса

Об этом виртуальная беседа с академиком Мигдалом А. Б.

Автор: Аркадий Бейнусович, каковы секреты творчества?Как возникают внезапные просветления, скачки мысли? Что составляет творческий процесс? Как направить фантазию в нужную сторону? Какие приемы облегчают поиски решения?

А. Б. Мигал: И. В. Гете писал: «Важнее как размышлять, чем о чем размышлять…". Познание — это область психического, примыкающая к сознанию, хранящая весь накопленный опыт и питающая интуицию. Познание работает очень активно, часто оберегая человека от опасности, подсказывает ученому — решение, писателю — идею, художнику — форму.

Сознательные попытки решить проблему дают задание подсознанию искать решение в определенном круге понятий. Подсознание из запаса накопленных знаний и особенно из арсенала собственного опыта отбирает сочетания понятий, которые могут оказаться полезными. Они предъявляются на суд сознания…

Особенность подсознательной работы в том, что ассоциации возникают без контроля. Поэтому возможно появление самых неожиданных сочетаний.

Автор: Есть ли приемы, влияющие на эффективность подсознательного процесса?

А. Б. Мигдал: Да, существуют. Вот некоторые из них.

1. «Хорошо известно, как важно для плодотворного рабочего дня поработать хотя бы недолго накануне вечером. Вы как бы дадите задание подсознанию и утром следующего дня встанете с ясной программой действий».

2. Надо настойчивой сознательной работой, многократно повторяя все рассуждения и вычисления, облегчить работу подсознания благодаря чему «решение приходит само собой».

3. Можно искусственно регулировать соотношение между работой сознания и подсознания, между анализом и интуицией.

4. Чтобы увеличить удельный вес контроля, можно работать вместе с критически настроенным соавтором, а чтобы подстегнуть интуицию, — с соавтором, склонным пофантазировать.

5. "Чтобы воспитать у студентов способность чередовать сознательные и интуитивные усилия, полезны импровизированные лекции, когда лектор при участии слушателей пытается выяснить новый для него самого вопрос, как он сам решал бы задачу. При этом видно, как ход решения диктуется логикой задачи.

Автор: Хорошие приемы. Я, как правило, вечером хотя бы повторяю суть задачи. И часто утром просыпаюсь с готовым решением. А как помогают решению вопросы ученика, критика, собеседника! Важно постоянно думать, настойчиво искать решение. Хочу напомнить, что система К. С. Станиславского создает условия и талантливо использует подсознание для творчества.

Автор: Что есть «здравый смысл» в научном поиске?

А. Б. Мигдал: «Здравый смысл позволяет так организовать труд, методику работы, чтобы на долю интуиции оставалась небольшая доля. Любая сложная задача должна быть сведена к совокупности более легких. Движение к окончательному результату сводится к последовательному продолжению сравнительно небольших трудностей, к движению шаг за шагом. Как это делается? Прежде всего, задача упрощается до предела, так, что остаются только главные ее черты.

Постепенно усложнять уже решенную задачу несравненно легче, чем заново решать сложную. Затем выясняется возможность решения задачи в предельных частных случаях.

Кроме того, раньше, чем пытаться получить количественное решение, нужно найти результаты грубо, качественно, что гораздо легче.

И наконец, на всех этапах следует пытаться опровергнуть полученное, используя все известные до того соотношения, к которым полученный результат должен сводиться в частных случаях. Может ли полученный результат следовать из принятых посылок? Не противоречит ли он каким-либо принципам? Не слишком ли легко получен результат? Надо выяснить, почему принципиальные трудности исчезли! Важны не внешние, а глубокие признаки красоты результата.

Автор: Ваши методы организации научного поиска по «здравому смыслу» весьма практичны и оригинальны. Аналогичные рекомендации были высказаны Д. Гильбертом для преодоления математических трудностей при решении сложных задач.

Автор: По каким учебникам учиться творчеству? Раскрывается ли творческая лаборатория ученых?

А. Б. Мигдал: Обычно при написании научных работ и особенно учебников тщательно убирают «леса», которые помогли строить здание. Остается неясным, как был получен результат, какие трудности встречались на пути, как они преодолевались. А ведь важно именно детально описать ход рассуждений, успеха и отступления, попытки подхода с разных сторон — это принесло бы большую пользу начинающим. У начинающих может возникнуть чувство неполноценности, ощущение того, что для занятия наукой требуется не обычный здравый смысл, а особый склад ума, позволяющий скачками приходить к неожиданным заключениям. К счастью, это не так.

* * *



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.005 с.)