Воспитание творческих способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание творческих способностей



В человеке основывается на развитии

самостоятельного мышления

Академик Капица

Семинар 8. Самовоспитай сам себя. Советы известных деятелей. Научиться учиться

Все самые лучшие советы окажутся бесполезными, если тот, к кому они обращены, будет глух и нем и не будет проявлять настойчивость, желание и трудолюбие овладеть ими. От Вашего психологического настроя, желания постоянно совершенствоваться и научиться учиться зависит быть или не быть творческой личности.

1. Достаточно ли иметь от рождения творческие способности
(острый ум), чтобы быть успешным инженером

Жизнь изобилует примерами, когда способный лентяй хоронит себя, подобно Обломову, когда любознательный и целеустремленный человек, казалось бы, без ярких способностей, становится хорошим рационализатором, изобретателем, инженером. Одних способностей недостаточно, нужен еще большой труд, чтобы, развивая творческие способности, стать творческой личностью. Всем известно, что гений — это

1 % таланта и 99 % процентов пота.

Ты учишься или тебя учат

Какова твоя позиция: пассивная или активная?

Становление специалиста, его творческого пути могут происходить интуитивно (как-то подсознательно), на основе удовлетворения собственной заинтересованности, а могут осуществляться сознательно, с использованием опыта и совета известных деятелей, достойных подражания («с кого делать жизнь»).

Человек не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а должен учиться мыслить, усваивать мыслительные операции — эта истина выражает закон развития (ребенок при рождении обладает лишь некоторыми врожденными инстинктами: хочется есть и т. п.). То же у зверей. Мать обучает детенышей. Ребенок рожден «почемучкой». Такова его потребность. Задача педагога — умело управлять процессом обучения, контролировать не только результаты мыслительной деятельности, но и формировать ее, что может быть традиционным, шаблонным, репродуктивным с целью запоминания, копирования, тиражирования, а может быть творческим (когнитивным), т. е. можно учить творчеству.

Таким образом, необходимость «учить творчеству» выражает высшую форму реализации естественной закономерности развития человека.

Одним из признаков обучения творчеству является факт, когда обучаемый (под руководством педагога) осуществляет самостоятельный поиск усваиваемых понятий и способов решения новых задач (это признак развивающегося эффекта обучения). При этом необходимо подчеркивать, что человеческие понятия развиваются не неподвижно, не есть нечто застывшее, а происходит движение понятий, их взаимосвязь, взаимопереходы и они отражают происходящее развитие материального и духовного мира.

Актуальная задача — формирование активной личности обучаемого, развитие его творческого мышления, интеллектуальных способностей.

Требуется: научиться учиться, приобретать знания, творчески мыслить, формировать самостоятельность ума, научиться отыскивать необходимую информацию, осмысливать ее и принимать решения, т. е. самообучаться.

Эти мысли созвучны рекомендациям академика А. В. Петровского [Основы педагогики и психологии высшей школы; под ред. акад. А. В. Петровского. М.: МГУ,1986.]

Что значит — самообучаться

Это весьма трудный вопрос, который не имеет однозначного ответа, т. к. теория и методы обучения не разработаны. Каждый решает это по-своему. Можно дать лишь определенные рекомендации.

Заложенные в человеке от рождения гены стимулируют стремления к обучению, без которого человек не может выжить и приспособиться к жизни. Одни делают это подсознательно (интуитивно), другие осознанно, анализируя свой и чужой опыт, учась на ошибках, стремясь к желаемой цели (целенаправленно).

· Для этого, прежде всего, необходимо изучить свои индивидуальные особенности, устремления и интересы, возможности своего ума и памяти (что и как легче представить и запомнить).

· Надо знать и соблюдать культуру умственного труда и овладеть набором необходимых умений.

· Умеете ли Вы «думать от обратного»? Этот полезный вариант системного мышления состоит в том, что, исходя из желаемого конечного результата функционирования системы, постепенно, в обратном порядке, раскручивается лента событий (обстоятельств): от конца к началу, выясняются те условия, которые должны способствовать желаемому решению.

· Научитесь строить сначала функциональную схему системы, а затем подбирать для ее реализации разные структурные варианты (и выбрать из них лучший).

· Делать оценку принятого решения и его последствий.

· Научитесь спорить аргументировано, т.е. приводить такие контрпримеры, которые бы не укладывались (опровергали) доводы противника?

· Обращение к фактам самообучения известных деятелей науки, мастеров-умельцев, достижения высших уровней творчества, т.е. самообучение — один из способов обучения творчеству, индивидуального обучения.

Опираясь на непреложные факты, необходимо активно стремиться познать разные приемы обучения творчеству, в том числе и опыт самообучения творчеству выдающихся деятелей. Эти процессы сложны, но познаваемы. Поэтому учить и учиться творчеству можно и необходимо.

Традиционно инженеров обучают на примерах стандартных ситуаций. Проверьте себя, ответив на нестандартные вопросы:

1. Известно, что при нагружении конструкции может произойти ее разрушение. Можно ли путем некоторого догружения конструкции добиться ее усиления (в том числе увеличения плановой нагрузки).

2. Может ли при разгрузке конструкции произойти ее разрушение.

3. Основной принцип обучения.В вузе приходится изучать многие дисциплины. Как не растеряться в этом океане информации? Растерявшийся часто спасается зубрежкой, шпаргалками, без творческого осмысления изучаемого, без системной связи нового материала с базовыми знаниями.

Необходимо овладеть основным принципом обучения и раскрыть для себя: в каждой науке все известные частные явления представляют определенную систему, в которой необходимо выделять инвариантную, фундаментную часть, закономерности развития и методы принятия решения. Именно эта часть и составляет предметное содержание обучения. Тогда изучение множества частных явлений охватывается изучением только некоторых из них и используется как средство усвоения общего, сущностного. При этом фундаментальные закономерности могут получить выражение в явном или неявном виде. Неявные закономерности могут быть представлены достаточным набором содержательных примеров (обучающей выборкой). На этом строится на примерахнейросетевая технология программирования и обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.006 с.)