Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 10. Действенное (активное) определение понятий.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научить говорить (спорить) и правильно мыслить Прежде чем «начать спор», Договоримся о понятиях. Вольтер Действенное определение понятий является ключевой целью образования. Философы и психологи традиционно считают это своей прерогативой, давая многообразные определения понятия. 1. Несколько определений понятий, известных в литературе: · Понятие – есть мысленное отражение в форме непосредственного единства общих существенных признаков предметов (Формальная логика. Л., 1977). · Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов (Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. М., 1986.). · Понятие – это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общих для этих выделенных предметов и отличающие их от других предметов исходного множества. (Ивлев, Ю. В. Логика. / Ю. В. Ивлев. М., 1994.). Определения из области психологии: · Понятие – отражение объективно существенного в вещах и явлениях. (Платонов, К. К. Психология./ К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. 1977.). · Понятие – одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. (Психология. Словарь; под общ. ред. М. Г Петровского., М. А Ярошевского. 1990.). · Понятие – это основная единица мышления существенных свойств, связей и отношений объективной реальности. Во-первых, в понятиях отражаются не конкретные свойства предметов (как в ощущениях) и даже не сами предметы в целом (как в образах восприятия), а определенные классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и является понятие. Во-вторых, этот признак не всегда доступен даже систематическому непосредственному наблюдению, но может быть выделен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. В-третьих, в данном воздействии человека открываются отношения между вещами и тем самым их существенные свойства, которые и являются содержанием понятия (Петухов, В. В. Психология мышления. М., 1987.). Справка из энциклопедического словаря: Определение (филос.) – это установление смысла термина (слова) с помощью знакомых терминов или путем уже осмысленных, или явного формулирования равенства. Понятие (филос.) – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения параметров и явлений. Основная логическая функция – выделение общего, которая достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса; (лог.) – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным, общим и в совокупности специфическим для них признакам Эти формулировки верны, но отражают, если можно так выразиться, общий философский подход, который трудно использовать для практического обучения и применения в конкретных задачах. Вместо пассивного описательного подхода требуется активный, требующий мыслительных действий системный подход (можно сказать, основанный на практической диалектике. Понятие рассматривается как некоторая система, в которой целостный набор элементов выполняют ключевые слова, выражающие общие и специфические признаки данного понятия, а связи между ключевыми словами расставлены так, чтобы достигалось указанное желаемое назначение данного понятия(рис. 1).
Рис.1.Функционально-структурная схема определения понятий
Таким образом, активное (не описательно пассивное) определение понятия полностью укладывается в некоторую систему. Без глубокого смыслового осознания нельзя системно определить: содержательно то или иное понятие и его предназначение (цель). С другой стороны, смысловому содержанию понятия требуется придать соответствующую содержанию форму (или в некоторых случаях формы), которая выражается через полный набор ключевых слов, связанных между собой так, чтобы распознавалась цель. В этом конкретность знания. Ключевые слова представляют собой некоторые подсистемы, из которых состоит данная система (понятие). Неполнота набора ключевых слов нарушает целостность системы (понятия). Значит, если пропускается одно или несколько ключевых слов и не указывается связь между ними, то нет и знания должного понятия, допускается ошибка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.006 с.) |