Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые советы начинающему работать над диссертациейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Надо ясно понимать принципиальное отличие научной работы(диссертации) от инженерной разработки, которая базируется на известных и проверенных закономерностях. Научная новизна — одна из важнейших характеристик диссертации. · Для достижения цели важен не столько порыв, сколько усердный и хорошо организованный труд, творческий подход; нужно научиться много работать. Чтобы работа была эффективной, надо овладеть техникой научной работы. Приведем некоторые основные принципы организации научного труда: · творческий подход требует усиленной постоянной работы мысли, поиска, которые не прекращаются и не ограничиваются временем на работе. Секрет И. Ньютона о том, как он открыл законы небесной механики: «Очень просто, я все время думал о них»; · нельзя работать без плана, организованного на достижение цели; план регулярно анализируется, уточняется, подвергается анализу и критике; учитывается мнение других, но необходимо надеяться на собственный путь решения проблем, свой путь научного поиска; · необходимо постоянно контролировать ход работы и ее результаты, не стремиться охватить необъятное (обобщения можно сделать потом), желательно контролировать не только формулировку задачи, но и ее ограничения; · привлекать все возможные источники информации, чтобы проникнуть в суть реальной проблемы: свой и чужой опыт, эксперимент, всю возможную литературу. Изучать проблему без книг – все равно что плыть по неизведанному морю без карты; · чтобы эффективно использовать свои умственные возможности, не следует делать одновременно несколько важных дел, освобождаться от мелочей, которые задерживают продвижение работы к цели; · воспринятые без критики результаты чужой работы (выводы) могут привести к потере самостоятельных суждений. Нередко выводы чужой работы, особенно в кратком аннотированном изложении, при первом прочтении кажутся правоподобными и схожими с собственными. Нужен более глубокий анализ области применения, ограничений и т. п.; · обладать техникой подготовки статей и докладов (этому учатся лучше всего на примерах); · научиться организованно и систематично работать с литературой, делать пометки, отрабатывать и формировать их, систематизировать и накапливать по главам работы; · чередовать работу, умственный труд с физической разгрузкой; · любить свою работу, увлекаться, искать и не сдаваться.
Наука, ее открытия и завоевания, ее работники и герои – все это должно бы явиться достоянием поэзии. Эта — научная область человеческой деятельности, может быть более чем всякая другая достойна восхищения, изумления, пафоса. М. Горький Заниматься научно-исследовательской работой И. М. Рабинович Деловая игра для аспирантов Цель: обоснование (защита) выбора темы (задачи) и метода ее решения — главного условия успеха научного поиска. Участники: начинающие аспиранты, руководитель (профессор), оппоненты. Рекомендуемый порядок проведения игры. Аспиранты на первом семинаре заслушивают вступительное слово профессора, затем получают домашнее задание: написать реферат «Обоснование выбранной темы (задачи) и метода ее решения». На следующих семинарах идет защита темы (задачи) и выбранного пути ее решения. После аспирантов выступают оппоненты и т. д., примерно по схеме проведения публичной защиты диссертации. Вступительное слово профессора. Известный ученый и изобретатель Ощепков П. К. [14] исходя из своего творческого опыта выделил и рекомендовал пять принципов поиска нового: 1. Анализ поставленной задачи с точки зрения ее современности и общественной потребности в ней. Раскрытие внутренних противоречий в процессах, обусловивших или обусловливающих постановку задачи. 2. Проверка правомерности постановки задачи с точки зрения общих законов природы. 3. Проверка осуществимости задачи на современном уровне науки, техники и производства. 4. Разработка общей схемы решения задачи и выбор основного, т. е. определяющего, эксперимента. 5. Анализ полученных результатов головного эксперимента и нахождение их диалектической взаимосвязи с поставленной задачей. Все эти принципы в совокупности соответствуют теории познания (диалектическому материалистическому подходу с учетом конкретности обстоятельств места и времени). Следует отметить, что в требованиях ВАКа по оформлению автореферата диссертации автор должен четко сформулировать и обосновать ряд положений, которые полностью соответствуют (корреспондируются) принципам, сформулированным профессором П. К. Ощепковым. Среди них актуальность темы, цель работы, научная новизна, методы решения, достоверность результатов, практическая ценность. Пять принципов П. К. Ощепкова помогают обосновать задачу (проблему или тему исследования). Первые три принципа способствуют ясному обоснованию задачи; поиску метода решений – четвертый принцип, и анализу решений — пятый. Вы будете анализировать возможное (предполагаемое) решение. Результаты анализа могут привести к уточнению постановки задачи, ее расширению и переформулировке (новой постановке). В этом состоит особая роль пятого принципа. Часто, найдя решение, исследователь успокаивается и не замечает возможности расширить его, поставить новые задачи. Есть и другие примеры. Например, открытие радиолокации, т. е. внешнего дальнего видения, одним из авторов которого является проф. П. К. Ощепков после диалектического анализа позволило поставить вопрос о создании видения в непрозрачных телах (внутривидения, интраскопии). Благодаря этому открытию сейчас врачи при помощи ультразвуковых приборов видят на экране сердце и почки человека, а в аэропортах производится досмотр закрытых чемоданов. Член-корреспондент АН СССР И. М. Рабинович отмечал [43]: «Историку, который впоследствии изучает процесс развития открытия, кажется непонятной слепота первого исследователя; невольно хочется крикнуть ему: «Открой шире глаза, посмотри себе под ноги, там лежит открытие!, не поздно, время пришло. Открытие не сделано»». Паскаль близко подошел к открытию дифференциального исчисления, не заметив этого. Лейбниц в одном из писем Бернулли писал: «… каково было мое изумление, когда я увидел, что у Паскаля, точно были завязаны глаза». Клапейрон, раскрывший смысл расчета неразрезных балок или совокупности простых однопролетных балок, нагруженных опорными моментами на промежуточных опорах (1857г.), стоял на прямом пути открытия общего метода расчета статически неопределимых стержневых систем — метода сил. Тем не менее, он не вышел за пределы узкой задачи в неразрезной балке. Первый из пяти пунктов Ощепкова направлен на то, чтобы «вскрыть внутренние противоречия и уже от них отправляться дальше». Пятый пункт (критическое осмысливание полученных результатов) позволяет правильно оценить их, всесторонне изучить, не отбрасывая противоречащих обычному представлению фактов, которые могут служить источником новых открытий. Каждый ученый (исследователь) в своей области вырабатывает свою методологию поиска, которая является фактически конкретизацией принципов теории познания. Следуя предлагаемой здесь схеме САТМ, для выбора и обоснования темы диссертации необходимо: · исходя из потребности, т. е. обоснования актуальности темы, выбрать систему (целостный набор элементов, внутренние и внешние связи, ограничения, желательно модель), в которой возможно и целесообразно решить поставленную задачу. · разумно рассмотреть несколько возможных систем (расширенных и суженных) и выбирать из них более эффективную. Интуитивную оценку такого выбора целесообразно подкрепить возможными аргументами и анализом ожидаемых результатов, а также требуемыми ресурсами (знаниями, методами, материалами, экспериментами) для их достижения. Приведенные ниже игры нельзя рассматривать как какие-то готовые рецепты (их не существует), а как некоторые примеры, на которых можно поучиться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.01 с.) |