Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство – слуга или хозяин общества?

Поиск

Как все в нашем сложном и противоречивом мире, государство имеет свои плюсы и минусы. Очевидно, что люди объединяются в общество и создают государство, чтобы им легче жилось. Многие жизненные проблемы орга­низованно и сообща решаются проще, чем в одиночку: строительство дорог, оборона страны, обеспечение порядка в обществе, борьба с преступностью. При этом свободолюбивая и самостоятельная часть людей хотела бы ог­раничить роль государства функциями «ночного сторожа», ко­торый бы не мешал им жить и только поддерживал порядок и покой в обществе. Здесь, таким образом, государство выступа­ет как слуга, нанятый гражданами для упорядочения их совме­стной жизни.

Но нередко государство встает над людьми, вторгается в их личную жизнь, захватывает все новые и новые социальные сферы и функции, превращаясь в полного и подчас плохого хозяина в обществе. Происходит подавление об­щества государством, которое эксплуатирует и подчиняет себе людей, навязывая им свои эгоистические, а то и антигуманные решения.

Примерами этих негативных сторон государства могут быть следующие.

(1) Запрещение гражданам иметь в частной собствен­ности землю и другие средства производства, что лишает их стиму­лов к эффективному труду и материальной основы личной независимости и процветания.

(2) Чрезмерное налогообложение граждан с целью содержания раздутого государственного аппарата, создания привилегий для государственных чиновников, осуществления ненуж­ных обществу проектов и избыточной милитаризации экономики.

(3) Подавление инакомыслия в обществе и репрессии против дисси­дентов (аресты, тюрьмы, пытки, концлагеря, психиатрические боль­ницы, смертная казнь).

(4) Развязывание ненужных обществу войн, в которых государство заставляет участвовать и гибнуть своих граж­дан. И так далее.

Кроме того, государству, как никакому другому социальному институту, присущ антиобщественный феномен бюрократизма. Бюрократия (государ­ственные служащие, или чиновники) призвана осуществлять по­литику государственной власти и в принципе должна выполнять полезные функции профессионального и рационального управ­ления обществом. Но чиновники - конкретные люди, которые могут быть и хорошими, и плохими; ста­рательными или ленивыми; компетентными или профессиональ­но несостоятельными; думающими о людях или лишь о своих интересах и т. д.

Отсюда в чрезмерно раздутом, бесконтрольном бюрократическом аппарате часты такие негатив­ные явления, как

(а) нарушение прав человека и произвол (осо­бенно в так называемых «силовых структурах» - полиция, милиция, армия, службы безопасности и т.д.);

(б) формализм, волокита и пренебрежение к конкретным нуждам людей;

(в) сопротивление новшествам и торможение реформ;

(г) стрем­ление чиновников к личному благополучию за счет других и кор­рупция;

а значит, часто и

(д) политическая ангажированность, «подкупленность» и работа не для общества в целом, а на инте­ресы отдельных групп.

Так, по оценке американских бизнесменов-«международников», наиболее коррумпированными зарекомендовали себя чиновники Нигерии – страны, в которой почти ничего нельзя сделать без взяток. Условный «коэффициент неподкупности» ( измеряется от 0 до 10 баллов), в этом африканском государстве весьма близок к 0 и равен 0,69. Бюрократия Новой Зеландии, напротив, почти не приемлет взяток, поэтому ее «коэффициент неподкупности» приближается к своему максимальному значению (10 баллов) и равен 9,43.

Россия в этом списке из 54 стран, к сожалению, весьма недалека от Нигерии - 47-е место с коэффициентом 2,58.

Примечательно, чем благополучнее и демократичнее страна, тем честнее и с большим человеческим достоинством ведут себя чиновники. Не случайно в первую двадцатку списка, помимо «чемпиона» но неподкупности государственных служащих - Новой Зеландии, входят Финляндия, Канада, ФРГ, США и другие лидеры социально-экономического прогресса. Разгул коррупции в мире достиг столь нетерпимо высокого уровня, что страны, входящие в «клуб индустриальных государств» (члены Организации экономического сотрудничества), и ряд присоединившихся к ним государств подписали в 1997 г. специальный пакт, запрещающий их национальным бизнесменам подкупать должностных лиц за рубежом. В результате в странах-участницах будет узаконено уголовное преследование тех фирм, которые дают взятки иностранным чиновникам.

Таким образом, государство - «фигура» противоречивая. С одной стороны, оно абсолютно необходимо и полезно людям, с другой - оно же может огорчать их своей неэффективностью, негуманностью и подавлением личности.

Это второе обстоятельство заставляет людей искать неподконтрольную госу­дарству «бухту спасения». И они находят ее в так называемом гражданском обществе.

Рис.1. Противоречивая роль государства в обществе

Позитивная роль Государство Негативная роль


Управляет

обществом,

обеспечивая

его целостность,

организованность

и порядок

в нем


 

Подавляет свободу людей

 

Порождает бюрократизм

неоправданные запреты

завышенные налоги

преследование инакомыслящих

втягивание народа в войны и т. д.

нарушение прав человека

формализм,

пренебрежение к людям

торможение реформ и прогресса

коррупция чиновников и т. д

 

 


Гражданское общество

Итак, государство стремится к расширению, к абсолютному господству над обществом; те, кто находится у власти, как правило, начинают злоупотреблять своей властью.

Единственное, что способно ограничить государственную власть – это так называемое «гражданское общество».

Гражданское общество – это система автономных, независимых от государства объединений граждан, цель которых – защита интересов и прав индивидов и социальных групп.

Организации гражданского общества:

· ассоциации потребителей (Общество защиты прав потребителей);

· ассоциации предпринимателей;

· профсоюзы;

· политические партии;

· Комитет солдатских матерей;

· экологические организации.

Эти организации эффективно отстаивают интересы граждан перед лицом бизнеса и государственных структур. Гражданское общество удерживает государство от подавления индивидов и общества, делая его все более демок­ратичным и правовым. При сильном гражданском обществе меняется само государство – оно становится правовым.

Правовое государство

Правовое государство - государство, при кото­ром вся жизнь общества подчинена закону, и само государство действует только в рамках закона. Расшифровывая это определение, назовем следующие основ­ные принципы правового государства

1. Верховенство и всеобщность закона в обществе. Это означает, что законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и дол­жностных лиц.

Последнее особенно актуально для России, властям которой издавна присущи безответственность, беззаконие, деспотизм.

2. Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означа­ет, что главным в деятельности государства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не ме­шать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию. Например, имеющий право курить или прогревать под окнами мотор своего автомобиля не должен лишать других людей права дышать чистым воздухом.

3. Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они нераз­рывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообуслов­ливают существование друг друга. Право одного человека (скажем, на частную собственность) означает обязан­ности других людей оставлять эту собственность в неприкосно­венности.

Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, справедливо подвергаются принуждению или наказанию со стороны государства.

Государство тоже ответственно перед личностью и обще­ством за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны:

• достоверная информация для граж­дан (например, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.),

• отчеты органов власти,

• опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства,

• судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы.

4. Легитимность власти, то есть ее правомерность, закон­ность. Легитимной считается прежде всего (1) власть, сформиро­ванная путем демократических выборов. Но одного этого недо­статочно. Необходимо также, (2) чтобы эта власть была эффек­тивной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и на­конец, (3) признавалась как внутри страны, так и на международном уровне.

5. Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тре­мя ветвями государственной власти - законодательной, исполни­тельной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и все­сильный государственный аппарат, а внутренне разделенная систе­ма взаимоконтролирующих друг друга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе - средствах массовой информации (СМИ).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.011 с.)