Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство – слуга или хозяин общества?Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как все в нашем сложном и противоречивом мире, государство имеет свои плюсы и минусы. Очевидно, что люди объединяются в общество и создают государство, чтобы им легче жилось. Многие жизненные проблемы организованно и сообща решаются проще, чем в одиночку: строительство дорог, оборона страны, обеспечение порядка в обществе, борьба с преступностью. При этом свободолюбивая и самостоятельная часть людей хотела бы ограничить роль государства функциями «ночного сторожа», который бы не мешал им жить и только поддерживал порядок и покой в обществе. Здесь, таким образом, государство выступает как слуга, нанятый гражданами для упорядочения их совместной жизни. Но нередко государство встает над людьми, вторгается в их личную жизнь, захватывает все новые и новые социальные сферы и функции, превращаясь в полного и подчас плохого хозяина в обществе. Происходит подавление общества государством, которое эксплуатирует и подчиняет себе людей, навязывая им свои эгоистические, а то и антигуманные решения. Примерами этих негативных сторон государства могут быть следующие. (1) Запрещение гражданам иметь в частной собственности землю и другие средства производства, что лишает их стимулов к эффективному труду и материальной основы личной независимости и процветания. (2) Чрезмерное налогообложение граждан с целью содержания раздутого государственного аппарата, создания привилегий для государственных чиновников, осуществления ненужных обществу проектов и избыточной милитаризации экономики. (3) Подавление инакомыслия в обществе и репрессии против диссидентов (аресты, тюрьмы, пытки, концлагеря, психиатрические больницы, смертная казнь). (4) Развязывание ненужных обществу войн, в которых государство заставляет участвовать и гибнуть своих граждан. И так далее. Кроме того, государству, как никакому другому социальному институту, присущ антиобщественный феномен бюрократизма. Бюрократия (государственные служащие, или чиновники) призвана осуществлять политику государственной власти и в принципе должна выполнять полезные функции профессионального и рационального управления обществом. Но чиновники - конкретные люди, которые могут быть и хорошими, и плохими; старательными или ленивыми; компетентными или профессионально несостоятельными; думающими о людях или лишь о своих интересах и т. д. Отсюда в чрезмерно раздутом, бесконтрольном бюрократическом аппарате часты такие негативные явления, как (а) нарушение прав человека и произвол (особенно в так называемых «силовых структурах» - полиция, милиция, армия, службы безопасности и т.д.); (б) формализм, волокита и пренебрежение к конкретным нуждам людей; (в) сопротивление новшествам и торможение реформ; (г) стремление чиновников к личному благополучию за счет других и коррупция; а значит, часто и (д) политическая ангажированность, «подкупленность» и работа не для общества в целом, а на интересы отдельных групп. Так, по оценке американских бизнесменов-«международников», наиболее коррумпированными зарекомендовали себя чиновники Нигерии – страны, в которой почти ничего нельзя сделать без взяток. Условный «коэффициент неподкупности» ( измеряется от 0 до 10 баллов), в этом африканском государстве весьма близок к 0 и равен 0,69. Бюрократия Новой Зеландии, напротив, почти не приемлет взяток, поэтому ее «коэффициент неподкупности» приближается к своему максимальному значению (10 баллов) и равен 9,43. Россия в этом списке из 54 стран, к сожалению, весьма недалека от Нигерии - 47-е место с коэффициентом 2,58. Примечательно, чем благополучнее и демократичнее страна, тем честнее и с большим человеческим достоинством ведут себя чиновники. Не случайно в первую двадцатку списка, помимо «чемпиона» но неподкупности государственных служащих - Новой Зеландии, входят Финляндия, Канада, ФРГ, США и другие лидеры социально-экономического прогресса. Разгул коррупции в мире достиг столь нетерпимо высокого уровня, что страны, входящие в «клуб индустриальных государств» (члены Организации экономического сотрудничества), и ряд присоединившихся к ним государств подписали в 1997 г. специальный пакт, запрещающий их национальным бизнесменам подкупать должностных лиц за рубежом. В результате в странах-участницах будет узаконено уголовное преследование тех фирм, которые дают взятки иностранным чиновникам. Таким образом, государство - «фигура» противоречивая. С одной стороны, оно абсолютно необходимо и полезно людям, с другой - оно же может огорчать их своей неэффективностью, негуманностью и подавлением личности. Это второе обстоятельство заставляет людей искать неподконтрольную государству «бухту спасения». И они находят ее в так называемом гражданском обществе. Рис.1. Противоречивая роль государства в обществе Позитивная роль Государство Негативная роль Управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и порядок в нем
Подавляет свободу людей
Порождает бюрократизм неоправданные запреты завышенные налоги преследование инакомыслящих втягивание народа в войны и т. д. нарушение прав человека формализм, пренебрежение к людям торможение реформ и прогресса коррупция чиновников и т. д
Гражданское общество Итак, государство стремится к расширению, к абсолютному господству над обществом; те, кто находится у власти, как правило, начинают злоупотреблять своей властью. Единственное, что способно ограничить государственную власть – это так называемое «гражданское общество». Гражданское общество – это система автономных, независимых от государства объединений граждан, цель которых – защита интересов и прав индивидов и социальных групп. Организации гражданского общества: · ассоциации потребителей (Общество защиты прав потребителей); · ассоциации предпринимателей; · профсоюзы; · политические партии; · Комитет солдатских матерей; · экологические организации. Эти организации эффективно отстаивают интересы граждан перед лицом бизнеса и государственных структур. Гражданское общество удерживает государство от подавления индивидов и общества, делая его все более демократичным и правовым. При сильном гражданском обществе меняется само государство – оно становится правовым. Правовое государство Правовое государство - государство, при котором вся жизнь общества подчинена закону, и само государство действует только в рамках закона. Расшифровывая это определение, назовем следующие основные принципы правового государства 1. Верховенство и всеобщность закона в обществе. Это означает, что законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц. Последнее особенно актуально для России, властям которой издавна присущи безответственность, беззаконие, деспотизм. 2. Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означает, что главным в деятельности государства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не мешать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию. Например, имеющий право курить или прогревать под окнами мотор своего автомобиля не должен лишать других людей права дышать чистым воздухом. 3. Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообусловливают существование друг друга. Право одного человека (скажем, на частную собственность) означает обязанности других людей оставлять эту собственность в неприкосновенности. Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, справедливо подвергаются принуждению или наказанию со стороны государства. Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: • достоверная информация для граждан (например, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.), • отчеты органов власти, • опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, • судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы. 4. Легитимность власти, то есть ее правомерность, законность. Легитимной считается прежде всего (1) власть, сформированная путем демократических выборов. Но одного этого недостаточно. Необходимо также, (2) чтобы эта власть была эффективной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и наконец, (3) признавалась как внутри страны, так и на международном уровне. 5. Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и всесильный государственный аппарат, а внутренне разделенная система взаимоконтролирующих друг друга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе - средствах массовой информации (СМИ).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.011 с.) |