Понятие и функции политической власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и функции политической власти



Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Понятие и функции политической власти

Власть – это способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Отличительные признаки политической власти:

1. обязательность ее решений для всего общества;

2. легальность (законность) применения силы и других средств властвования в пределах страны;

3. сосредоточена в руках центрального правительства.

 

Функции политической власти:

1. сохранение стабильности общества путем разрешения противоречий между интересами разных социальных слоев, национальных и других групп;

2. управление обществом.

В чьих руках политическая власть?

Управление обществом осуществляет политическая элита.

Когда произносят слово «элита», то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей обще­ства или какой-то его части. Однако понятие «политическая эли­та» имеет и иной смысл. Представим себе ситуацию, когда какая-либо массовая политическая партия приходит к власти. Означает ли это, что десятки тысяч членов этой партии будут непосредственно принимать государственные решения, управ­лять страной? Очевидно, что лишь сравнительно небольшая груп­па лиц фактически разрабатывает политический курс, отдает приказы. Итак, правящая политическая элита — это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство общест­вом, определяющая цели и пути политического развития, при­нимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на вы­борах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в сис­теме власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.

Политическая система

Политическая система общества представляет собой совокупность политических институтов, социально-политических общностей и взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политическая система состоит из нескольких подсистем.

1) Институциональная подсистема - совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти (государство, политические партии, профсоюзы и т.п.).

2) Идеологическая подсистема - совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни.

3) Нормативная подсистема - совокупность политических норм и традиций, регулирующих политическую жизнь (например, Конституция, Закон о выборах);

4) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий по поводу организации политической жизни (например, СМИ регулярно информируют население о событиях в политической жизни страны).

5) Культурная подсистема - комплекс типовых образцов, политических представлений и поведения (так, в частности, для российской политической культуры характерно стремление к «сильной руке» и низкая активность избирателей).

 

Тема 2. ГОСУДАРСТВО - КЛЮЧЕВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА

Понятие государства

 

В повседневной жизни термин «государство» иногда отождествляется с такими понятиями, как страна, нация, общество. Мы говорим, к примеру, финское, чешское или чилийское государства, подразу­мевая страны - Финляндию, Чехию или Чили.

Однако как полити­ческий институт государство - это орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем.

Каждое государство обладает су­веренитетом, т. е. полной самостоятельностью и независимостью во всех внутренних и внешних делах, является единственным органом, осуществляющим верховную власть в своей стране.

Только ему принадлежит право

(1)официально представлять общество в целом,

(2) издавать обязательные для всеобщего ис­полнения законы и другие нормативные акты,

(3) осуществлять правосудие и защиту граждан и страны.

При этом государство ис­пользует профессиональный аппарат управления, органы обще­ственного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы; при необходимости - меры принуждения и наказания.

Го­сударство же устанавливает гражданство, т. е. принадлежность того или иного лица к числу граждан данной страны. Наличие гражданства имеет для каждого человека принципиальное значе­ние, т. к. оно определяет его политический и юридический статус, права и свободы, а также во многом материальное и моральное благополучие.

 

Происхождение государства

По вопросу о происхождении государства обществоведы выдвигают ряд теоретических версий.

Заметной популярностью у социологов и политологов разных веков пользуется

концепция общественного договора. Предель­но упрощая, ее суть можно свести к следующему. В досоциальных, естественно-природных условиях разрозненно жившие ин­дивиды были свободны и равны между собой. В суровой борьбе за выживание они тысячелетиями неизбежно вступали в изнури­тельную войну «всех против всех», пока, наконец, не осознали, что разумнее договориться друг с другом, взаимно ограничив безбрежные права каждого соблюдением определенных правил и норм. Это гарантирует всеобщий мир и индивидуальную безопас­ность. Так люди объединились в общество и начали постепенно создавать и отлаживать властные органы социального управления и контроля - государство.

Как бы то ни было, появление государства в истории челове­чествазакономерный результат стремлений людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. Только государство, если оно служит обществу, способно эффективно регулировать социальные отношения и обеспечивать всем гражданам такие фундаментальные блага, как мир, безопасность, собственность, равноправие, свобода. Однако не стоит слишком полагаться на государство, ибо история знает немало примеров, когда из слуги народа оно превращалось в его хозяина.

Основные формы государства

Формы правления

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - это такая форма государственно­го правления, при которой верховная власть пол­ностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - наследственного правителя, монарха (фараона, сул­тана, царя, короля, императора и т.д.) и передается по наследству. История знает монархию неограниченную и ограниченную.

· Неограниченная монархия означает, что власть правителя носит в основном единоличный, самодержавный характер. Такая самовластная монархия была типична для многовекового периода рабовладения и феодализма.

· Ограниченная монархия тоже пред­полагает передачу монархического титула по наследству, но сама власть монарха ограничена на основании конституции. Чаще всего конституционный монарх просто «царствует, но не управля­ет», так как реальное руководство страной осуществляют парламент (зако­нодательство) и правительство (исполнительная власть).

В современном мире неограниченные монархии крайне редки. По всей видимости, они сохранились лишь в таких восточных государствах зоны Аравийского полуострова, как Катар, Оман, Саудовская Аравия (некоторые источники называют еще сосед­ние Бахрейн, Кувейт, а также теократическое государство-город Ватикан на территории Рима). Ограниченная монархия представ­лена более широко - в частности, в Бельгии, Дании, Лихтенштей­не, Нидерландах, Таиланде, Швеции, Японии и других странах.

В качестве своеобразного антипода монархиивозник другой тип государства - республика. В современной политической практике эта государственная форма наиболее распростране­на. Сам термин «республика» (от лат. res - дело + publicus - обще­ственный, всенародный) указывает на ее главную особенность - формирование органов государственной власти на основе всеоб­щих выборов. Ключевую роль в структуре высших республикан­ских властей играют две фигуры: парламент и президент.

В зависимости от объема и структуры властных полномочий парламента и президента различают две основные формы респуб­лики: парламентскую и президентскую.

· В президен­тской республике всенародно избранный президент является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он подби­рает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выбор­ный республиканский парламент в той или иной мере контроли­рует деятельность правительства и президента, а в случае нару­шения ими конституции страны может привлечь их к ответствен­ности (так называемый импичмент). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы.

· В отличие от этого в парламентской республике президент избирается парламентом (или особой коллегией, составленной на основе парламента) и часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим лишь представительс­кие, церемониальные функции (участие в аккредитовании ино­странных послов, визиты за рубеж, вручение наград и т. п.). Выборный парламент формирует и контролирует правитель­ство и может выразить ему вотум недоверия, отправив в отставку.

 

 

Политические режимы

Выше были рассмотрены формы правления. Речь шла о государственной организации (республика, монархия), закреплен­ной в конституциях и законах, отражающих, следовательно, формально-юридическую сторону политической жизни общества. Однако, как свидетельствует исторический опыт, реальная поли­тическая власть в стране может отличаться от провозглашенной в конституции формы правления. Достаточно напомнить, что и в США, и в бывшем СССР форма правления была одинаковой - республиканская, но реальная политическая власть - различной. Следовательно, чтобы иметь точное представление о политиче­ской жизни той или иной страны, недостаточно знать только о провозглашенной в ней форме правления, необходимо еще выяснить, какой политический режим в ней господствует. В результате мы можем столкнуться с такой парадоксальной ситуацией, когда страна с монархической формой правления оказывается более демократичной, чем иная республика. Почему так происходит? Потому, что в этих странах – различные политические режимы.

Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует определенный политический климат, суще­ствующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Демократический режим признается самым прогрессивным, так как позволяет создать условия для подлинной свободы лич­ности. Он характеризуется следующими признаками:

· выборность в органы государственной власти;

· правовое государство;

· разде­ление государственных властей на законодательную, исполни­тельную, судебную;

· широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита;

· деятельность негосударственных обществен­но-политических организаций как равноправных партнеров го­сударства;

· политический плюрализм (многообразие политических взглядов, идей и мнений, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти, многопартийность);

· широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений (через выборы, выступления в средствах массовой информации и т.д.).

Демократический режим существует на данный момент в таких государствах, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.

Авторитарный режим (от лат. auctoritas — власть, влия­ние) означает сосредоточение власти в руках какого-либо поли­тического лидера или группировки. В условиях такого режима господствует исполнительная власть. Парламент существует как совещательное учреждение при главе государства, который за­нимает, как правило, все ключевые государственные посты. Ос­новными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. В условиях авторитарного режима лич­ность находится в подчинении у властвующей группировки.

Авторитарный режим в настоящее время существует в Китае, Венесуэле, Кубе и др. Авторитарный режим – промежуточный вариант между демократическим и тоталитарным.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, це­лый) представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и др.). Основные при­знаки этого режима:

· всесторонний контроль за жизнью общест­ва;

· отсутствие реальных прав и свобод, демократических орга­низаций;

· подавление оппозиции, репрессии;

· милитаризация жизни общества;

· господство единой общеобязательной идеоло­гии.

Личность теряет способность к самостоятельности сужде­ний и действий, слепо подчиняясь авторитету. В истории XX века были примеры государств с тоталитарным режимом – это фашистская Германия 30-40 гг. XX в., Советский Союз сталинского периода (30-50 гг. XX в.), Китай периода Культурной революции.

 

Вопрос. Какой политический режим существует в современной России?

 

 

Гражданское общество

Итак, государство стремится к расширению, к абсолютному господству над обществом; те, кто находится у власти, как правило, начинают злоупотреблять своей властью.

Единственное, что способно ограничить государственную власть – это так называемое «гражданское общество».

Гражданское общество – это система автономных, независимых от государства объединений граждан, цель которых – защита интересов и прав индивидов и социальных групп.

Организации гражданского общества:

· ассоциации потребителей (Общество защиты прав потребителей);

· ассоциации предпринимателей;

· профсоюзы;

· политические партии;

· Комитет солдатских матерей;

· экологические организации.

Эти организации эффективно отстаивают интересы граждан перед лицом бизнеса и государственных структур. Гражданское общество удерживает государство от подавления индивидов и общества, делая его все более демок­ратичным и правовым. При сильном гражданском обществе меняется само государство – оно становится правовым.

Правовое государство

Правовое государство - государство, при кото­ром вся жизнь общества подчинена закону, и само государство действует только в рамках закона. Расшифровывая это определение, назовем следующие основ­ные принципы правового государства

1. Верховенство и всеобщность закона в обществе. Это означает, что законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и дол­жностных лиц.

Последнее особенно актуально для России, властям которой издавна присущи безответственность, беззаконие, деспотизм.

2. Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означа­ет, что главным в деятельности государства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не ме­шать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию. Например, имеющий право курить или прогревать под окнами мотор своего автомобиля не должен лишать других людей права дышать чистым воздухом.

3. Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они нераз­рывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообуслов­ливают существование друг друга. Право одного человека (скажем, на частную собственность) означает обязан­ности других людей оставлять эту собственность в неприкосно­венности.

Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, справедливо подвергаются принуждению или наказанию со стороны государства.

Государство тоже ответственно перед личностью и обще­ством за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны:

• достоверная информация для граж­дан (например, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.),

• отчеты органов власти,

• опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства,

• судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы.

4. Легитимность власти, то есть ее правомерность, закон­ность. Легитимной считается прежде всего (1) власть, сформиро­ванная путем демократических выборов. Но одного этого недо­статочно. Необходимо также, (2) чтобы эта власть была эффек­тивной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и на­конец, (3) признавалась как внутри страны, так и на международном уровне.

5. Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тре­мя ветвями государственной власти - законодательной, исполни­тельной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и все­сильный государственный аппарат, а внутренне разделенная систе­ма взаимоконтролирующих друг друга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе - средствах массовой информации (СМИ).

 

 

Политические партии

Как известно, каждая социальная группа (класс, слой) имеет свои особые интересы, которые ей хотелось бы довести до све­дения всего общества и, главное, до сведения властей. С выра­жением этих групповых интересов и защитой их на государствен­ном уровне и связана деятельность политических партий.

По наиболее общему определению, политическая партия - это добровольная, негосударственная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть в обществе.

Политические идеологии

У каждой партии есть своя политическая программа, в которой партия заявляет, что она будет делать, когда придет к власти. В основе программы партии лежит определенная идеология – система идей о том, как должно быть устроено общество. Идеология теоретически формулирует, обосновывает и защищает интересы определенных групп общества.

Избирательные системы

 

В отличие от общественно-политических движений поли­тические партии, как уже отмечалось, изначально нацелены на завоевание и осуществление власти в обществе. Общий «меха­низм» их действий на пути к власти упрощенно можно пред­ставить следующей цепочкой шагов и «событий». Общество состоит из раз­личных социальных групп, у каждой из ко­торых есть свои особые групповые инте­ресы. Политические партии собирают и обобщают эти интересы (по одной или нескольким группам), переплавляя их в теоретически сформулированную идеоло­гию (систему идей и взглядов), и с этой идеологией идут во власть, чтобы отста­ивать там интересы своей группы (групп).

С этим связан еще один ряд по­литических понятий - таких, как партий­ная и избирательная системы, предвы­борная программа, парламентские фрак­ции, блоки, коалиции и др. Начнем с сути партийных систем.

Типы избирательных систем

Выборы в представительные органы власти осуществляются по установленным в каждом обществе правилам - избирательным систе­мам. Так, в зависимости от порядка определе­ния результатов голосования различают две основные избиратель­ные системы: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная ( Мажоритарный (от лат. major - больший) - основывающийся на большинстве ) система основана на принципе большин­ства и предполагает голосование за конкретных кандидатов (не­зависимых или от партий). Избирательные округа здесь являются о дномандатными, т. е. от каждого из них избирается один депу­тат. Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50 % голосов) или относительное (хотя бы на один голос больше, чем у соперника) большинство голосов. Если кандидатов несколько (три и более), то выборы чаще проходят в два тура, поскольку в 1-м туре добиться необходимого абсолютного боль­шинства кому-либо из претендентов довольно трудно. Вышедшим во 2-й тур двум наиболее популярным политикам для победы уже достаточно относительного большинства.

Вот условный пример. Допустим, в одномандатном округе N. на одно место в парламент баллотируются1 5 кандидатов. В 1-м туре необходимого абсолютного большинства (как минимум 50 % голо­сов + 1 голос) никто не набрал. Два лидирующих по числу голосов претендента, скажем, Икс (29 % голосов) и Игрек (26 %) вышли во 2-й тур. Там. Игрек, собравший 49,8 % голосов, против 49,2 % у Икса (пусть 1 % голосов оказался против обоих соперников), одер­жал верх и прошел в парламент.

Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за названия политических партий. При этом депутатские места в органе власти распределяются между победившими партиями соразмерно количеству поданных за них голосов. Условно и упрощенно говоря, партия, собравшая на выборах 24 % голосов, получаст и 24 % мест в парламенте; партия с 19 % голосов - 19 % мест и т. д. Что касается конкрет­ных людей, занимающих кресла в парламенте, то они определя­ются здесь по списку своей партии. К примеру, если партия полу­чила 25 мест, то первые 25 кандидатов в ее списке и займут эти места в парламенте.

Кроме того, для ограничения чрезмерной многопартийности депутатского кор­пуса практикуют установление определенного барьерного ми­нимума собранных голосов (обычно 5 %), ниже которого партия лишается права иметь своих представителей по партийному списку в парламенте. К примеру, именно такой барьер «не пропустил» на последних выборах в Думу «Гражданскую силу» и другие партии и движения.

В настоящее время в России действует пропорциональная избирательная система.

В ряде стран, включая Россию (1993 и 1995 гг.), применялась смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система: одна часть депута­тов (в российской Госдуме - половина, 225 чел.) попадает в парламент через прямые (мажоритарные) выборы, другая - по спискам партий (пропорциональная модель).

Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Понятие и функции политической власти

Власть – это способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Отличительные признаки политической власти:

1. обязательность ее решений для всего общества;

2. легальность (законность) применения силы и других средств властвования в пределах страны;

3. сосредоточена в руках центрального правительства.

 

Функции политической власти:

1. сохранение стабильности общества путем разрешения противоречий между интересами разных социальных слоев, национальных и других групп;

2. управление обществом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.072 с.)