Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и функции политической власти↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ Понятие и функции политической власти Власть – это способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Отличительные признаки политической власти: 1. обязательность ее решений для всего общества; 2. легальность (законность) применения силы и других средств властвования в пределах страны; 3. сосредоточена в руках центрального правительства.
Функции политической власти: 1. сохранение стабильности общества путем разрешения противоречий между интересами разных социальных слоев, национальных и других групп; 2. управление обществом. В чьих руках политическая власть? Управление обществом осуществляет политическая элита. Когда произносят слово «элита», то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие «политическая элита» имеет и иной смысл. Представим себе ситуацию, когда какая-либо массовая политическая партия приходит к власти. Означает ли это, что десятки тысяч членов этой партии будут непосредственно принимать государственные решения, управлять страной? Очевидно, что лишь сравнительно небольшая группа лиц фактически разрабатывает политический курс, отдает приказы. Итак, правящая политическая элита — это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов. Политическая система Политическая система общества представляет собой совокупность политических институтов, социально-политических общностей и взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система состоит из нескольких подсистем. 1) Институциональная подсистема - совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти (государство, политические партии, профсоюзы и т.п.). 2) Идеологическая подсистема - совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. 3) Нормативная подсистема - совокупность политических норм и традиций, регулирующих политическую жизнь (например, Конституция, Закон о выборах); 4) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий по поводу организации политической жизни (например, СМИ регулярно информируют население о событиях в политической жизни страны). 5) Культурная подсистема - комплекс типовых образцов, политических представлений и поведения (так, в частности, для российской политической культуры характерно стремление к «сильной руке» и низкая активность избирателей).
Тема 2. ГОСУДАРСТВО - КЛЮЧЕВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА Понятие государства
В повседневной жизни термин «государство» иногда отождествляется с такими понятиями, как страна, нация, общество. Мы говорим, к примеру, финское, чешское или чилийское государства, подразумевая страны - Финляндию, Чехию или Чили. Однако как политический институт государство - это орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. Каждое государство обладает суверенитетом, т. е. полной самостоятельностью и независимостью во всех внутренних и внешних делах, является единственным органом, осуществляющим верховную власть в своей стране. Только ему принадлежит право (1)официально представлять общество в целом, (2) издавать обязательные для всеобщего исполнения законы и другие нормативные акты, (3) осуществлять правосудие и защиту граждан и страны. При этом государство использует профессиональный аппарат управления, органы общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы; при необходимости - меры принуждения и наказания. Государство же устанавливает гражданство, т. е. принадлежность того или иного лица к числу граждан данной страны. Наличие гражданства имеет для каждого человека принципиальное значение, т. к. оно определяет его политический и юридический статус, права и свободы, а также во многом материальное и моральное благополучие.
Происхождение государства По вопросу о происхождении государства обществоведы выдвигают ряд теоретических версий. Заметной популярностью у социологов и политологов разных веков пользуется ♦ концепция общественного договора. Предельно упрощая, ее суть можно свести к следующему. В досоциальных, естественно-природных условиях разрозненно жившие индивиды были свободны и равны между собой. В суровой борьбе за выживание они тысячелетиями неизбежно вступали в изнурительную войну «всех против всех», пока, наконец, не осознали, что разумнее договориться друг с другом, взаимно ограничив безбрежные права каждого соблюдением определенных правил и норм. Это гарантирует всеобщий мир и индивидуальную безопасность. Так люди объединились в общество и начали постепенно создавать и отлаживать властные органы социального управления и контроля - государство. Как бы то ни было, появление государства в истории человечества — закономерный результат стремлений людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. Только государство, если оно служит обществу, способно эффективно регулировать социальные отношения и обеспечивать всем гражданам такие фундаментальные блага, как мир, безопасность, собственность, равноправие, свобода. Однако не стоит слишком полагаться на государство, ибо история знает немало примеров, когда из слуги народа оно превращалось в его хозяина. Основные формы государства Формы правления Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - наследственного правителя, монарха (фараона, султана, царя, короля, императора и т.д.) и передается по наследству. История знает монархию неограниченную и ограниченную. · Неограниченная монархия означает, что власть правителя носит в основном единоличный, самодержавный характер. Такая самовластная монархия была типична для многовекового периода рабовладения и феодализма. · Ограниченная монархия тоже предполагает передачу монархического титула по наследству, но сама власть монарха ограничена на основании конституции. Чаще всего конституционный монарх просто «царствует, но не управляет», так как реальное руководство страной осуществляют парламент (законодательство) и правительство (исполнительная власть). В современном мире неограниченные монархии крайне редки. По всей видимости, они сохранились лишь в таких восточных государствах зоны Аравийского полуострова, как Катар, Оман, Саудовская Аравия (некоторые источники называют еще соседние Бахрейн, Кувейт, а также теократическое государство-город Ватикан на территории Рима). Ограниченная монархия представлена более широко - в частности, в Бельгии, Дании, Лихтенштейне, Нидерландах, Таиланде, Швеции, Японии и других странах. В качестве своеобразного антипода монархиивозник другой тип государства - республика. В современной политической практике эта государственная форма наиболее распространена. Сам термин «республика» (от лат. res - дело + publicus - общественный, всенародный) указывает на ее главную особенность - формирование органов государственной власти на основе всеобщих выборов. Ключевую роль в структуре высших республиканских властей играют две фигуры: парламент и президент. В зависимости от объема и структуры властных полномочий парламента и президента различают две основные формы республики: парламентскую и президентскую. · В президентской республике всенародно избранный президент является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он подбирает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выборный республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности (так называемый импичмент). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы. · В отличие от этого в парламентской республике президент избирается парламентом (или особой коллегией, составленной на основе парламента) и часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим лишь представительские, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, визиты за рубеж, вручение наград и т. п.). Выборный парламент формирует и контролирует правительство и может выразить ему вотум недоверия, отправив в отставку.
Политические режимы Выше были рассмотрены формы правления. Речь шла о государственной организации (республика, монархия), закрепленной в конституциях и законах, отражающих, следовательно, формально-юридическую сторону политической жизни общества. Однако, как свидетельствует исторический опыт, реальная политическая власть в стране может отличаться от провозглашенной в конституции формы правления. Достаточно напомнить, что и в США, и в бывшем СССР форма правления была одинаковой - республиканская, но реальная политическая власть - различной. Следовательно, чтобы иметь точное представление о политической жизни той или иной страны, недостаточно знать только о провозглашенной в ней форме правления, необходимо еще выяснить, какой политический режим в ней господствует. В результате мы можем столкнуться с такой парадоксальной ситуацией, когда страна с монархической формой правления оказывается более демократичной, чем иная республика. Почему так происходит? Потому, что в этих странах – различные политические режимы. Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Демократический режим признается самым прогрессивным, так как позволяет создать условия для подлинной свободы личности. Он характеризуется следующими признаками: · выборность в органы государственной власти; · правовое государство; · разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную; · широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; · деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства; · политический плюрализм (многообразие политических взглядов, идей и мнений, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти, многопартийность); · широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений (через выборы, выступления в средствах массовой информации и т.д.). Демократический режим существует на данный момент в таких государствах, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др. Авторитарный режим (от лат. auctoritas — власть, влияние) означает сосредоточение власти в руках какого-либо политического лидера или группировки. В условиях такого режима господствует исполнительная власть. Парламент существует как совещательное учреждение при главе государства, который занимает, как правило, все ключевые государственные посты. Основными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. В условиях авторитарного режима личность находится в подчинении у властвующей группировки. Авторитарный режим в настоящее время существует в Китае, Венесуэле, Кубе и др. Авторитарный режим – промежуточный вариант между демократическим и тоталитарным. Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и др.). Основные признаки этого режима: · всесторонний контроль за жизнью общества; · отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; · подавление оппозиции, репрессии; · милитаризация жизни общества; · господство единой общеобязательной идеологии. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету. В истории XX века были примеры государств с тоталитарным режимом – это фашистская Германия 30-40 гг. XX в., Советский Союз сталинского периода (30-50 гг. XX в.), Китай периода Культурной революции.
Вопрос. Какой политический режим существует в современной России?
Гражданское общество Итак, государство стремится к расширению, к абсолютному господству над обществом; те, кто находится у власти, как правило, начинают злоупотреблять своей властью. Единственное, что способно ограничить государственную власть – это так называемое «гражданское общество». Гражданское общество – это система автономных, независимых от государства объединений граждан, цель которых – защита интересов и прав индивидов и социальных групп. Организации гражданского общества: · ассоциации потребителей (Общество защиты прав потребителей); · ассоциации предпринимателей; · профсоюзы; · политические партии; · Комитет солдатских матерей; · экологические организации. Эти организации эффективно отстаивают интересы граждан перед лицом бизнеса и государственных структур. Гражданское общество удерживает государство от подавления индивидов и общества, делая его все более демократичным и правовым. При сильном гражданском обществе меняется само государство – оно становится правовым. Правовое государство Правовое государство - государство, при котором вся жизнь общества подчинена закону, и само государство действует только в рамках закона. Расшифровывая это определение, назовем следующие основные принципы правового государства 1. Верховенство и всеобщность закона в обществе. Это означает, что законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц. Последнее особенно актуально для России, властям которой издавна присущи безответственность, беззаконие, деспотизм. 2. Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означает, что главным в деятельности государства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не мешать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию. Например, имеющий право курить или прогревать под окнами мотор своего автомобиля не должен лишать других людей права дышать чистым воздухом. 3. Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообусловливают существование друг друга. Право одного человека (скажем, на частную собственность) означает обязанности других людей оставлять эту собственность в неприкосновенности. Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, справедливо подвергаются принуждению или наказанию со стороны государства. Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: • достоверная информация для граждан (например, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.), • отчеты органов власти, • опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, • судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы. 4. Легитимность власти, то есть ее правомерность, законность. Легитимной считается прежде всего (1) власть, сформированная путем демократических выборов. Но одного этого недостаточно. Необходимо также, (2) чтобы эта власть была эффективной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и наконец, (3) признавалась как внутри страны, так и на международном уровне. 5. Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и всесильный государственный аппарат, а внутренне разделенная система взаимоконтролирующих друг друга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе - средствах массовой информации (СМИ).
Политические партии Как известно, каждая социальная группа (класс, слой) имеет свои особые интересы, которые ей хотелось бы довести до сведения всего общества и, главное, до сведения властей. С выражением этих групповых интересов и защитой их на государственном уровне и связана деятельность политических партий. По наиболее общему определению, политическая партия - это добровольная, негосударственная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть в обществе. Политические идеологии У каждой партии есть своя политическая программа, в которой партия заявляет, что она будет делать, когда придет к власти. В основе программы партии лежит определенная идеология – система идей о том, как должно быть устроено общество. Идеология теоретически формулирует, обосновывает и защищает интересы определенных групп общества. Избирательные системы
В отличие от общественно-политических движений политические партии, как уже отмечалось, изначально нацелены на завоевание и осуществление власти в обществе. Общий «механизм» их действий на пути к власти упрощенно можно представить следующей цепочкой шагов и «событий». Общество состоит из различных социальных групп, у каждой из которых есть свои особые групповые интересы. Политические партии собирают и обобщают эти интересы (по одной или нескольким группам), переплавляя их в теоретически сформулированную идеологию (систему идей и взглядов), и с этой идеологией идут во власть, чтобы отстаивать там интересы своей группы (групп). С этим связан еще один ряд политических понятий - таких, как партийная и избирательная системы, предвыборная программа, парламентские фракции, блоки, коалиции и др. Начнем с сути партийных систем. Типы избирательных систем Выборы в представительные органы власти осуществляются по установленным в каждом обществе правилам - избирательным системам. Так, в зависимости от порядка определения результатов голосования различают две основные избирательные системы: мажоритарную и пропорциональную. ♦ Мажоритарная ( Мажоритарный (от лат. major - больший) - основывающийся на большинстве ) система основана на принципе большинства и предполагает голосование за конкретных кандидатов (независимых или от партий). Избирательные округа здесь являются о дномандатными, т. е. от каждого из них избирается один депутат. Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50 % голосов) или относительное (хотя бы на один голос больше, чем у соперника) большинство голосов. Если кандидатов несколько (три и более), то выборы чаще проходят в два тура, поскольку в 1-м туре добиться необходимого абсолютного большинства кому-либо из претендентов довольно трудно. Вышедшим во 2-й тур двум наиболее популярным политикам для победы уже достаточно относительного большинства. Вот условный пример. Допустим, в одномандатном округе N. на одно место в парламент баллотируются1 5 кандидатов. В 1-м туре необходимого абсолютного большинства (как минимум 50 % голосов + 1 голос) никто не набрал. Два лидирующих по числу голосов претендента, скажем, Икс (29 % голосов) и Игрек (26 %) вышли во 2-й тур. Там. Игрек, собравший 49,8 % голосов, против 49,2 % у Икса (пусть 1 % голосов оказался против обоих соперников), одержал верх и прошел в парламент. ♦ Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за названия политических партий. При этом депутатские места в органе власти распределяются между победившими партиями соразмерно количеству поданных за них голосов. Условно и упрощенно говоря, партия, собравшая на выборах 24 % голосов, получаст и 24 % мест в парламенте; партия с 19 % голосов - 19 % мест и т. д. Что касается конкретных людей, занимающих кресла в парламенте, то они определяются здесь по списку своей партии. К примеру, если партия получила 25 мест, то первые 25 кандидатов в ее списке и займут эти места в парламенте. Кроме того, для ограничения чрезмерной многопартийности депутатского корпуса практикуют установление определенного барьерного минимума собранных голосов (обычно 5 %), ниже которого партия лишается права иметь своих представителей по партийному списку в парламенте. К примеру, именно такой барьер «не пропустил» на последних выборах в Думу «Гражданскую силу» и другие партии и движения. В настоящее время в России действует пропорциональная избирательная система. В ряде стран, включая Россию (1993 и 1995 гг.), применялась смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система: одна часть депутатов (в российской Госдуме - половина, 225 чел.) попадает в парламент через прямые (мажоритарные) выборы, другая - по спискам партий (пропорциональная модель). Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ Понятие и функции политической власти Власть – это способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Отличительные признаки политической власти: 1. обязательность ее решений для всего общества; 2. легальность (законность) применения силы и других средств властвования в пределах страны; 3. сосредоточена в руках центрального правительства.
Функции политической власти: 1. сохранение стабильности общества путем разрешения противоречий между интересами разных социальных слоев, национальных и других групп; 2. управление обществом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.013 с.) |