Трудовой коллектив как социальная организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовой коллектив как социальная организация



Для многих людей, в особенности представителей нашей страны, важно уточнить соотношение понятий “социальная организация” и “коллектив”, “трудовая организация” и “трудовой коллектив”. Эти понятия широко употреблялись как в научной, общественно-политической литературе, так и широкой социальной практике. Понятия “коллектив”, “трудовой коллектив” широко использовали представители общественных наук. Данной проблеме посвящены сотни работ социологов, философов, экономистов, правоведов, психологов.

Среди трудовых коллективов можно выделить следующие типы:

1. производственные (строительные, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, материально-технического снабжения и сбыта и др.);

2. коллективы по обслуживанию (торговые, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта по обслуживанию населения, кредитования, страхования и др.);

3. управленческие (аппарат государственно-административных органов, акционерных и общественных организаций);

4. коллективы в духовной сфере (в науке, просвещении, культуре и др.);

5. воинские.

Помимо коллективов, занятых трудовой деятельностью, существуют еще нетрудовые (учебные, спортивные (непрофессиональные) и другие коллективы, а также по интересам (туристские, любительские и др.).

Сегодня трудовой коллектив утратил принадлежащую ему в советское время роль основной ячейки общества.

В результате процесса разгосударствления, приватизации, акционирования и т. п. большинство трудовых коллективов уже не выполняют политическую, идеологическую и социальную функции. В условиях приобретения производственными отношениями буржуазного характера ассоциацию тружеников предприятия уместно называть социальной организацией предприятия.

Широкое распространение получило создание объединений на договорной основе, куда входят производственные, научно-исследовательские, инженерно-внедренческие организации, высшие учебные заведения, научно-технические, творческие и другие субъекты.

Возникают новые формы экономической, научной, финансовой интеграции между субъектами различных государств на базе слияния нескольких международных капиталов. Вырастают единые международные хозяйственные комплексы. Составляющие их части остаются в собственности фирм отдельных стран, но действует такой комплекс, как единое целое, например, международные энергосистемы, строительные и добывающие комплексы.

У социальной организации предприятия появляется еще одна важная функция — совладельческая (на средства производства). Быть реальным совладельцем собственности и получать прибыль в меру эффективности ее функционирования и размера своей доли оказалось делом привлекательным, но и ответственным, порой рискованным.

Свои специфические особенности в отношении собственности имеются и в смешанных предприятиях, куда привлечен отечественный и зарубежный капитал.

Сложившиеся условия требуют поиска и реализации новых форм жизнедеятельности социальной организации предприятия. В этом процессе не последнее место должно быть отведено изучению и использованию богатейшего арсенала научных разработок мировой социологии, детально исследовавшей трудовую социальную организацию как субъект социальной жизни.

В последнее время широкоупотребимыми становятся понятия “корпорация”, “корпоративизм”, “корпоративный”, которые страдают большим и распространенным для общественных наук недостатком — неоднозначностью в истолковании. Чаще всего корпорацию определяют лишь как организацию, объединяющую индивидов многочисленных сообществ — профессиональных организаций цехового типа. Гильдия, ганза, братство, коллеж, метье, а позднее — корпорация — все это названия различных ремесленных и торговых объединений средневековой Европы, давших начало так называемому цеховому строю, который достиг своего расцвета к началу мануфактурного периода капитализма.

В средневековой корпорации возникли и развились те начала, которые носят универсальный характер для корпоративной организации как таковой. Это объединение индивидов, следующих общему интересу, строгая иерархия власти, превращение общего интереса в особенный интерес верхушки, ценностно-рациональный тип поведения корпорации.

Малые социальные группы

Малые социальные группы (от 2 до 15-20 человек) являются основными объектами социально-псилогических исследований. Данная форма социальных групп малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся, как уже говорилось, в непосредственном, устойчивом личном общении.

Характерными чертами малой социальной группы являются:

  • малочисленный состав;
  • пространственная близость членов;
  • длительность существования;
  • общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
  • добровольность вступления в группу;
  • неформальный контроль за поведением членов.

Наличие прямого контакта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает идентификацию “Я” индивида с общегрупповым “Мы”.

Разновидность малых социальных групп — первичные группы. Отличительными признаками этих групп является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опят социального единства. Примером первичных социальных групп выступают семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и др. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что она выполняет роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством нее участвует в жизни всего общества.

 

 

7в.Социальные институты: сущность, структура, функции.

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

– формальную и неформальную организацию;

– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

– обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.021 с.)