Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовой коллектив как социальная организацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для многих людей, в особенности представителей нашей страны, важно уточнить соотношение понятий “социальная организация” и “коллектив”, “трудовая организация” и “трудовой коллектив”. Эти понятия широко употреблялись как в научной, общественно-политической литературе, так и широкой социальной практике. Понятия “коллектив”, “трудовой коллектив” широко использовали представители общественных наук. Данной проблеме посвящены сотни работ социологов, философов, экономистов, правоведов, психологов. Среди трудовых коллективов можно выделить следующие типы: 1. производственные (строительные, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, материально-технического снабжения и сбыта и др.); 2. коллективы по обслуживанию (торговые, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта по обслуживанию населения, кредитования, страхования и др.); 3. управленческие (аппарат государственно-административных органов, акционерных и общественных организаций); 4. коллективы в духовной сфере (в науке, просвещении, культуре и др.); 5. воинские. Помимо коллективов, занятых трудовой деятельностью, существуют еще нетрудовые (учебные, спортивные (непрофессиональные) и другие коллективы, а также по интересам (туристские, любительские и др.). Сегодня трудовой коллектив утратил принадлежащую ему в советское время роль основной ячейки общества. В результате процесса разгосударствления, приватизации, акционирования и т. п. большинство трудовых коллективов уже не выполняют политическую, идеологическую и социальную функции. В условиях приобретения производственными отношениями буржуазного характера ассоциацию тружеников предприятия уместно называть социальной организацией предприятия. Широкое распространение получило создание объединений на договорной основе, куда входят производственные, научно-исследовательские, инженерно-внедренческие организации, высшие учебные заведения, научно-технические, творческие и другие субъекты. Возникают новые формы экономической, научной, финансовой интеграции между субъектами различных государств на базе слияния нескольких международных капиталов. Вырастают единые международные хозяйственные комплексы. Составляющие их части остаются в собственности фирм отдельных стран, но действует такой комплекс, как единое целое, например, международные энергосистемы, строительные и добывающие комплексы.
У социальной организации предприятия появляется еще одна важная функция — совладельческая (на средства производства). Быть реальным совладельцем собственности и получать прибыль в меру эффективности ее функционирования и размера своей доли оказалось делом привлекательным, но и ответственным, порой рискованным. Свои специфические особенности в отношении собственности имеются и в смешанных предприятиях, куда привлечен отечественный и зарубежный капитал. Сложившиеся условия требуют поиска и реализации новых форм жизнедеятельности социальной организации предприятия. В этом процессе не последнее место должно быть отведено изучению и использованию богатейшего арсенала научных разработок мировой социологии, детально исследовавшей трудовую социальную организацию как субъект социальной жизни. В последнее время широкоупотребимыми становятся понятия “корпорация”, “корпоративизм”, “корпоративный”, которые страдают большим и распространенным для общественных наук недостатком — неоднозначностью в истолковании. Чаще всего корпорацию определяют лишь как организацию, объединяющую индивидов многочисленных сообществ — профессиональных организаций цехового типа. Гильдия, ганза, братство, коллеж, метье, а позднее — корпорация — все это названия различных ремесленных и торговых объединений средневековой Европы, давших начало так называемому цеховому строю, который достиг своего расцвета к началу мануфактурного периода капитализма. В средневековой корпорации возникли и развились те начала, которые носят универсальный характер для корпоративной организации как таковой. Это объединение индивидов, следующих общему интересу, строгая иерархия власти, превращение общего интереса в особенный интерес верхушки, ценностно-рациональный тип поведения корпорации. Малые социальные группы Малые социальные группы (от 2 до 15-20 человек) являются основными объектами социально-псилогических исследований. Данная форма социальных групп малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся, как уже говорилось, в непосредственном, устойчивом личном общении.
Характерными чертами малой социальной группы являются:
Наличие прямого контакта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает идентификацию “Я” индивида с общегрупповым “Мы”. Разновидность малых социальных групп — первичные группы. Отличительными признаками этих групп является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опят социального единства. Примером первичных социальных групп выступают семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и др. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что она выполняет роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством нее участвует в жизни всего общества.
7в.Социальные институты: сущность, структура, функции. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой: – ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; – совокупность обычаев, традиций и правил поведения; – формальную и неформальную организацию; – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; – обособленный комплекс социальных действий. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д. Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять: 1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); 2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.); 3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); 4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила); 5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.244.11 (0.012 с.) |