Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Типы взаимодействия людей

Поиск

По результатам направленности обычно выделяют несколько типов вза­имодействия.

Наиболее распространенным явля­ется дихотомическое деление: коопе­рация и конкуренция (согласие и кон­фликт, приспособление и оппозиция).

Кооперация — это такое взаимо­действие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о пре­следуемых целях и стремятся не нару­шать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция — это взаимодей­ствие, характеризующееся достижени­ем индивидуальных или групповых це­лей и интересов в условиях противо­борства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимо­действия (сотрудничество или сопер­ничество), так и степень выраженнос­ти этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличност­ных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих ти­пов взаимодействия, как правило, про­являются следующие ведущие страте­гии поведения:

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).

2. Противодействие, предполагаю­щее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для до­стижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тог­да выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.

Дополнительным называется та­кое взаимодействие, при котором парт­неры адекватно воспринимают пози­цию друг друга.

Пересекающееся - это такое вза­имодействие, в процессе которого парт­нер, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодей­ствия, а с другой, ярко проявляет свои собственные намерения и дей­ствия.

Скрытое взаимодействие включа­ет в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скры­тый, подразумеваемый. Оно предпола­гает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к не­вербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жес­там, поскольку именно они передают скрытое содержание.

 

 

Вопрос 3. Теории межличностного взаимодействия:

· теория обмена;

· символический интеракционизм;

· теория управления впечатлениями;

· психоаналитическая теория.

Теория обмена: люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Мы стремимся их уравновесить, чтобы взаимодействие было устойчивым и приятным. Принципы: ч ем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-либо условий, человек стремится воссоздать их; если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий; когда потребности человека близки к насыщению, он меньше прилагает усилий для их удовлетворения.

Символический интеракционизм: поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают. Взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Особенно важны слова.

Теория управления впечатлениями: ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди сами создают ситуации, чтобы произвести хорошее впечатление на других.

Психоаналитическая теория: м ежличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями и конфликтами раннего детства. Например, лидеры в социальных группах – это олицетворение наших родителей.

По мнению Е.В. Руденского, взаимодействие – это процесс, который складывается из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового (массового) действия, духовного вербального контакта, невербального информационного контакта.

Особенности взаимодействия субъектов с позиций диалогической методологии: психологическая поддержка друг друга; равное признание активной коммуникативной роли друг друга; равенство психологических позиций субъектов независимо от социального статуса.

 

 

Лекция 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.009 с.)