Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальной психологии как науки

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

 

     
Лекция 1 Предмет, задачи и методы социальной психологии как науки    
Лекция 2 История формирования и современное состояние социальной психологии  
Лекция 3 Общение как социально-психологическое явление. Сущность и типология общения  
Лекция 4 Общение как процесс взаимодействия и его способы  
Лекция 5 Общение как коммуникативный процесс    
Лекция 6 Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга  
Лекция 7 Социально-психологическая характеристика личности  
Лекция 8 Проблема личности в современной социальной психологии  
Лекция 9 Социализация личности  
Лекция 10 Особенности социализации  
Лекция 11 Социальные установки и роль личности в группе  
Лекция 12 Общие проблемы малой группы в социальной психологии  
Лекция 13 Социально-психологические характеристики малой группы  
Лекция 14 Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения  
Лекция 15 Большие социальные группы и их психологические особенности    
Лекция 16 Психология толпы    
   
   
   

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Предмет, структура, взаимосвязи социальной психологии.

2. Взаимосвязи социальной психологии

3. Методы социально-психологического исследования

 

Вопрос 1. Предмет, структура, взаимосвязи социальной психологии

ЛЕКЦИЯ 2

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1. Подход к проблеме

2. Предпосылки возникновения социальной психологии

3. Развитие социальной психологии на Западе

4. Развитие социальной психологии в России и СССР

Вопрос 1. Подход к проблеме

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус.

Одной из причин двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

В истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв, и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х - начале 60-х годов.

Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю.

 

Лекция 3

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

 

1. Понятие и сущность общения.

2. Особенности общения.

3. Виды общения

Вопрос 3. Виды общения

Общение чрезвычайно многогран­но. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.

Различают межличностное и массо­вое общение. Межличностное общение связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общениеэто множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональ­ное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совмест­ных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель - про­давец, учитель - ученик, начальник - подчиненный).

В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть также дове­рительным и конфликтным. Пер­вое отличается тем, что в его ходе пе­редается особо значимая информация.

Доверительность - существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

Общение может быть личным и де­ловым. Личное общение - это об­мен неофициальной информацией.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития циви­лизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники).

Лекция 4

Лекция 5

ЛЕКЦИЯ 8

Подход К. А. Абульхановой.

Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельно­сти. В основе ее развития лежит раз­витие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), спо­собность к организации времени, со­циальное мышление.

Подход Д. И. Фельдштейна. Со­гласно ему, в онтогенезе личность раз­вивается поуровнево, проходя различ­ные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формиро­вания является общественно- полезная деятельность.

Подход В. Н. Мясищева. Рассмат­ривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздей­ствием отражения сознанием человека окружающей действительности, явля­ясь одной из форм этого отражения.

Подход А. Н. Леонтьева и А. В. Пе­тровского. Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целос­тная система внутренних условий, че­рез которые преломляются все вне­шние воздействия, в силу чего в личнос­ти можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

Подход К. К. Платонова. Соглас­но ему, личность имеет динамическую функциональную структуру, элемента­ми которой являются: 1) направлен­ность, 2) опыт, 3) особенности психи­ческих процессов и 4) биопсихологи­ческие свойства.

Подход Д. Н. Узнадзе. Рассматри­вает личность как целостное и духов­ное образование, мотивы и поступки которого могут носить и неосознанный характер. Д.Н. Узнадзе - основатель теории установки как общепсихологи­ческой концепции, раскрывающей за­кономерности развития и функциони­рования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

Подход военных психологов.

Согласно ему, личность — это конкрет­ный человек, являющийся представите­лем определенного общества, определен­ной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осоз­нающий свое отношение к окружающе­му и наделенный определенными инди­видуально-психологическими и социаль­но-психологическими особенностями.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Понятие о социализации

2. Факторы социализации

3. Содержание процесса социализации

Вопрос 3. Содержание процесса социализации

Исследователи выделяют три сферы, в которых прежде всего осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Остановимся на их характеристике.

Деятельность: на протяжении всего процесса социализации идет расширение перечня деятельностей, т.е. освоение новых видов деятельности. При этом происходит еще три важных процесса: ориентировка в системе связей в каждом виде деятельности; личностный выбор деятельности; центрирование вокруг главного выбранного; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение: в процессе социализации личности идет расширение общения (умножение контактов человека с другими людьми, специфика их на разных возрастных этапах) и его углубление (переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера).

Самосознание личности – это становление в человеке образа его «Я» (И.С. Кон). Этот образ складывается под воздействием многих социальных влияний, меняются все три компонента образа «Я»: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Таким образом, процесс социализации может быть понят только как единство изменения всех трех сфер.

 

ЛЕКЦИЯ 10

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

1. Стадии процесса социализации

2. Механизмы социализации

3. Социально-психологические способы социализации

 

Вопрос 1. Стадии процесса социализации

Социализация – процесс, непрерывно длящийся в течение всей жизни, на основе этого выделяют различные стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подростково­го возраста ребёнок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Маргинальная (переходная) социализация подростка или стадия индивидуали­зации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отноше­ние к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия ин­дивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. всё ещё не устойчиво в мировоззрении и характер подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти своё место в обществе, «вписаться» в общество).

4. Трудовая стадия (не только усвоение социального опыта, но и воспроизведение его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность)

5. Послетрудовая стадия (вносится существенный вклад в воспроизводство со­циального опыта, в процесс передачи его новым поколениям).

 

Лекция 11

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ

В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1. История исследований малых групп

2. Методология исследования групп

ЛЕКЦИЯ 13

МАЛОЙ ГРУППЫ

1. Понятие и классификация групп

2. Психологическая структура малой группы

3. Особенности группы

ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ

1. Психологические особенности толпы

2. Виды толпы

3. Циркулярная реакция как механизм поведения людей в толпе

Вопрос 2. Виды толпы

Случайная толпа — неорганизо­ванная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транс­портным происшествием, пожаром, дракой и т.д.

Обычно случайную толпу образу­ют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потреб­ность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в по­добных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быст­ро собираться и так же быстро рассеи­ваться. Обычно она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя изве­стны и отдельные случаи, когда слу­чайная толпа состояла из нескольких тысяч.

Конвенциональная толпа — тол­па, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нор­мах и правилах поведения — кон­венциях.

Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической де­монстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направ­ленный интерес и они должны следо­вать нормам поведения, соответству­ющим характеру мероприятия. Ес­тественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почита­телей рок-звезды во время ее выступ­ления и будет кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.

Экспрессивная толпа общ­ность людей, отличающаяся особой си­лой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печа­ли, горя, негодования, гнева, ненавис­ти и т.д.).

Экспрессивная толпа обычно явля­ется результатом трансформации слу­чайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный на­строй, выражаемый коллективно, час­то — ритмически. Наиболее характер­ными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстра­ций, выражающие свою поддержку по­литике правящего режима или протест.

Экстатическая толпа — вид тол­пы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совмест­ных молитвенных, ритуальных или иных действиях.

Чаще всего это случается с молоде­жью во время рок-концертов, с верую­щими, представителями некоторых ре­лигиозных направлений или религиоз­ных сект.

Агрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству.

Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в со­стоянии фрустрации, часто направля­ют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к про­исходящему, ни к самим погромщикам.

Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом тран­сформации случайной,конвенциональ­ной или экспрессивной толпы. Так, фут­больные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случай­но во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными же­лезными решетками, болельщиков про­тивоборствующих команд рассажива­ют в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды по­лиции и даже подразделения войск бе­зопасности.

Паническая толпа — скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой вообра­жаемой или реальной опасности.

Паника — это социально-психоло­гический феномен проявления группо­вого аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который выс­тупает предпосылкой, почвой для груп­пового страха, для возникновения паники. Основная черта любого паничес­кого поведения людей — стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей ра­ционально оценивать возникшую ситу­ацию и препятствует мобилизации во­левых ресурсов для организации со­вместного противодействия возникшей опасности.

Стяжательская толпа — скоп­ление людей, находящихся в непосред­ственном и неупорядоченном конфлик­те между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недо­статочно для удовлетворения потреб­ностей или желаний всех участников этого конфликта.

Стяжательная толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в ма­газинах при продаже товаров повы­шенного спроса при явном их недо­статке; и пассажиры, стремящиеся за­нять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у касс перед началом какого-либо зрелищного ме­роприятия; и вкладчики обанкротив­шегося банка, требующие возврата вло­женных денег; и лица, грабящие мате­риальные ценности или товары из магазинов и складов при массовых бес­порядках.

СОДЕРЖАНИЕ

 

     
Лекция 1 Предмет, задачи и методы социальной психологии как науки    
Лекция 2 История формирования и современное состояние социальной психологии  
Лекция 3 Общение как социально-психологическое явление. Сущность и типология общения  
Лекция 4 Общение как процесс взаимодействия и его способы  
Лекция 5 Общение как коммуникативный процесс    
Лекция 6 Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга  
Лекция 7 Социально-психологическая характеристика личности  
Лекция 8 Проблема личности в современной социальной психологии  
Лекция 9 Социализация личности  
Лекция 10 Особенности социализации  
Лекция 11 Социальные установки и роль личности в группе  
Лекция 12 Общие проблемы малой группы в социальной психологии  
Лекция 13 Социально-психологические характеристики малой группы  
Лекция 14 Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения  
Лекция 15 Большие социальные группы и их психологические особенности    
Лекция 16 Психология толпы    
   
   
   

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Предмет, структура, взаимосвязи социальной психологии.

2. Взаимосвязи социальной психологии

3. Методы социально-психологического исследования

 

Вопрос 1. Предмет, структура, взаимосвязи социальной психологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.68 (0.011 с.)