Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. История исследований малых группСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследование американским психологом Норманом Триплетом (1897) эффективности индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в группе, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии. Дальнейшее развитие исследований данного направления в зарубежной социальной психологии произошло в 20-е годы XX в. Две крупные работы тех лет (в Германии В. Меде и в США Ф. Олпорта) во многом продолжили линию исследований, начатую Н. Триплетом. Ф. Олпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как «совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф. Олпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками. В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидов. Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х — начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных и полевых условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т. п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Ч. Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и поддержания внутреннего равновесия и сплочения). Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился основоположником научного направления, известного под названием «групповой динамики». Под его руководством было проведено изучение групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. Левин одним из первых стал изучать феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп. В этот период возникает практическая потребность в изучении закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами. К началу 70-х годов XX в. определились девять подходов в изучении психологии групп, таких как теория поля, теория систем, интеракционистский, социометрический, психоаналитический, общепсихологический, эмпирико-статистический и формально-модельный подходы, теория подкрепления. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В. М. Бехтерева, А. С. Залужного. После гражданской войны стал усиливаться интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких психологов, как П. П. Блонский и Д. Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роль, механизм, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов. Вышедшие в 30-40-е годы труды А. С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работах Макаренко реализованы (хотя и в упрощенном виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития. В этих исследованиях рассматривались феноменология малой группы, ее организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой деятельности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы. Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска и т. д. 70-е годы составили второй этап в развитии отечественной психологии групповой деятельности. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в 70-е годы подверглась проблематика исследований малых групп, в которой, среди прочих, появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией. На протяжении третьего этапа (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появился ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии - руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям. Четвертый этап связан с событиями 90-х годов, с изменением общественного строя в Восточной Европе и СНГ, с усилением интереса к этническим, политическим и конфессиональным аспектам функционирования социальных групп. Анализ исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это деятельностный, социометрический, параметрический и организационно-управленческий подходы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.008 с.) |