Вопрос 2. Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность»



Личность - один из самых сложных феноменов в науке. Этим объясняется множество имеющихся в психологической литературе определений. Остановимся на основных понятиях данной темы.

Индивид - (от лат. individuum - неделимое) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.).

Индивидуальность - социально значимые отличия человека от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Наиболее удачное определение личности, на наш взгляд, дает Г. Оллпорт: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Вопрос 3. Структура личности

Вопрос о структуре личности исследуют многие психологи. Так, Р.С. Немов и другие ученые полагают, что ее составляют: а) способности - индивидуально устойчивые свойства человека; б) темперамент, включающий качества, от которых зависят реакции человека на других людей и на социальные обстоятельства; в) характер, который включает качества, определяющие поступки человека в отношении других людей; г) волевые качества, влияющие на стремление человека к достижению цели; д) эмоции и мотивация - это переживания и побуждения к деятельности; е) социальные установки - убеждения и отношения людей.

Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством является направленность личности, т.е. система устойчивых мотивов (потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов и т.д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

А.В. Петровский выделяет три составляющие части структуры личности: внутрииндивидная (интраиндивидная) часть (темперамент, способности, характер и т.д.); внеиндивидная (интериндивидная) часть проявляется в процессах межличностного взаимодействия; надындивидная (метаиндивидная) часть - вклад личности в других людей.

Специально вопрос о структуре личности исследовался К.К. Платоновым, которым были выделены биологическая подструктура (темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, восприятие, воля и т.д.); подструктура социального опыта (приобретенные знания, умения, навыки и привычки); подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и убеждения).

К.В. Вербова и Г.В. Пар выделяют в структуре личности следующие компоненты: способность понимать внутренний мир другого человека - рефлексию; способность отождествлять себя с другим человеком - идентификацию; способность сопереживать другому человеку - эмпатию; способность к инициативному и гибкому воздействию на партнера в общении - динамизм; способность владеть собой - эмоциональную устойчивость.

ЛЕКЦИЯ 8

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Подходы к изучению личности в отечественной психологии

2. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Вопрос 1. Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Подход Б. Г. Ананьева. Рассмат­ривает человека, личность в единстве четырех сторон: 1) человека как био­логического вида; 2) онтогенеза и жиз­ненного пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества.

Подход К. А. Абульхановой.

Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельно­сти. В основе ее развития лежит раз­витие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), спо­собность к организации времени, со­циальное мышление.

Подход Д. И. Фельдштейна. Со­гласно ему, в онтогенезе личность раз­вивается поуровнево, проходя различ­ные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формиро­вания является общественно- полезная деятельность.

Подход В. Н. Мясищева. Рассмат­ривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздей­ствием отражения сознанием человека окружающей действительности, явля­ясь одной из форм этого отражения.

Подход А. Н. Леонтьева и А. В. Пе­тровского. Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целос­тная система внутренних условий, че­рез которые преломляются все вне­шние воздействия, в силу чего в личнос­ти можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

Подход К. К. Платонова. Соглас­но ему, личность имеет динамическую функциональную структуру, элемента­ми которой являются: 1) направлен­ность, 2) опыт, 3) особенности психи­ческих процессов и 4) биопсихологи­ческие свойства.

Подход Д. Н. Узнадзе. Рассматри­вает личность как целостное и духов­ное образование, мотивы и поступки которого могут носить и неосознанный характер. Д.Н. Узнадзе - основатель теории установки как общепсихологи­ческой концепции, раскрывающей за­кономерности развития и функциони­рования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

Подход военных психологов.

Согласно ему, личность — это конкрет­ный человек, являющийся представите­лем определенного общества, определен­ной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осоз­нающий свое отношение к окружающе­му и наделенный определенными инди­видуально-психологическими и социаль­но-психологическими особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.232.228 (0.023 с.)