Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Личность - один из самых сложных феноменов в науке. Этим объясняется множество имеющихся в психологической литературе определений. Остановимся на основных понятиях данной темы. Индивид - (от лат. individuum - неделимое) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.). Индивидуальность - социально значимые отличия человека от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Наиболее удачное определение личности, на наш взгляд, дает Г. Оллпорт: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Вопрос 3. Структура личности Вопрос о структуре личности исследуют многие психологи. Так, Р.С. Немов и другие ученые полагают, что ее составляют: а) способности - индивидуально устойчивые свойства человека; б) темперамент, включающий качества, от которых зависят реакции человека на других людей и на социальные обстоятельства; в) характер, который включает качества, определяющие поступки человека в отношении других людей; г) волевые качества, влияющие на стремление человека к достижению цели; д) эмоции и мотивация - это переживания и побуждения к деятельности; е) социальные установки - убеждения и отношения людей. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством является направленность личности, т.е. система устойчивых мотивов (потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов и т.д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. А.В. Петровский выделяет три составляющие части структуры личности: внутрииндивидная (интраиндивидная) часть (темперамент, способности, характер и т.д.); внеиндивидная (интериндивидная) часть проявляется в процессах межличностного взаимодействия; надындивидная (метаиндивидная) часть - вклад личности в других людей. Специально вопрос о структуре личности исследовался К.К. Платоновым, которым были выделены биологическая подструктура (темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, восприятие, воля и т.д.); подструктура социального опыта (приобретенные знания, умения, навыки и привычки); подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и убеждения). К.В. Вербова и Г.В. Пар выделяют в структуре личности следующие компоненты: способность понимать внутренний мир другого человека - рефлексию; способность отождествлять себя с другим человеком - идентификацию; способность сопереживать другому человеку - эмпатию; способность к инициативному и гибкому воздействию на партнера в общении - динамизм; способность владеть собой - эмоциональную устойчивость. ЛЕКЦИЯ 8 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. Подходы к изучению личности в отечественной психологии 2. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии Вопрос 1. Подходы к изучению личности в отечественной психологии Подход Б. Г. Ананьева. Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества. Подход К. А. Абульхановой. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление. Подход Д. И. Фельдштейна. Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно- полезная деятельность. Подход В. Н. Мясищева. Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Подход А. Н. Леонтьева и А. В. Петровского. Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости. Подход К. К. Платонова. Согласно ему, личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и 4) биопсихологические свойства. Подход Д. Н. Узнадзе. Рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которого могут носить и неосознанный характер. Д.Н. Узнадзе - основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности. Подход военных психологов. Согласно ему, личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.88.137 (0.006 с.) |