ТОП 10:

Основные характеристики ассортимента товаров.



Ранее ассортимент торговых предприятий формировался в соответствии с ассортиментным перечнем (часть торгового ассортимента, которая всегда должна быть в продаже в магазине). В настоящее время понятие ассортиментного перечня изменилось: он устанавливается магазином самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности, типом здания, размером торговой площади и др.

Ассортиментный перечень утверждается при лицензировании торгового предприятия в органах местной власти и в территориальных центрах Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В ассортиментный перечень обязательно должны входить социально значимые продовольственные и не продовольственные товары, остальные товары определяются магазином самостоятельно.

Социально значимыми продовольственными товарами (товарами первой необходимости) являются: хлеб и хлебобулочные изделия, соль, сахар, спички, чай, мясо животных и мясо птицы, молоко и кисло - молочные продукты, животное масло, яйцо, растительное масло, маргарин, рыба свежемороженая, крупа, макаронные изделия, табачные изделия, картофель, капуста, свекла, морковь.

К социально значимым непродовольственным товарам относятся: хозяйственное и туалетное мыло, синтетические моющие средства; зубные щетки; лезвия для бритья; ученические тетради; шариковые и перьевые авторучки; черно-графитные и цветные карандаши; электролампы (3 вида); швейные нитки и иглы; мужское, женское и постельное белье (простыни, наволочки, пододеяльники).

Основными показателями ассортимента являются следующие количественные характеристики: структура, широта, полнота, глубина, устойчивость и новизна.

Структура ассортимента – это отношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству (в процентах).

Показатели структуры ассортимента могут иметь стоимостное или натуральное выражение. Определение показателей структуры ассортимента в стоимостном выражении не дает полного представления о действительном соотношении тех или иных групп товаров, так как стоимости разных товаров значительно различаются, однако такое определение позволяет проанализировать оперативную деятельность предприятия торговли с финансовой стороны.

Структура ассортимента должна быть научно обоснованной, базироваться на результатах изучения потребностей населения и способствовать наиболее полному удовлетворению спроса.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты

где - фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже; - общее количество групп товаров.

Механическое расширение ассортимента нерационально и нецелесообразно. Увеличение числа товарных групп имеет смысл только до некоторого оптимального значения, которое должно соответствовать разумным потребностям и требованиям экономичности.

Полнота ассортимента – соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню и существующим потребностям.

Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента

где - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

полнота ассортимента указывает на возможность выбора различных товаров.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента

где - фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже; - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т.п.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости

где - фактическое количество разновидностей (видов) товаров на момент отдельных проверок; - количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; – количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента для универмагов – 0,80, для специализированных магазинов – 0,75.

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны

где - количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки; - количество разновидностей.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий. При этом целесообразно выделять принципиально новые изделия и изделия ранее выпускавшиеся, но с существенно измененными потребительскими свойствами.

Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морального старения товаров: чем он меньше, тем должна быть больше степень обновления ассортимента. Предпочтительно не только расширять, но и обновлять ассортимент.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.200.4 (0.004 с.)